Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 19:15, курсовая работа
Рассматривая вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно........
Введение …………………………………………………………………3
1. Проблема возраста человека на основе классификации
1.1 Классификация возрастных проблем ……………………………..5
1.2 Понятие возрастного кризиса ……………………………………...8
2 Возрастные кризисы и их особенности
2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису
развития …………………………………………………………………11
2.2 Кризисы развития зрелых возрастов …………………………….13
Заключение ……………………………………………………………...18
Глоссарий ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………21
Приложение……………………………………………………………..22
Подростковый
период (12 - 18 лет), или пятая стадия
психосоциального развития, традиционно
считается наиболее уязвимым для стрессовых
ситуаций и для возникновения кризисных
состояний. Э. Эриксон выделяет этот возрастной
период как очень важный в психосоциальном
развитии и считает патогномоничным для
него развитие кризиса идентичности, или
ролевое смещение, которое проявляется
в трех основных сферах поведения:
проблема
выбора карьеры;
выбор референтной группы и членство в ней (реакция группирования со сверстниками по А.Е. Личко);
употребление алкоголя и
Доминирующими
вопросами этого возраста являются:
“Кто Я? ”, “Как Я впишусь в мир
взрослых? ”, “Куда Я иду? ” Подростки
пытаются выстроить собственную систему
ценностей, часто вступая в конфликт со
старшим поколением, ниспровергая их ценности.
Классическим примером является движение
хиппи. Представление о смерти у подростков,
как об универсальном и неизбежном конце
человеческой жизни приближается к таковому
у взрослых. Ж. Пиаже писал, что именно
с момента постижения идеи смерти ребенок
становится агностиком, то есть у него
появляется присущий взрослому способ
мировосприятия. Хотя, признавая интеллектуально
“смерть для других”, они фактически
на эмоциональном уровне отрицают ее для
себя. У подростков преобладает романтическое
отношение к смерти. Часто они трактуют
ее как иной способ существования.
2.2
Кризисы развития зрелых
Развитие
в зрелых возрастах - это молодость как
начальный этап зрелости, установление
интимности, личных близких связей с другим
человеком - основная потребность зрелости.
Роль в решении этой задачи любви и дружбы.
Специфика самореализации в профессиональной
деятельности. Основные проблемы данного
возраста: поиск себя, выработка индивидуальности,
окончательное осознание себя как взрослого
человека со всеми правами и обязанностями,
сознание обобщенного, нереалистического
характера юношеских (подростковых) мечтаний,
складывание более конкретного представления
о будущей жизни, вступление в брак. Молодость
как "время путешествий", переход
от "кочевой" жизни к оседлой. Профессиональная
деятельность - задача специализации в
избранной профессии, приобретение мастерства,
либо смена профессии, вуза и так далее.
Переход
к расцвету (около 30 лет) - период нормативного
кризиса как расхождения между
областью наличного и областью возможного,
желаемого. Смена основ образа жизни.
Личностная перестройка. Распад ранних
браков, смена профессии как иллюзорные
пути выхода из кризиса, взгляд на кризис
с точки зрения "третьего рождения личности".
Возможные пути бескризисного прохождения
данного возрастного этапа. [10, С.67] Расцвет
(середина жизни) как "золотой возраст",
"период бури и натиска", беспокойства,
огромной работоспособности и отдачи,
как бы возврат отрочества. Появление
потребности отдачи опыта другим. Представление
о причинах возникновения данной потребности.
Переход к зрелости (около 40) как "взрыв
в середине жизни", осознание утраты
молодости, начало снижения уровня физических
возможностей. Присущие данному периоду
личностные сдвиги. Смена иерархии мотивов,
сомнение в правильности прожитой жизни
как центральная проблема данного периода.
Возможные пути бескризисного прохождения
данного возрастного этапа. Зрелость как
вершина жизненного пути личности. Коллективное
творчество как ведущая деятельность
данного периода. Примирение с самим собой
как один из путей выхода из жизненных
противоречий. Источники удовлетворения
в данном возрастном периоде: семейная
жизнь, успехи детей и т.д. Стремление к
общению как характерная черта данного
периода. Одиночество в зрелом возрасте.
Возможности обучения в зрелых возрастах.
Осознание возрастных перестроек и изменение
образа жизни зрелого человека. Кризис
середины жизни, его психологический смысл.
В
молодости (или ранней зрелости по Э.
Эриксону - 20-25 лет) молодые люди ориентированы
на получение профессии и создание
семьи. [5, С.14] Главной проблемой, которая
может возникнуть в этот возрастной
период, является поглощенность собой
и избегание межличностных отношений,
что является психологической основой
для возникновения чувства одиночества,
экзистенциального вакуума и социальной
изоляции. Если кризис успешно преодолен,
то у молодых людей формируется способность
любить, альтруизм, нравственное чувство.
Еще
несколько десятилетий тому назад
считалось, что в зрелом возрасте
у человека нет значимых проблем,
связанных с развитием
С
этим убеждением солнце достигает непредвиденной
полуденной высоты - непредвиденной, потому
что из-за своего однократного индивидуального
существования оно не могло знать заранее
собственного кульминационного пункта.
В двенадцать часов дня начинается закат.
Он представляет собой инверсию всех ценностей
и идеалов утра. Солнце становится непоследовательным.
Оно как бы убирает свои лучи. Свет и тепло
убывают вплоть до полного угасания”.
Пожилые
люди (стадия поздней зрелости по Э.
Эриксону). Исследованиями геронтологов
установлено, что физическое и психическое
старение зависит от личностных особенностей
человека и от того, как он прожил
свою жизнь. Г. Руффин (1967) условно выделяет
три вида старости: “счастливую”, “несчастливую”
и “психопатологическую”. Ю.И. Полищук
(1994) исследовал методом случайной выборки
75 человек в возрасте от 73 до 92 лет. По данным
полученных исследований в этой группе
преобладали лица, чье состояние квалифицировалось
как “несчастливая старость” - 71%; 21% составили
лица с так называемой “психопатологической
старостью” и 8% переживали “счастливую
старость”.
“Счастливая”
старость наступает у гармоничных
личностей с сильным
Таким
образом, в заключение данного исследования
на основе изученных материалов и
исходя из поставленных в работе цели
и задач можно сделать следующие выводы.
Проблема
возраста не только центральная для
психологии, но и ключ ко всем вопросам
практики. Эта проблема непосредственно
и тесно связана с диагностикой
возрастного развития ребенка. Диагностикой
развития называют обычно систему исследовательских
приемов, имеющих задачей определение
реального уровня развития, достигнутого
человеком. Реальный уровень развития
определяется тем возрастом, той стадией
или фазой внутри данного возраста, которую
сейчас переживает человек. Мы знаем уже,
что паспортный возраст человека не может
служить надежным критерием для установления
реального уровня его развития. Поэтому
определение реального уровня развития
всегда требует специального исследования,
в результате которого может быть установлен
диагноз развития.
Определение
реального уровня развития - насущнейшая
и необходимая задача при решении
всякого практического вопроса
воспитания и обучения человека, контроля
за нормальным ходом его физического
и умственного развития или установления
тех или иных расстройств в развитии, нарушающих
нормальное течение и придающих всему
процессу атипический, аномальный, а в
иных случаях патологический характер.
Таким образом, определение реального
уровня развития - первая и основная задача
диагностики развития.
Изучение
симптоматологии возрастов
Само
по себе исследование какого-либо возрастного
симптома или группы симптомов и
даже точное количественное измерение
их еще не могут составить диагноза. Между
измерением и диагнозом, говорил Гезелл,
существует большая разница. Она заключается
в том, что к диагнозу можно прийти только
в случае, если удастся вскрыть смысл и
значение найденных симптомов.
Задачи,
стоящие перед диагностикой развития,
могут быть разрешены только на основе
глубокого и широкого изучения всей последовательности
хода развития, всех особенностей каждого
возраста, стадии и фазы, всех основных
типов нормального и аномального развития,
всей структуры и динамики развития в
их многообразии. Таким образом, само по
себе определение реального уровня развития
и количественное выражение разности
между паспортным и стандартизированным
возрастом человека или отношения между
ними, выражаемого в коэффициенте развития,
составляет только начальный шаг на пути
диагностики развития. В сущности говоря,
определение реального уровня развития
не только не исчерпывает всей картины
развития, но очень часто охватывает ее
незначительную часть. Констатируя наличие
тех или иных симптомов при определении
реального уровня развития, мы фактически
определяем лишь ту часть общей картины
развития, которая охватывает уже созревшие
на сегодняшний день процессы, функции
и свойства, физического развития, которые
характеризуют уже завершившиеся циклы
развития. Это итог, результат, конечное
достижение развития за истекший период.
Эти симптомы говорят нам скорее о том,
как шло развитие в прошлом, чем о том,
как оно совершается в настоящем и какое
направление примет в будущем. Разумеется,
знание итогов вчерашнего развития - необходимый
момент для суждения о развитии в настоящем
и будущем. Но одного его совершенно недостаточно.
Образно говоря, при нахождении реального
уровня развития мы определяем только
плоды развития, т.е. то, что уже созрело
и завершило свой цикл. Но мы знаем, что
основным законом развития является разновременность
в вызревании отдельных сторон личности
и различных ее свойств. В то время как
одни процессы развития уже принесли плоды
и завершили свой цикл, другие процессы
находятся только в стадии созревания.
Подлинный диагноз развития должен суметь
охватить не только завершившиеся циклы
развития, не только плоды, но и находящиеся
в периоде созревания процессы. Подобно
тому как садовник, определяя виды на урожай,
поступил бы неправильно, подсчитав только
количество созревших фруктов в саду и
не сумев оценить состояние деревьев,
не принесших еще зрелого плода, психолог,
который ограничивается определением
созревшего, оставляя в стороне созревающее,
никогда не может получить сколько-нибудь
верного и полного представления о внутреннем
состоянии всего развития и, следовательно,
не может перейти от симптоматического
к клиническому диагнозу.
Таким образом, мы приходим к выводу, что к началу каждого периода складывается единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, зависит от постоянно действующих факторов: биологическое созревание; психофизического состояния организма; место человека в системе социальных отношений; достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Кризис | Поворотный
момент в жизни индивидуума, который
возникает как следствие |
2 | Сенситивный период | Период оптимальных сроков развития, определенных сторон психики - процессов и свойств |
3 | Зона актуального развития | Обладание ребенком того, чему он научился |
4 | Возраст | Продолжительность жизни (годы, месяцы и т.д.) |
5 | Периодизация развития | Психологическая
классификация возрастов |
6 | Психология возрастов | Изучение закономерности переходов от одного периода к другому на основе смены типов деятельности |
7 | Подростковый возраст | Переходное положение от детства к юности (пубертатный) от12 до 19 лет |
8 | Юношеский | Получение профессии и создание семьи (от20 до 25лет) |
9 | Молодость (ср. зрелость) | Переход молодости к старости (от 26 до 64лет) |
10 | Старость | Период от 65 до конца жизни |