Проблема суицидов у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

В суицидологии существует такое понятие как пресуицид и постсуицид. Пресуицид - определенный период между замыслами о самоубийстве и самим самоубийством. Постсуицид - определенный период времени после попытки самоубийства (например, после принятия таблеток у человека остается определенный промежуток времени до смерти).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Мордовский  государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «»

на тему «Проблема суицидов у подростков» 
 
 
 
 
 

Выполнила 
 

Саранск

2011г. 
 
 

Суицид  и подросток 
 

      § 1 Общие положения

     "Самоубийство (суицид) - осознанное лишение человеком  себе жизни" [, c.107]. Такое понятие является наиболее распространенным среди ученных.

           В суицидологии существует такое понятие как пресуицид и постсуицид. Пресуицид - определенный период между замыслами о самоубийстве и самим самоубийством. Постсуицид - определенный период времени после попытки самоубийства (например, после принятия таблеток у человека остается определенный промежуток времени до смерти).

     Многие  суицидологи (И.Н. Рассказова) выделяют 3 основные группы суицида:

     истинные (это вид суицидального поведения, которые характеризуется желанием умереть; соответствующие признаки: угнетенное настроение, депрессивное состояние, мысли об уходе из жизни, размышления и переживания по поводу смысла жизни);

     демонстративные (это вид суицидального поведения, который является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать  на помощь, вести диалог, возможно это  попытка своеобразного шантажа, в данном случае смертельный исход - роковая случайность);

     скрытые (вид суицидального поведения, которое  больше нацелено на игру со смертью, чем  на уход из жизни). 

      В категорию детей с самодеструктивным  поведением включаются те, чье поведение  и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью.

      Этот  термин сейчас активно обсуждается  в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.

      Что это за явление? К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

      В последнее время растет число  детей и подростков, имеющих эту  тенденцию личности. Помочь им можно  лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения. 

      § 2 Суицид и его виды 

      Суицид  – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

      Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

      Внутренние  суицидальные проявления включают в  себя:

    • суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
    • суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
    • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

      К внешним формам суицидного поведения относятся:

    • суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
    • завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
 

      § 3 Причины, предпосылки и условия проявления суицида 

      Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

      Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых  переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

     В случае подростков суицидное поведение  может стать подражательным. Подростки  копируют образцы поведения, которые  они видят вокруг себя, которые  им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

     Условно выделяют 3 основные концепции, объясняющие причины суицидального поведения : психопатологическая, психологическая и социальная (Кондрашенко, 1988).

     Психопатологическая концепция рассматривает самоубийц  как душевнобольных людей, а их суицидальные попытки как проявления острых, хронических  психических расстройств. Сторонниками этой концепции являются наши отечественные психиатры - Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, А.А. Прозов и другие.

     Психологическая концепция рассматривает как  основу в формировании суицидальных тенденциях психологический фактор. Концепция включает в себя такие  теории, как:

    • психодинамическая (З. Фрейд рассматривал самоубийство как проявления "инстинкта смерти", а психоаналитики считали самоубийством преобразованным убийством и объясняли суицид как трансформированное любовное влечение, либо снятие напряжения, вызванным кризисным состоянием);
    • экзистенциальная (считают, что основная причина суицидов - это потеря смысла жизни или как они это называют "экзистенциальный вакуум" (Ялом, 1998));
    • поведенческая (Павлов (1952) говорил, что человек решается на суицид тогда, когда он начинает думать о своей бесцельности в жизни, то есть "бесцельной жизнью" он существует, Павлов называл это "рефлексия цели").

     Социальная  теория самоубийства, рассматривает  суицид в основном как результат  отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежал.

Причины суицидального поведения  у подростков

 

     Причиной  самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и  интимно-личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность  суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу. Существует множество объяснений суицидального поведения в подростковом периоде.

     На  первом месте из проблем, характерных  для подростков и молодежи с суицидальным поведением, находятся отношения  с родителями. Примерно в 70% случаев  эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

     В основном психологи рассматривают  проблему суицида в подростковом обществе как "крик о помощи" к своим друзьям или родителям, тем самым обращая их внимание на самих себя.

     Неуспеваемость  по школьной программе и плохие отношения  с учителями и сверстниками также  являются причинами, которые могут  привести к суицидальной попытке.

     Сейчас, в современном обществе, дети представлены самим себе и должны строить жизнь так, как они это умеют. Из-за занятости родителей никто не может научить детей жить в этом обществе. Давление ответственности наваливается на детей и без ориентира в этой жизни они решают избавиться от этого чувства с помощью суицида.

     Другим  чрезвычайно важным фактором выступает  влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в  СМИ в 1999 г. о самоубийстве лидера молодежной поп-группы "Иванушки интернешнл" Игоря Сорина, несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира. Девочки-подростки в данный момент испытывали чувство потери, которую невозможно, по их мнению, было восстановить. Им жизнь казалась бессмысленной и в заключении, вдогонку поспешили за своим кумиром. В современном обществе такие случаи встречаются очень часто, ведь много подростков ради своих кумиров готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью.

     Суицид  в подростковом возрасте изучали  такие ученные, как И.С. Кон, Ф. Райс, Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова, но самый большой вклад в эту область знаний внесла А.Г. Амбрумова. В дальнейшем мы узнаем мнение и рассмотрим исследования об этом явлении каждого ученного.

     И.С. Кон отмечает, что молодые люди в возрасте от 16 и до 19 лет, которые  состоят в брачных отношениях, заканчивают жизнь самоубийством чаще, чем молодые люди, которым уже за 20. "Это связано прежде всего с тем, что "молодые" браки чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей". [10; с.234]

     Ф. Райс считает основной причиной суицида  разрыв отношений молодых пар. Вот  что ученый пишет по этому поводу: "И разрыв отношений воспринимается как фатальный, выход из которого один - самоубийство. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни". [18; с.356]

     Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова подробно описали виды суицида в подростковом возрасте в своей статье "О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у здоровых подростков". Они выделяют 3 вида суицида и их причин в подростковом периоде:

     1. Демонстративно-шантажные суициды.  Подростки этой группы воспитывались в проблемных семьях. Как известно члены таких семей чаще всего не умеют сдерживать свои негативные эмоции или же обтекать их в более приемлемые формы. Поощрения со стороны родителей не наблюдаются. Такой образ жизни вызывает у подростков лишь злость и страх и не приводит к осознанию своей вины за совершенные ими поступки.

     Подростки этой группы легковозбудимые. Часто  после 3-4 классов у этих детей  начинаются проблемы в учебе, что  в дальнейшем ведет к негативной оценке среди преподавателей к подросткам. Подростки из-за нежелания быть в неприятных для них ситуациях и помещений прогуливают занятия и формируют негативное отношение к обучению и к школе в целом.

     Такие подростки в группе сверстников  чувствуют себя дискомфортно. Частые конфликты из-за присущей им обидчивости и раздражительности возникают в следствии неудовлетворенности своим положением и слишком завышенными притязаниями.

     Первые  проявления суицидальных действий могут  быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей и родителей. Таким образом, они могут выражать протест против их действий. Подросток своим поступком (попыткой самоубийства) стремиться доказать свою правоту или отомстить своим обидчикам.

     Период  пресуицида очень мал. Методы самоубийств  очень разнообразны, но все они  требуют немедленной реализации. Из-за импульсивности и неучета ситуации может привести к тяжелым последствиям, не входящих в первоначальные планы.

     После суицидальной попытки обычно наступает  разрядка, но если ситуация не изменится, то очень высок уровень повторения суицидальной попытки.

     В эту группу больше входит мальчиков, нежели девочек (28: 5), основной возраст - от 12 до 16 лет.

     2. Демонстративно-шантажные суициды  с манипулятивной мотивацией. Подростки  этой группы воспитывались в  дисгармоничных семьях. Отношение родителей к своему ребенку очень нестабильно, от внезапных вспышек нежности до столь непонятных вспышек жестокости и агрессии. Часто родители через своих детей пытаются реализовать неудовлетворенные в своем детстве мечты, желания, стремления, не учитывая при этом личностные особенности и интересы ребенка.

     Родители  стимулируют детей задабриванием  или же унизительными запретами.

     Подростки таких семей умело манипулируют окружающими, заставляя их выполнять  то, чего хотят сами подростки.

Информация о работе Проблема суицидов у подростков