Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Цели работы - изучить особенности проявления юношеского возраста в любви и дружбе, показать проблемы дружбы и любви, с которыми наиболее часто сталкиваются молодые люди и девушки.
Цели конкретизируются в следующих задачах:
1. Изучить литературу по избранной теме;
2. Выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
3. Сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…..3
1 Бесценный дружеский союз………………………………………………......…5
1.1 Проблемы дружбы в юношеском возрасте……………………………….....10
2 Любовь - единство души, духа и тела…………..…………..…….……….….12
2.1 Проблемы любви в юношеском возрасте…………………………...…...….17
Заключение ………………………………………………………………….....…19
Глоссарий……………………………………………………………………….....21
Список использованных источников…………………………………………....22
Список сокращений ………………………………………………………...…….23
Приложение А. Неписаные правила дружбы……………………………......….24
Приложение Б. Систематика видов любви Р.Стернберга ………………...……26

Работа содержит 1 файл

Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     А есть ли тяга всегда быть на людях? Не побег  ли это от самого себя? Это лишает человека неоценимого дара – услышать себя наедине с собой. Собственные мысли и чувства, подчас разные и противоречивые, анализ собственных поступков и побуждений, честная и  свободная оценка самого себя многому научат. Умение понимать себя – залог умения понимать другого. Потому-то, верно, и живёт мнение, что друзья познаются в беде, в тяжёлую минуту. Тогда то и появляется способность человека оценить случившееся чувствами, умом, болью друга…

     Однако  существует мнение, может быть, не менее  справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причём испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность – сколько за ними высказанных и невысказанных  обид, огорчений. Из-за них, случается, рвут казавшиеся крепкими связи.

     Человек со временем становится более избирательным, сдержанным. Естественно, и дружба становится сдержаннее, строже, взыскательнее, ответственнее. Взрослый яснее, чем юноша, осознаёт, что трудно найти другого, похожего на тебя как две капли воды в восприятии жизни, в отношении к миру, в оценках реальности. К тому же со временем появляются новые друзья. С одним из них связывают новые увлечения, с другими - общее дело, интересы, с третьими – духовные переживания.

          Но старый друг всегда первый  среди равных. Это надо  помнить,  особенно в юношеском возрасте в молодые годы. Ведь в зрелом возрасте уже труднее завязывать близкие отношения, труднее и подарить, и завоевать глубокую привязанность. Не случайно говорят: «Старый друг, лучше новых двух». 
 

      1.1 Проблемы дружбы в юношеском возрасте 

     В опасном и прекрасном юношеском возрасте так нужны и необходимы подросткам добрые и мудрые наставники, которые не оставляют юношей и девушек в их поисках своего места и друзей. Никакие другие отношения в этом возрасте не соединяют в себе столько хорошего и в то же время  столько вредного в нравственности как юность.

     Перестав  быть ребёнком, но, ещё не сделавшись взрослым и ещё не имея связи с  обществом, полусозревшие юноша  или девушка не всегда бывают в  правильной ситуации. Им необходимы дружеские отношения, при которых их физическое и душевное здоровье будет процветать. Однако, дружба дружбе рознь. Среди псевдодрузей они ограждены от доброго взора родителей, наставников, от доброго совета любящих людей. Среди таких «друзей» нет порицания, острот, здесь никто и ни за что не пристыдит, не отругает.

     Вот это и переносит юношей и девушек  во мрак опасностей их опасного возраста. Юность всегда увлекается, она слишком самоуверенна и самонадеянна, на всё смотрит сквозь розовую призму.

     Кроме того, молодые люди сами слишком часто ошибаются  в настоящем понятии дружбы. Нередко простое желание дружить принимают слишком буквально и доверчиво, принося себя в жертву. Результат этого алкоголизм, наркомания, проституция, жестокость, недостойная родительских чувств и светлого романтического образа юности.

     Ссылаться в таких случаях на то, что со временем это пройдёт, значит ставить  на карту не только счастье, но иногда и жизнь молодых людей.

     Без искренних и честных отношений  в дружбе, занятости в умственной и трудовой деятельности, служения какой-либо идее, или чему-то очень высокому, дружба будет не что иное, как злополучная сделка, вечный источник горести, бедствий, раздоров, беспорядков в отношениях и скандалов.

     Поэтому не нужно закрывать глаза ни перед  чем, что указывает на вековые нравственные правила, поведение, вкусы и поведение юношества.

       Это, конечно, представляет немало  затруднений, в особенности, если  дело идёт о проникновении в душу особ, таящих в себе ненастоящие чувства и интересы, имеющие надобность скрывать свои принципы и действия.

     Симпатия  в дружеских отношениях состоит  в  сходстве и тождестве чувств и вкусов: одинаковые взгляды на вещи, одинаковые чувства, вкусы, наклонности, имеющие доброе начало.

     Такая дружба совершенна, а если дружба дурна  по сути, то и союз такой недолго терпим. Эта истина, подтверждаемая ежедневным опытом, достаточно доказывает, как важно для юношей и для девушек, ищущих дружбу делать это осмотрительно и на долгое время, а может и на всю жизнь.

     В юности никто не свободен в своих  действиях. А если молодой человек не волен в своих поступках, то найдётся «друг» или компания, виновная в его будущих нравственных проблемах, которая управляет незрелым человеком, лишая его свободы нравственного выбора.

     Но  что же делать? Ведь ощущая в себе духовную потребность в общении, дружбе и любви, в расцвете физических и душевных сил  как ими воспользоваться?

     Труд, природа, путешествия, спорт, защита Отечества, это соединение всего, с чем невозможно расстаться. Это то, что можно противопоставить пороку, то, что сильнее его. Страсть к праздности, ко всякой неумеренности влечёт за собой гибельные последствия, плохую репутацию.

     Друзей  не бывает много, а человек сомнительной нравственности – беда. А добрый друг – это здравый смысл – доброе сердце. Много значит, когда доброе сердце поддерживается правильным взглядом на вещи, потому что без этой надёжной опоры легко обмануться.

     Пустые, глупые компании – это доказательство ограниченности ума. Для первого раза это может быть занимательно, но во второй и третий – это тягостно и неприятно. В такой компании не вырабатывается правильный взгляд на вещи.

     Время молодости – самое драгоценное  время для приобретения познаний и опыта. Пользоваться этим временем необходимо, чтобы запастись всем самым хорошим. Не надо терять время на пустяки, которые не имеют достоинства.

      2 Единство души, духа и тела 

     Из  всех человеческих страстей самая глубинная, всеохватывающая, безусловно, любовь. Ею одухотворена вся основа вся основа нашего бытия, сила её не знает ни границ времени, ни границ пространства, это чувство человека вечно и неизменно.

     Любовь  – это такое состояние  человека (его духа, души и тела), при котором  он ощущает всю полноту своего существования. Без гармоничного единства этих начал в человеке подлинная любовь невозможна. В реальной человеческой жизни такая полнота предполагает соединение двоих – мужчины и женщины.

     Во  взаимоотношениях двух людей любовь есть беспричинное и часто неосознаваемое стремление к объединению. Любовь нередко возникает «как-то вдруг», «с первого взгляда», в буквальном  смысле нечаянно, т.е. неожиданно. Её появление не зависит от воли и сознания человека, он не может себя заставить полюбить кого-то. Любовь «сама приходит». Она настолько властна над влюблёнными, что это даёт повод сравнивать её с некоторого рода помешательством. Иногда любовь уподобляется огню или пламени, буквально обжигающим человека. Её огненное воздействие оставляет в душе человека след, который сохранятся навсегда, даже если само чувство любви  давно ослабло или исчезло. Несмотря на то, что любят друг друга земные конкретные люди, природа любви имеет, скорее всего, сверхчеловеческие истоки. Проявляется это в том, что сила любви побуждает людей к совершенствованию поступков и созданию творений, которые человек в обычном состоянии сделать, не способен. В бессмертной трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» рассказывается о такой любви, такой полной самоотдаче, достижении такой полноты взаимных отношений, после утраты, которых существование каждого в отдельности стало невозможным.

     Чувство любви вызывает напряжение всех человеческих сил, активно воздействует на личность, формирует её мироощущение. Так, в юношеском возрасте именно романтическая любовь, с её мощью и энергией, способна создавать совершенно идеальный образ возлюбленного, пробуждать в молодых людях творческие силы, находящие выход, как правило, в поэтических выражениях.

     Сформировав в себе возвышенное отношение к любви как духовно-душевному чувству, человек начинает соответствующим образом относится и к любви телесной, она также становится возвышенной. И наоборот, знакомство с телесными ощущениями, не имеющими духовно-душевной осознания их природы, как правило, влечёт за собой примитивное, ущербное понимание любви, сводя её к одним только «плотским наслаждениям». А раннее знакомство с сексом приводит вообще к подавлению, или вовсе к утрате романтического периода. Не пережив этого периода, человек в интеллектуальном, духовном и нравственном отношениях оказывается неполноценным. Именно в романтическом периоде формируется и развивается его способность к воображению, лежащая в основе любой творческой деятельности, к сопереживанию, из которого вырастает чувство сострадания. Люди с подавленным воображением  и отсутствием умения сострадать, как свидетельствует жизнь, не готовы принимать чужую точку зрения, чувствовать чужую беду, для них наиболее характерны стереотипы поведения и мышления, низкий уровень мышления и т.д. и т.п.

     В каждой эпохе стремились понять причины  влечения мужчин и женщин друг к  другу. Греческая культура, уделившая много внимания природе любви, раскрыла несколько её видов, каждый из которых имеет своё собственное имя. Одно из них – Эрос. Под ним понимается любовь как страстное наслаждение, обожание своего возлюбленного. Такая любовь эгоистична и подвержена ревности6. Наиболее прозаический вариант эроса  в современном его понимании – секс7. Другой вид назван филией. В основе этой любви лежит дружба, симпатия, расположение человека к человеку. «Сторге» - это любовь-привязанность, как правило, родовая или семейная, обычно её называют братской, отцовской, материнской любовью. Наконец «Агапе» - любовь жертвенная, способная на подвиг во имя возлюбленного.

     Наиболее  разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает ещё три вида любви –   «Людус», 8«Прагма», 9«Мания10». Р. Стернберг разработал иную систематику любовных отношений. (Представлена в приложении Б).

     Любовные  переживания молодых мужчин содержат больше эротических и особенно людических компонентов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых». Исследователями было обнаружено, что некоторые стили, например эрос, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как людус – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взаимоподдержка, удовольствие  от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Сильно любящие пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.

     Важную  роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

  1. Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;
  2. Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;
  3. Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

     По  всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные  основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не могут.

       Греческий философ  Платон (427-347 до н.э.) посвятил анализу любви диалог «Пир». Согласно Платону, низшей формой любви является простое чувственное влечение к красивому телу, а высшей формой – идеальная любовь, предметом которой служит не «красивое» тело, а «абсолютная красота». Именно такое понимание высшей формы любви  дало повод в последствии называть её платонической любовью.

Информация о работе Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте