Проблема возраста человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Рассматривая вопросы, стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития в их многообразии. Само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно........

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
1. Проблема возраста человека на основе классификации
1.1 Классификация возрастных проблем ……………………………..5
1.2 Понятие возрастного кризиса ……………………………………...8
2 Возрастные кризисы и их особенности
2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису
развития …………………………………………………………………11
2.2 Кризисы развития зрелых возрастов …………………………….13
Заключение ……………………………………………………………...18
Глоссарий ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………21
Приложение……………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     Сенситивный период развития - период в жизни  человека, создающий наиболее благоприятные  условия для формирования у него определенных психологических свойств  и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х  лет наиболее сенситивен для развития речи, активная речь обогащает психическое развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сенситивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения с другими людьми-взрослыми и сверстниками. [1, С.15].  

     В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей - такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и в названии каждого возрастного периода:  

     Основополагающая  вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);  

     Автономность  против стыда и сомнений (2-3 года);  

     Инициатива  против вины и сомнений (3-5 лет);  

     Дружелюбие  против неполноценности (6-11 лет);  

     Личностная  идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);  

     Близость  против одиночества (19-25 лет);  

     Продуктивность  против застоя (25-50 лет);  

     Цельность против отчаяния (50-. .).  
 

     1.2 Понятие возрастного кризиса 
 

     Проблема  профилактики и терапии кризисных  состояний является одной из наиболее актуальных для современной психологии. Традиционно этот вопрос рассматривается с позиций теории стресса Г. Селье. Гораздо меньше внимания уделяется вопросам возрастных кризисов личности и практически не затрагиваются экзистенциальные проблемы человека. А между тем, говоря о кризисных состояниях и их профилактике нельзя не затронуть вопрос взаимоотношения “Я”, “МОЕ” и “СМЕРТЬ”, ибо без рассмотрения этих взаимоотношений нельзя понять генез посттравматических стрессовых расстройств, суицидального поведения и других невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.  

     Проблему  осмысления истоков возникновения  личностного кризиса и ее возрастную динамику исследовали многие авторы. Эрик Эриксон, создатель эго-теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности.  

     [см. Приложение. А] Он считал, что каждая  из них сопровождается “кризисом  - поворотным моментом в жизни  индивидуума, который возникает  как следствие достижения определенного  уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии”. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. [2, С.34]  

     Социальная  ситуация развития, специфическая для  каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни человека, или его социальное бытие. Отсюда возникает вопрос, с которым мы сталкиваемся при изучении в динамике какого-либо возраста, именно вопрос о происхождении, или генезисе, центральных новообразований данного возраста. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между человеком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни человека в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности человека, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изменение в сознании человека возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится всегда не к началу, но к концу данного возраста. 

     Если  конфликт разрешен, то личность обогащается  новыми, положительными качествами, если не разрешен - возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств 

     Психолог  должен основываться на критическом  и осторожном истолковании данных, полученных из различных источников. Он основывается на всех проявлениях и фактах созревания. Синтетическая, динамическая картина тех проявлений, совокупность которых мы называем личностью, входит целиком в рамки исследования. Мы не можем, конечно, точно измерить черты личности. Нам с трудом даже удается определить, что мы называем личностью, но с точки зрения диагностики развития мы должны следить за тем, как складывается и созревает личность, полагает Гезелл.  

     Если  мы ограничимся только определением и измерением симптомов развития, мы никогда не сумеем выйти за пределы чисто эмпирического констатирования того, что и так известно лицам, наблюдающим человека. В лучшем случае мы сумеем только уточнить эти симптомы и проверить их измерением. Но мы никогда не сумеем, ни объяснить наблюдаемые в развитии человека явления, ни предсказать дальнейший ход развития, ни указать, какого рода мероприятия практического характера должны быть применены по отношению к человеку. Такого рода бесплодный в объяснительном, прогностическом и практическом отношении диагноз развития можно сравнить только с теми медицинскими диагнозами, которые ставились врачами в эпоху господства симптоматической медицины. Больной жалуется на кашель, врач ставит диагноз: болезнь-кашель. Больной жалуется на головную боль, врач ставит диагноз: болезнь-головная боль. Такой диагноз по существу пустой, так как исследователь не прибавляет ничего нового к тому, что он узнал из наблюдений самого больного, и возвращает больному его же собственные жалобы, снабдив их научной этикеткой. Пустой диагноз ничего не способен объяснить в наблюдаемых явлениях, ничего не может предсказать относительно их судьбы и не может дать практических советов. Истинный же диагноз должен дать объяснение, предсказание и научно обоснованное практическое назначение.  

     Точно так же обстоит дело и с симптоматическим диагнозом в психологии. Если в  консультацию приводят человека с жалобами на то, что умственно он плохо  развивается, плохо соображает, запоминает, а психолог после исследования ставит диагноз: низкий коэффициент умственного развития - умственная отсталость, то он также ничего не объясняет, ничего не предсказывает и ничем практически не может помочь, как врач, который ставит диагноз: болезнь - кашель. Можно сказать, что по его воспитанию и обучению, поскольку они связаны с особенностями того или иного возраста, нуждаются в диагностике развития.  

     Таким образом, одна из важнейших проблем - это социальная стадия развития, которая  складывается на определенном этапе  развития. Она обуславливает динамику на протяжении каждого возрастного порога, что порождает новые качественно своеобразные психологические новообразования. Данные изменения происходят к концу возрастного периода Выготского.  

     Так как диагностика развития следит за тем, как складывается и развивается  личность, можно рассматривать личностную проблематику в соответствии с возрастом.  
 
 
 
 
 
 

       2 глава основной части

     2 Возрастные кризисы  и их особенности 

     2.1 Особенности кризиса развития. Различные  периоды к кризису развития 
 

     На  первой стадии психосоциального развития (рождение - 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. Материнская депривация лежит в основе “базального недоверия”, которое в дальнейшем потенцирует развитие страха, подозрительности, аффективных расстройств.  

     На  второй стадии психосоциального развития (1-3 года) психологический кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует  формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно-компульсивного симптомокомплекса.  

     На  третьей стадии психосоциального развития (3 - 6 лет) психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости  и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности. [7, С.84].  

     Cоздатель  концепции родовой травмы О. Rank (1952) говорил о том, что тревога  сопровождает человека с момента  его рождения и обусловлена  страхом смерти, связанным с переживанием отрыва плода от матери во время рождения. R. J. Kastenbaum (1981) отмечал, что даже очень маленькие дети испытывают душевный дискомфорт, связанный со смертью и часто родители даже не подозревают об этом. Иного мнения придерживался R. Furman (1964), который настаивал на том, что только в возрасте 2-3 лет может возникнуть понятие о смерти, так как в этот период появляются элементы символического мышления и примитивный уровень оценок реальности.  

     M. H. Nagy (1948), изучив сочинения и рисунки  почти 4 тысяч детей Будапешта, а также проведя индивидуальные психотерапевтические и диагностические беседы с каждым из них, выявила, что дети до 5 лет рассматривают смерть не как финал, а как сон или отъезд. Жизнь и смерть для этих детей не исключали друг друга. В последующих исследованиях она выявила особенность, поразившую ее: дети говорили о смерти как о разделении, о некоем рубеже. Исследования М.С. McIntire (1972), проведенные четверть века спустя, подтвердили выявленную особенность: только 20% 5-6 летних детей думают, что их умершие животные оживут и только 30% детей этого возраста предполагают наличие сознания у умерших животных. Аналогичные результаты были получены и другими исследователями (J. E. Alexander, 1965; T. B. Hagglund, 1967; J. Hinton, 1967; S. Wolff, 1973). B. M. Miller (1971) отмечает, что для ребенка дошкольного возраста понятие “смерть” отождествляется с потерей матери и это часто является причиной их неосознанных страхов и тревоги. Страх смерти родителей у психически здоровых дошкольников наблюдался у 53% мальчиков и у 61% девочек. Страх своей смерти отмечался у 47% мальчиков и 70% девочек (А.И. Захаров, 1988). Суициды у детей до 5 лет - единичны, однако в последнее десятилетие наметилась тенденция к их росту. [9, С.54]  

     Дети  с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с разлукой со значимыми близкими, сопровождающимися неадекватными страхами одиночества и расставания, ночными кошмарами, социальной аутизацией и рецидивирующими сомато-вегетативными дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении психиатра. В МКБ-10 такое состояние классифицируется как “Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте”  

     Дети  школьного возраста, или 4 стадии по Э. Эриксону (6-12 лет) приобретают в  школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. В дальнейшем эти дети могут утратить уверенность в себе, способность эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты.  

     Психологические исследования показали, что дети этого  возраста интересуются проблемой смерти и уже достаточно подготовлены к  разговору о ней. В словарный  текст было включено слово “мертвый”, и это слово было адекватно воспринято подавляющим большинством детей. Лишь 2 из 91 ребенка умышленно обошли его. Однако, если дети 5,5 - 7,5 лет считали смерть маловероятной лично для себя, то в возрасте 7,5 - 8,5 лет они признают ее возможность и для себя лично, хотя возраст предполагаемого ее наступления варьировал в пределах от “через несколько лет до 300 лет”.  

     G. P. Koocher (1971) исследовал представления  неверующих детей 6-15 лет касающееся  их предполагаемого состоянии  после смерти. Разброс ответов на вопрос, “что случится, когда ты умрешь? ”, распределился следующим образом: 52% ответили, что их “закопают”, 21%, что они “попадут на небо”, “буду жить и после смерти”, “подвергнусь Божьей каре”,19% “организуют похороны”, 7% посчитали, что они “заснут”, 4% - “перевоплотятся”, 3% - “кремируют”. Вера в личное или всеобщее бессмертие души после смерти была выявлена у 65% верующих детей 8 - 12 лет (M. C. McIntire, 1972).  

     У детей младшего школьного возраста резко возрастает распространенность страха смерти родителей (у 98% мальчиков  и 97% психически здоровых девочек 9 лет), который наблюдается уже практически  у всех 15 летних мальчиков и 12 летних девочек. Что касается страха своей собственной смерти, то в школьном возрасте он встречается довольно часто (до 50%), хотя реже у девочек (Д.Н. Исаев, 1992).  

     У младших школьников (в основном после 9 лет) уже наблюдается суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями, а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты.  
 

Информация о работе Проблема возраста человека