Проблема суицидов у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

В суицидологии существует такое понятие как пресуицид и постсуицид. Пресуицид - определенный период между замыслами о самоубийстве и самим самоубийством. Постсуицид - определенный период времени после попытки самоубийства (например, после принятия таблеток у человека остается определенный промежуток времени до смерти).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     В начальных классах эти дети хорошо учились, пользовались авторитетом у своих сверстников. В дальнейшем свое стремление выделиться из общества, быть лучшими стало реализовывать труднее. Вызывающее поведение вызвано завышенной самооценкой, что приводит к конфликтам с учителями и сверстниками. В дальнейшем свое стремление быть лидером не может быть удовлетворено. Начинают прибегать к вранью.

     В группе сверстников поначалу занимали положение лидера, но вскоре их статус начинает падать, тем самым раня их тщеславие. Часто меняют группы.

     Причинами суицидального поведения являются страх разоблачения их обмана и последующего наказания, желание привлечь внимание окружающих, показать обиду на родителей  и друзей, тем самым заставляя  их поменять к себе отношение. А также, возможно, из-за угрозы или самого разрыва любовных отношений.

     Период  пресуицида более длителен, нежели у предыдущей группы. Подростки собирают информацию о том, какой из способов самоубийств является наименее опасным, не приносит ущерба внешности и не приносят никаких дальнейших последствий для здоровья. Перед совершением самоубийства умышленно предупреждают об этом намерении своих родителей и друзей, с помощью оставленных на видных местах записок, тщательно рассчитывая время.

     Однако  возможны и тяжелые медицинские последствия или даже смертельный исход.

     В этой группе девочек больше, чем  мальчиков (36: 9), основной возраст - от 14 до 18.

     3. Суициды с мотивацией самоустранения. Подростки этой группы воспитывались  во внешне благополучных семьях. Но если посмотреть на внутренние взаимоотношения членов семьи, можно обнаружить дисгармонию. Атмосфера в таких семьях напряженная и нестабильная. Внешне проявляют дружелюбие по отношению друг к другу, но этим они маскируют скрытые конфликты.

     Воспитание  детей направлено в основном на создание благоприятного впечатления о семье у окружающих. Родители не учитывают личностные особенности и интересы детей. У таких детей часто заниженная самооценка, они несамостоятельны, пассивны, постоянная тревожность и страх из-за противоречивых требования и оценок со стороны родителей.

     В начальных классах они послушны, старательны и исполнительны. Но из-за своей тревожности и неуверенности  боятся новых ситуаций, заранее рассчитывая  на неудачу. На замечания и плохие оценки реагируют крайне болезненно.

     В группе сверстников обладают низким статусом. Подростки этой группы чаще всего следуют за более энергичными товарищами, поэтому могут приобщиться к асоциальной деятельности из-за невозможности противостоять группе сверстников.

     Первые  проявления суицидального поведения вызываются стремлением уйти из затруднительной ситуации. Они не могут перенести угрозу наказания, повышенной ответственности.

     Период  пресуицида продолжителен и сопровождается переживанием страха. Наиболее распространенный метод самоубийства - самоповешание. Подростки изначально хотят уйти из жизни, но в момент совершения суицидальной попытки их уверенность оказывается неустойчивой.

     Период  постсуицида сопровождается страхом  смерти и поиском помощи. Часто  они сами звонят в "скорую помощь" или же обращаются к родителям. Испытывают чувство стыда и раскаяния.

     Благодаря работе Е.М. Вроно и Н.А. Ратиновой  мы смогли более подробно рассмотреть  семьи, в которых росли эти  подростки, а также что они  из себя представляют. Е.М. Вроно и  Н.А. Ратинова описали каждый вид суицида очень подробно.

     Огромный  вклад в изучении подросткового  суицида сделала А.Г. Амбрумова. Она  является автором множеств исследований, статей, книг о суицидальных действиях  в подростковом периоде. По ее мнению подростки, которые подвержены суицидальному поведению, обладают следующими характерными чертами: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мыслей.

     А.Г. Амбрумова отмечает, что при формировании суицидальных тенденций важную роль играют такие факторы как:

     психопатологическое наследственное отягощение (алкоголизм родителей, психопатия, органические заболевания  головного мозга);

     распавшаяся семья или отсутствие родителей;

     постоянные  семейные конфликты;

     соматические  заболевания;

     повторные психические травмы и тяжелые  психические переживания.

     А.Г. Амбрумова классифицировала мотивы и поводы для суицидальных поступков  у подростков.

     1. Лично-семейные конфликты:

    • несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;
    • ревность, супружеская измена, развод;
    • потеря "значимого другого";
    • препятствие к удовлетворению актуальной потребности;
    • неудовлетворенность поведением и личными качествами "значимых других";
    • одиночество;
    • неудачная любовь;
    • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;
    • половая несостоятельность.

     2. Состояние психического здоровья:

    • реальные конфликты у здоровых лиц;
    • патологические мотивировки (обусловленные расстройствами психической деятельности).

     3. Состояние физического здоровья:

    • соматические заболевания, физические страдания;
    • уродства.

     4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

    • опасения судебной ответственности;
    • боязнь иного наказания или позора;
    • самоосуждение за неблаговидный поступок.

     5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

    • несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа;
    • несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.

     6. Материально-бытовые трудности.

     7. Другие мотивы и поводы. [9; с.114-115]

      В подростковом и юношеском возрасте суицидов меньше, нежели суицидальных попыток. "На 1 совершенный суицид в подростковом и юношеском возрасте приходится, по данным исследователей, от 50-100 суицидальных попыток". Это  исследование проводили Отто в 1966, Каплан и Садок в 1991 году. На данный момент суицидальных попыток все равно больше, чем суицидов, но разрыв между ними все больше и больше сокращается.

    1. Предпосылки и условия проявления суицида
 

      Предпосылкой  аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.

      Однако  наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для  проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

      У подростков суицид чаще встречается  при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-мобильный, астенический. Фоном является высокий  уровень агрессивности подростка. 

    1. Парасуицид
 

      В возрасте до 19 лет процент умерших  от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

      У суицидальных подростков есть отягощенное  социальное окружение: неблагополучная  семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

      Суицидальная  готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих  переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям. 

      Психологический смысл подросткового суицида  – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. 

      § 5 Характерные черты подросткового суицида 

      Суицид  подростков имеет следующие черты:

    • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
    • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
    • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
    • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
    • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
    • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
 

            § 6 Признаки суицидального риска 

      Учитывая  актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее  распознать суицидента и помешать его  намерению? Абсолютно точных признаков  суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
  4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
 

      § 7 Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду 

    • тревожно-ажитированное  поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
    • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
    • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
    • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
    • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
    • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
    • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Информация о работе Проблема суицидов у подростков