Проблема свободного времени у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема: как содержательно заполняют свое свободное время старшие подростки 15-16 лет и какова мотивационная основа их выбора.
Цель исследования – выяснить мотивационную основу и содержание деятельности современных московских подростки в свободное от учёбы время.
Задачи исследования:
Провести у юношей и девушек старшего подросткового возраста небольшое семинарское занятие с прохождением письменного опроса
Произвести выборку старших подростков с учётом этнических особенностей и социального статуса
С помощью опросника выявить мотивационную основу и потребность в сознательной трате своего времени в той или иной сфере деятельности

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования свободного времени у московских подростков
1.1 Психологическая характеристика старшего подросткового возраста …………………………………………………………………………………...…5
1.2 Психологическая проблематика свободного времени подростков ………………………………………………………………………………….....15
1.3 Субкультуры и их влияние на старшего подростка……………………………………………………………………….....22
Глава 2. Эмпирические исследования занятости свободного времени старших подростков
2.1 Процедура, методы, выборка в исследовании свободного времени старших подростков…………………………………………………………………..……29
2.2 Мотивационная основа занятости свободного времени старших подростков………………………
2.3 Содержательная наполненность свободного времени старших подростков……………………………………………………………………......30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Проблема свободного времени московский подростков. Курсач 2 курс..doc

— 164.50 Кб (Скачать)
  • Геймеры
  • Гламур
  • Готы
  • Диггеры
  • Киберготы
  • Косплей
  • Металлисты
  • Панки
  • Растаманы
  • Ролевики
  • Рокеры
  • Рэперы
  • Скинхеды
  • Треш
  • Фрики
  • Фурри
  • Хиппи
  • Эмо
  • Культуристы
  • Турникмэны
  • Ботаники
  • Сатанисты
  • Анимешники
  • Степеры

Абсолютно у  каждой из этих субкультур есть своя отличительная черта, свои взгляды на мир, своя атрибутика, свой стиль, своё поведение в обществе, свои ценности, свои нравы.

Порой, подростков привлекают субкультуры не своим  образом жизни и не своими интересами, а просто стиль, так, как они выглядят, например субкультура «Эмо», в данной субкультуре принято смешивать розовый и чёрный цвета в одежде, что как раз и привлекает подростка, потому что это ярко, это красиво, отсюда и пошло определение «фэйк» и «позер», которые означают что подросток не проникается всей так скажем «душой» в субкультуру, а просто берёт некое составляющее из неё. Такие молодёжные субкультуры часто собираются в публичных местах, в частности и в центре города, где «своих» сложно не заметить. 

Негативное  влияние субкультуры на подростка.

Как было сказано  выше, часто, субкультура негативным образом влияет на подростка, но бывают всё же и положительные моменты. Рассмотрим несколько субкультур более  глубже и выявим как же они меняют детей.12

Возьмём из нашего списка субкультуру «панки» и рассмотрим её более тщательно.  Нынешние панки представляют собой группу как и подростков, так и взрослых людей, в нашем случае берём подростков. Молодые люди относящие себя к этой субкультуре ведут аморальный образ жизни, они не опрятно одеты, в состав их одежды входят рваные джинсы, футболки с изображением известных музыкальных панк-групп, косухи и ботинки фирмы «камелот». У панков принято злоупотреблять алкоголем, мы часто можем увидеть подростков в надлежащей, которые сидя где-нибудь на лавочке попивают алкоголь и шумно себя ведут. Попав в такую компанию, у подростка почти сразу теряется уважение к родителям, он становится более агрессивней, тут же сказывается и успеваемость в школе, даже возможны приводы в милицию за распитие спиртного. Как и везде, конечно же бывают исключения, но в этой субкультуре их настолько мало, что его замазывает негатив. Для панков грубая манера общения и оперирование матерными выражениями это совершенно нормально, эти они высказывают свою индивидуальность, свой протест на запреты. За частую панками становятся дети обычных граждан не отличающихся от других материальным положением и статусом в обществе.13 
 

Для примера  положительной субкультуры возьмём  «турникмэнов» и «культуристов», что по сути эти две субкультуры так скажем «братья».

В России эти  два движения зародились относительно не давно, их можно наблюдать почти  в каждом дворе где есть спортивная площадка или даже вы можете наблюдать  подростков в тренажёрном зале. Её суть в том, что все эти подростки  пропагандируют здоровый образ жизни всеми различными способами. Старшее поколение активно проявляет интерес по отношению к ним. Объединим эти два понятие в одно и получим понятие «спортсмены». Положительные качества этих спортсменов заключаются в том, что подростки которые курили, выпивали, напрочь бросают эти вредные привычки и занимаются собой в физическом плане, развивая тело, они развивают и дух. Так скажем сходки этих спортсменов организованны ( в массовом плане) т.е. вы можете заметить что по улицам города бежит огромное количество людей, как они выполняют физические упражнения на публики, тем самым показывая свою сплочённость, командных дух и свой протест вредным привычкам. Субкультура стала настолько популярной, что даже самими участниками на свои средства строятся турники. Как и везде, есть и негативный момент, некоторые спортсмены ведут себя очень агрессивно по отношению к другим субкультурам, они чувствуют значительное превосходство над другими и всячески это показывают. Подростки становятся импульсивней, раздражительней, некоторые слишком сильно фанатеют от своей жизненной позиции и могут смело высказывать её другим. Стиль одежды тут совершенно не имеет никакого значения, разве что вы можете увидеть некоторые надписи на майках или куртках, как например «ЗОЖ», «Кто не курит и не пьёт, ровно дышит, сильно бьёт», «Со спортом навсегда» и т.д. 

И так, мы рассмотрели  две субкультуры и выявили  плюсы и минусы. Как правило, каждую субкультуру надо чем-то подпитывать, тут, в ход уже идёт бизнес и  рекламная политика, которая имеет очень большое влияние на подростков. Как например магазины с одеждой для той,  или иной субкультуры, подростки это видят и им хочется это приобрести. Продавать товар относящийся к какой либо субкультуре стало очень популярным в наше время, и что очень очевидным – востребовано. В ходе развития субкультур и развития бизнеса, рекламной политики, нынешние субкультуры уже утратили свой стиль, уже всё больше людей входящих в субкультуры не имеют почти никакой атрибутики, они одеваются как и большинство простых людей, но при этом продолжают слушать соответствующую музыку, так же общаться. Конкретно в наше время среди подростков доминирует субкультура геймеров. Геймером может быть каждый не выходя из дома, не одеваться как то соответствующе, достаточно иметь компьютер и интернет.

Давай те рассмотрим по ближе субкультуру геймеров. Благодаря  интенсивному развитию компьютерных технологий, всё больше детей подтверждены опасности. Опасность заключается в том, что подросток прекращает своё развитие как в психическом плане, так и в физическом. Благодаря современным технологиям, ребёнок предпочитает оставаться дома и проводить почти всё своё свободное время за компьютером, он полностью погружён в этот виртуальный мир. В этом мире подросток может себя реализовать так, как хочет он, он может примерить на себе абсолютно любою роль, стать тем, кем он не смог, стать в жизнь. Конкретно речь идёт про современные, компьютерные игры. Эти игры почти полностью заменили подростку реальных друзей, родителей, родственником и даже в каком-то 14плане влечение к параллельному полу. Так скажем родители уже потеряли контроль над своим ребёнком, у него плохая успеваемость в школе, он не гуляет, не ходит на секции, кружки, ему это всё уже не нужно, у него есть монитор и игра. Компьютер полностью заменяет весь досуг подростка, он используется как телевизор, игровая приставка, видео проигрыватель и даже книга. Тем самым, мы уже получаем зависящего от компьютера подростка. Психологи классифицируют эту привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютер заменил почти всё, благодаря компьютеру и интернету, теперь можно заказать, купить всё что угодно, что угодно найти, любую информацию. Родители поражённые таким видом техники не замечают как их ребёнок «тонет» в этой пучине, вовлекаясь всё глубже и глубже. Американские исследователи М.Коул и Ш.Текл, изучали влияние компьютерных игр на подростка и назвали электронные игры – «воспитателями, не имеющими себе равных». Изучив глубже это проблему, любому станет понятно, что влияние компьютерных игр предельно велико, где вы сейчас найдёте учителя, 15 

родителя, воспитателя, к которому подросток будет уделять  такое внимание и учится у него? Компьютерная зависимость это некий  способ ухода от реальности, от повседневной жизни, в которой подросток забывает про все свои проблемы, про все свои обязанности, он не вспоминает о реальности, о проблемах которые есть у него, вывод отсюда, компьютер – панацея от жизненных трудностей, от чувства «ущербности» в жизни, от невозможности самореализации в обществе. В реальности подросток осознаёт, что он не может предугадать ход событий, реакцию людей, потерю, провал, в реальном мире нельзя «сохраниться» и если что-то пойдёт не так, то просто загрузить с того места, где сохранился и всё. Виртуальная жизнь – идеальных выход из этой проблемы. Зависимого подростка распознать очень легко, это видят все окружающие, родители, друзья, учителя, но отнюдь не он сам, что схоже с любым другим видом зависимости. Основными критериями, определяющими компьютерно-зависимого подростка, можно считать следующие факты:

  • Резкие перепады настроения, повышенное возбуждение или же на оборот, вялость
  • Ухудшение памяти, внимания
  • Снижение успеваемости, прогуливание занятий
  • Асоциальности
  • Уход от участия в мероприятиях, каких любо общественных делах, отказ от спортивных занятий, хобби, секций

Таким образом, когда подросток садится за компьютер, перед ним открывается такой  мир, который он сам создал для  себя ,в этом процессе он просто выдёргивает  из себя «кабель реального мира», он как будто отключается от настоящего. Всё это ведёт к деградации личности, психологические и физический характеристики стремительно падают в низ.

Больше всего  впечатляет когда некоторые субкультуры  смешиваются, как например панк-геймер, репер-геймер и даже спортсмен-геймер. Результат в полнее понятен, мы имеем подростка имеющего негативное влияние со стороны как информационных технологий, так и его окружение, тем самым нанося двойной удар по психике и по физическим данным.

Делая вывод о влиянии субкультур на подростка, мы можем смело сказать, что так или иначе негативное влияние присуще везде, в каждой субкультуре, так же конечно есть и положительные моменты, но их настолько мало, что к сожалению мы видим только общий фон.

      16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирические исследования занятости свободного времени старших  подростков. 

2.1 Процедура, методы, выборка в исследовании  свободного времени  старших подростков. 

Методы исследования: анализ литературы; структурированный устный на улице и письменный опрос (анкетирование) в школе; наблюдение. Так же было проведено анкетирование и устный опрос в детском оздоровительном лагере Янтарь.

Процедура исследования: составление письменного опросника  и внедрение его в школу  для прохождения. Устный опрос был н преднамеренным, дабы не завести подросток в замешательство, устный опрос не был массовым, он носил индивидуальный характер, глубина вопросов соотносилась с глубиной «отношений» с подростком. Так скажем углублённый курс исследования проходил строго в лагере.

Выборка: анкетирование  в школе прошли 26 подростков, устный опрос на улице прошли 4 подростка, анкетирование в детском оздоровительном  лагере прошли 10 подростков, углублённый  опрос в лагере прошло 2 подростка.

Мною был составлен  опросник, состоящий из 29 вопрос на содержательную заполненость свободного времени подростками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Мотивационная основа  занятости свободного  времени старших  подростков.

В веду подростковой индивидуализации, каждый из них стремится  быть не как все, но вот род деятельности и содержательная заполненость своего свободного времени у них почти у всех схожа. Мотивационная основа занятости свободного времени подростков обоснована их интересами. Интересы за частую обоснованы такими факторами и особенностями как например: этнические особенности, социальный статус, место проживание, родительское влияние и т.д.

Если подросток  относит себя к какой-либо субкультуре, все его свободное время будет  направлено на заполненость какой-либо деятельностью, состав которой на прямую связан с субкультурой. Т.е. если подросток относит себя к субкультуре степеров, то почти всё своё свободное время он будет развивать свои навыки этого уличного танца. Если подросток относит себя к субкультуре реперов, то почти всё своё свободное время он будет пытаться сочинять песни и как можно больше подражать своим кумирам как внешними данными, так и характером и манерой поведения. Таким образом у подростков потребность в досуговой деятельности тесно переплетена и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна, причем её положение на иерархической лестнице потребностей, предполагает временную отложенность её удовлетворения, так как потребности в досуговой деятельности пермиссионно связаны с социально-экономическими факторами и нравственными ценностями подростка. Мотивационно-ценностный компонент характеризуется: сформированностью ценностных представлений, умением делать нравственный выбор. Он включает в себя формирование потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, принимаемых личностью и определяющих отношение личности к процессу социокультурной деятельности. Таким образом, подростки, имеющие хороший материальный статус родителей более требовательны, если что-то делать, то делать это как говорится «на всю катушку», нежели подростки чей материальный статус родителей далёк от свободного выбора проведения досуга, за счёт этого, они «берут» то, что есть, а не то, что хочется. 
 

2.3 Содержательная наполненность  свободного времени  старших подростков. 

Проведя письменный опрос (анкетирование) в школе удалось выявить, что около 60% мальчиков занимаются спортом, посещают спортивные кружки. Около 50% процентов девочек занимаются танцами, хореографией и изучением иностранных языков. И мальчики и девочки занимающиеся в кружках предпочитают общаться между собой в живую, нежели те, кто ничем не занимается. Почти все подростки ходят в театр, выставки, галереи, музеи, но только если от школы. Из всех мальчиков и девочек прошёдших тест, только 15% читают. Большинство мальчиков который посещают спортивные дисциплины имею средний бал по успеваемости в школе. Около 70% детей на вопрос «испытываете ли Вы интерес к учёбе?» отвечают «да вот как-то даже не знаю». Нынешние подростки уже не так интересуются жизнью, на вопрос «ищите ли вы всегда что-нибудь новое, интересное, чем можно заняться?» они отвечают, что да, но вот только тщательно избираю, т.е. подросток уже не стремится всесторонни развиваться, он  идёт по той, дороге которая ему интересна, а не по той, которая может дать больше. Если верить ответам детей, то следует заметить, что почти никто не курит и не употребляет алкогольную продукцию. Около 70% детей уделяют телевизору 1-2ч в день, что говорит уже о том, что почти у всех есть компьютер, за которым они проводят большую часть своего свободного времени, а конкретно того, свободного времени, которое приходилось на телевизор. Для удовлетворения своих потребностей, почти все подростки просят у родителей карманных денег, из числа опрошенных никто, нигде не подрабатывает и не имеет трудовой опыт. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема свободного времени у подростков