Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 19:15, курсовая работа
Рассматривая вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно........
Введение …………………………………………………………………3
1. Проблема возраста человека на основе классификации
1.1 Классификация возрастных проблем ……………………………..5
1.2 Понятие возрастного кризиса ……………………………………...8
2 Возрастные кризисы и их особенности
2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису
развития …………………………………………………………………11
2.2 Кризисы развития зрелых возрастов …………………………….13
Заключение ……………………………………………………………...18
Глоссарий ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………21
Приложение……………………………………………………………..22
Сенситивный
период развития - период в жизни
человека, создающий наиболее благоприятные
условия для формирования у него
определенных психологических свойств
и качеств личности, видов поведения.
К примеру, возраст от 1 года до 3-х
лет наиболее сенситивен для развития
речи, активная речь обогащает психическое
развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сенситивен
к развитию чувств, усвоению морали, культуры
поведения и общения с другими людьми-взрослыми
и сверстниками. [1, С.15].
В
основу периодизации Э. Эриксона положен
эпигенетический принцип. Быть самим собой
и для себя и для значимых других людей
- такова движущая сила развития в периодизации
Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде
происходит расширение и изменение системы
значимых отношений. Развитие новых отношений
побуждает человека определить свой жизненный
выбор, и направление этого выбора определяет
основные новообразования возраста и
сам характер этих новообразований: позитивные
они или деструктивные. Направление выборов
заложено и в названии каждого возрастного
периода:
Основополагающая
вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);
Автономность
против стыда и сомнений (2-3 года);
Инициатива
против вины и сомнений (3-5 лет);
Дружелюбие
против неполноценности (6-11 лет);
Личностная
идентичность против ролевого смешения
(12-18 лет);
Близость
против одиночества (19-25 лет);
Продуктивность
против застоя (25-50 лет);
Цельность
против отчаяния (50-. .).
1.2
Понятие возрастного кризиса
Проблема
профилактики и терапии кризисных
состояний является одной из наиболее
актуальных для современной психологии.
Традиционно этот вопрос рассматривается
с позиций теории стресса Г. Селье. Гораздо
меньше внимания уделяется вопросам возрастных
кризисов личности и практически не затрагиваются
экзистенциальные проблемы человека.
А между тем, говоря о кризисных состояниях
и их профилактике нельзя не затронуть
вопрос взаимоотношения “Я”, “МОЕ” и
“СМЕРТЬ”, ибо без рассмотрения этих
взаимоотношений нельзя понять генез
посттравматических стрессовых расстройств,
суицидального поведения и других невротических,
связанных со стрессом и соматоформных
расстройств.
Проблему
осмысления истоков возникновения
личностного кризиса и ее возрастную
динамику исследовали многие авторы.
Эрик Эриксон, создатель эго-теории
личности, выделил 8 стадий психосоциального
развития личности.
[см.
Приложение. А] Он считал, что каждая
из них сопровождается “
Социальная
ситуация развития, специфическая для
каждого возраста, определяет строго
закономерно весь образ жизни человека,
или его социальное бытие. Отсюда возникает
вопрос, с которым мы сталкиваемся при
изучении в динамике какого-либо возраста,
именно вопрос о происхождении, или генезисе,
центральных новообразований данного
возраста. Выяснив социальную ситуацию
развития, сложившуюся к началу какого-то
возраста и определяемую отношениями
между человеком и средой, мы вслед за
этим должны выяснить, как из жизни человека
в этой социальной ситуации необходимо
возникают и развиваются новообразования,
свойственные данному возрасту. Эти новообразования,
характеризующие в первую очередь перестройку
сознательной личности человека, являются
не предпосылкой, но результатом или продуктом
возрастного развития. Изменение в сознании
человека возникает на основе определенной,
свойственной данному возрасту, формы
его социального бытия. Вот почему созревание
новообразований относится всегда не
к началу, но к концу данного возраста.
Если
конфликт разрешен, то личность обогащается
новыми, положительными качествами, если
не разрешен - возникают симптомы и проблемы,
которые могут повлечь за собой развитие
психических и поведенческих расстройств
Психолог
должен основываться на критическом
и осторожном истолковании данных,
полученных из различных источников.
Он основывается на всех проявлениях и
фактах созревания. Синтетическая, динамическая
картина тех проявлений, совокупность
которых мы называем личностью, входит
целиком в рамки исследования. Мы не можем,
конечно, точно измерить черты личности.
Нам с трудом даже удается определить,
что мы называем личностью, но с точки
зрения диагностики развития мы должны
следить за тем, как складывается и созревает
личность, полагает Гезелл.
Если
мы ограничимся только определением
и измерением симптомов развития,
мы никогда не сумеем выйти за пределы
чисто эмпирического констатирования
того, что и так известно лицам, наблюдающим
человека. В лучшем случае мы сумеем только
уточнить эти симптомы и проверить их
измерением. Но мы никогда не сумеем, ни
объяснить наблюдаемые в развитии человека
явления, ни предсказать дальнейший ход
развития, ни указать, какого рода мероприятия
практического характера должны быть
применены по отношению к человеку. Такого
рода бесплодный в объяснительном, прогностическом
и практическом отношении диагноз развития
можно сравнить только с теми медицинскими
диагнозами, которые ставились врачами
в эпоху господства симптоматической
медицины. Больной жалуется на кашель,
врач ставит диагноз: болезнь-кашель. Больной
жалуется на головную боль, врач ставит
диагноз: болезнь-головная боль. Такой
диагноз по существу пустой, так как исследователь
не прибавляет ничего нового к тому, что
он узнал из наблюдений самого больного,
и возвращает больному его же собственные
жалобы, снабдив их научной этикеткой.
Пустой диагноз ничего не способен объяснить
в наблюдаемых явлениях, ничего не может
предсказать относительно их судьбы и
не может дать практических советов. Истинный
же диагноз должен дать объяснение, предсказание
и научно обоснованное практическое назначение.
Точно
так же обстоит дело и с симптоматическим
диагнозом в психологии. Если в
консультацию приводят человека с жалобами
на то, что умственно он плохо
развивается, плохо соображает, запоминает,
а психолог после исследования ставит
диагноз: низкий коэффициент умственного
развития - умственная отсталость, то он
также ничего не объясняет, ничего не предсказывает
и ничем практически не может помочь, как
врач, который ставит диагноз: болезнь
- кашель. Можно сказать, что по его воспитанию
и обучению, поскольку они связаны с особенностями
того или иного возраста, нуждаются в диагностике
развития.
Таким
образом, одна из важнейших проблем
- это социальная стадия развития, которая
складывается на определенном этапе
развития. Она обуславливает динамику
на протяжении каждого возрастного порога,
что порождает новые качественно своеобразные
психологические новообразования. Данные
изменения происходят к концу возрастного
периода Выготского.
Так
как диагностика развития следит
за тем, как складывается и развивается
личность, можно рассматривать личностную
проблематику в соответствии с возрастом.
2 Возрастные кризисы
и их особенности
2.1
Особенности кризиса развития. Различные
периоды к кризису развития
На
первой стадии психосоциального развития
(рождение - 1 год) уже возможен первый важный
психологический кризис, обусловленный
недостаточным материнским уходом и отвержением
ребенка. Материнская депривация лежит
в основе “базального недоверия”, которое
в дальнейшем потенцирует развитие страха,
подозрительности, аффективных расстройств.
На
второй стадии психосоциального развития
(1-3 года) психологический кризис сопровождается
появлением чувства стыда и сомнения,
что в дальнейшем потенцирует
формирование неуверенности в себе,
тревожной мнительности, страхов, обсессивно-компульсивного
симптомокомплекса.
На
третьей стадии психосоциального развития
(3 - 6 лет) психологический кризис сопровождается
формированием чувства вины, покинутости
и никчемности, что впоследствии
может стать причиной зависимого
поведения, импотенции или фригидности,
расстройств личности. [7, С.84].
Cоздатель
концепции родовой травмы О. Rank
(1952) говорил о том, что тревога
сопровождает человека с
M.
H. Nagy (1948), изучив сочинения и рисунки
почти 4 тысяч детей Будапешта, а также
проведя индивидуальные психотерапевтические
и диагностические беседы с каждым из
них, выявила, что дети до 5 лет рассматривают
смерть не как финал, а как сон или отъезд.
Жизнь и смерть для этих детей не исключали
друг друга. В последующих исследованиях
она выявила особенность, поразившую ее:
дети говорили о смерти как о разделении,
о некоем рубеже. Исследования М.С. McIntire
(1972), проведенные четверть века спустя,
подтвердили выявленную особенность:
только 20% 5-6 летних детей думают, что их
умершие животные оживут и только 30% детей
этого возраста предполагают наличие
сознания у умерших животных. Аналогичные
результаты были получены и другими исследователями
(J. E. Alexander, 1965; T. B. Hagglund, 1967; J. Hinton, 1967; S. Wolff,
1973). B. M. Miller (1971) отмечает, что для ребенка
дошкольного возраста понятие “смерть”
отождествляется с потерей матери и это
часто является причиной их неосознанных
страхов и тревоги. Страх смерти родителей
у психически здоровых дошкольников наблюдался
у 53% мальчиков и у 61% девочек. Страх своей
смерти отмечался у 47% мальчиков и 70% девочек
(А.И. Захаров, 1988). Суициды у детей до 5 лет
- единичны, однако в последнее десятилетие
наметилась тенденция к их росту. [9, С.54]
Дети
с чрезмерными страхами и тревогой,
связанной с разлукой со значимыми близкими,
сопровождающимися неадекватными страхами
одиночества и расставания, ночными кошмарами,
социальной аутизацией и рецидивирующими
сомато-вегетативными дисфункциями, нуждаются
в консультации и лечении психиатра. В
МКБ-10 такое состояние классифицируется
как “Тревожное расстройство в связи
с разлукой в детском возрасте”
Дети
школьного возраста, или 4 стадии по
Э. Эриксону (6-12 лет) приобретают в
школе знания и навыки межличностного
общения, определяющие их личную значимость
и достоинство. Кризис этого возрастного
периода сопровождается появлением чувства
неполноценности или некомпетентности,
чаще всего коррелирующей с успеваемостью
ребенка. В дальнейшем эти дети могут утратить
уверенность в себе, способность эффективно
трудиться и поддерживать человеческие
контакты.
Психологические
исследования показали, что дети этого
возраста интересуются проблемой смерти
и уже достаточно подготовлены к
разговору о ней. В словарный
текст было включено слово “мертвый”,
и это слово было адекватно воспринято
подавляющим большинством детей. Лишь
2 из 91 ребенка умышленно обошли его. Однако,
если дети 5,5 - 7,5 лет считали смерть маловероятной
лично для себя, то в возрасте 7,5 - 8,5 лет
они признают ее возможность и для себя
лично, хотя возраст предполагаемого ее
наступления варьировал в пределах от
“через несколько лет до 300 лет”.
G.
P. Koocher (1971) исследовал представления
неверующих детей 6-15 лет касающееся
их предполагаемого состоянии
после смерти. Разброс ответов на
вопрос, “что случится, когда ты умрешь?
”, распределился следующим образом: 52%
ответили, что их “закопают”, 21%, что они
“попадут на небо”, “буду жить и после
смерти”, “подвергнусь Божьей каре”,19%
“организуют похороны”, 7% посчитали,
что они “заснут”, 4% - “перевоплотятся”,
3% - “кремируют”. Вера в личное или всеобщее
бессмертие души после смерти была выявлена
у 65% верующих детей 8 - 12 лет (M. C. McIntire, 1972).
У
детей младшего школьного возраста
резко возрастает распространенность
страха смерти родителей (у 98% мальчиков
и 97% психически здоровых девочек 9 лет),
который наблюдается уже
У
младших школьников (в основном после
9 лет) уже наблюдается суицидальная
активность, которая чаще всего обусловлена
не серьезными психическими заболеваниями,
а ситуационными реакциями, источником
которых являются, как правило, внутрисемейные
конфликты.