Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:44, контрольная работа
Теория поля, рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования её поведения в Теории поля используются средства топологии, как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.
1.Основные понятия теории поля. ……………………………………………………….. 2
2.Модель личности. ……………………………………………………………………………….
3.Модель окружения. ……………………………………………………………………………
4.Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля. ..
5.Заключение. ………………………………………………………………………………………..
6.Список литературы. …………………………………………………………………………….
- При наличии
других квазипотребностей
Подразделение областей:
- Центральные
квазипотребности порождают
- Недостаточное отграничение областей, соответствующих завершённым и незавершённым заданиям, приводит к уменьшению эффекта Зейгарник. При большом сходстве материалов завершённых и незавершённых заданий выполнение похожего задания приобретает значение замещения, то есть уменьшает последствия незавершённых заданий.
Особенности материала:
- Неудовлетворённая квазипотребность со временем разряжается (границы напряженной системы обладают известной проницаемостью, что приводит к выравниванию напряжений).
- Ослабление
эффекта Зейгарник при
- Ослабление
эффекта Зейгарник при
- По мере
онтогенетического развития
Кроме того, получены данные, выведенные не из модели личности, а из модели окружения. Вместо напряженной системы в этом случае использовалась психологическая сила, направляющая субъекта к целевой области, которая, как мы видели, зависит от валентности цели (G) и психологического расстояния (е). Валентность же, в свою очередь, зависит от силы потребности (t) и независимых от личности особенностей цели действия (G): F= Va(G) = t, G.
Преимущественное воспроизведение незавершенных заданий при так называемых конечных действиях, то есть действиях с определённым исходом, выражено сильнее, чем при действиях рядоположенных, состоящих из одной и той же операции (например, вычёркивание определённых букв в тексте). Здесь сказывается влияние фактора G, который обусловливает (в качестве независимой от субъекта особенности цели) величину валентности. Другие данные можно объяснить только с помощью второго детерминанта психологической силы, а именно психологического расстояния. Эффект Зейгарник тем выраженнее, чем ближе к завершению оказалось действие в момент его прерывания.
Можно, показать, что решающим для возникновения эффекта Зейгарник является не прерывание действия само по себе, а, скорее, психологическая значимость ситуаций для действующего: видит он свою цель - правильное решение задания - достигнутой или нет. Используя методику обратного эксперимента (он сообщал испытуемому, что будет прерывать его работу всякий раз, когда тот окажется на верном пути к решению, и позволит ему работать дальше, если решение будет найдено не сразу), показал, что в этих условиях «законченный» материал неудававшихся заданий удерживался лучше, чем материал прерванных заданий (с правильно найденным ходом решения).
Теория поля породила множество метод,
разработок, экспериментов и эмпирических
исследований в области психологии личности
XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо,
Фестингер, 1944), прерванной деятельности
и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник,
1927), психологического пресыщения (А. Карстен,
1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин,
1941), конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).Влияние
Теории поля представлено: в теории мотивации
достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая
развивает и разрабатывает идеи уровня
притязаний, в исследованиях открытого
и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих
понятия дифференциации и ригидных барьеров
Теории поля в теории когнитивного диссонанса
Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается
представление Левина о том, что ситуация,
предшествовавшая решению, отличается
от ситуации после принятия решения; в
теории социальной перцепции и межличностных
отношений Ф. Хайдера (1958).
5.Заключение.
Теория поля внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вёл ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.
Убедительность Теории поля жизненность исследований, эвристическая сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.
Теория поля Левина явилась новым шагом в объяснении поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Даже при поверхностном рассмотрении этот подход резко отличается от всех теорий, сводящих поведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля - один из ярких примеров объяснения поведения со второго взгляда. Кроме того, с её помощью пытаются не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения.
Левин отстаивал применение теории поля во всех отраслях психологии. Для Левина теория поля – не новая психологическая система, ограниченная определенным содержанием; это – система представлений, позволяющих отразить психологическую реальность. Эти представления должны быть достаточно широки, чтобы применяться в отношении всех родов поведения, и в то же время достаточно специфичны, чтобы репрезентировать определенного человека в конкретной ситуации. Левин также характеризовал теорию поля как «метод анализа каузальных отношений и построения научных конструктов».
6.Список
литературы.