Проблема поведения в теории поля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Теория поля, рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования её поведения в Теории поля используются средства топологии, как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.

Содержание

1.Основные понятия теории поля. ……………………………………………………….. 2
2.Модель личности. ……………………………………………………………………………….
3.Модель окружения. ……………………………………………………………………………
4.Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля. ..
5.Заключение. ………………………………………………………………………………………..
6.Список литературы. …………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Проблема поведения в теории поля..docx

— 55.34 Кб (Скачать)

- При наличии  других квазипотребностей эффект  Зейгарник уменьшается. Использование  в качестве критерия возобновление действия, как правило, даёт большую выраженность последствий, чем проверка удержания прерванных действий в памяти. В последнем случае, если испытуемый воспринимает вопрос экспериментатора не как простое последующее обсуждение, а как проверку его памяти, то выраженность эффекта Зейгарник заметно уменьшается. В первом случае Зейгарник получила коэффициент (число воспроизведённых незавершённых действий к числу воспроизведённых завершённых), равный 2,8, во втором - 1,5.

      Подразделение областей:

- Центральные  квазипотребности порождают более  сильный эффект Зейгарник, чем  периферические. Об этом свидетельствует  тот факт, что незавершенные задания,  вызывавшие у испытуемого особый  интерес, удерживались лучше. Однако точных данных, подтверждающих эту гипотезу, нет, потому что различие между периферическими и центральными областями трудно задать экспериментально, исключив объяснение с помощью гипотезы о различной силе квазипотребностей.

- Недостаточное  отграничение областей, соответствующих завершённым и незавершённым заданиям, приводит к уменьшению эффекта Зейгарник. При большом сходстве материалов завершённых и незавершённых заданий выполнение похожего задания приобретает значение замещения, то есть уменьшает последствия незавершённых заданий.

       Особенности материала:

- Неудовлетворённая квазипотребность со временем разряжается (границы напряженной системы обладают известной проницаемостью, что приводит к выравниванию напряжений).

- Ослабление  эффекта Зейгарник при утомлении  (в этом состоянии повышается  «текучесть» границ областей).

- Ослабление  эффекта Зейгарник при аффективном  возбуждении.

- По мере  онтогенетического развития эффект  Зейгарник проявляется сильнее,  что объясняется увеличением  с возрастом прочности границ  областей. Б. Зейгарник установила  соответствующие различия между  детьми, подростками и взрослыми.

      Кроме того, получены данные, выведенные не из модели личности, а из модели окружения. Вместо напряженной системы в этом случае использовалась психологическая сила, направляющая субъекта к целевой области, которая, как мы видели, зависит от валентности цели (G) и психологического расстояния (е). Валентность же, в свою очередь, зависит от силы потребности (t) и независимых от личности особенностей цели действия (G): F= Va(G) = t, G.

      Преимущественное воспроизведение незавершенных заданий при так называемых конечных действиях, то есть действиях с определённым исходом, выражено сильнее, чем при действиях рядоположенных, состоящих из одной и той же операции (например, вычёркивание определённых букв в тексте). Здесь сказывается влияние фактора G, который обусловливает (в качестве независимой от субъекта особенности цели) величину валентности. Другие данные можно объяснить только с помощью второго детерминанта психологической силы, а именно психологического расстояния. Эффект Зейгарник тем выраженнее, чем ближе к завершению оказалось действие в момент его прерывания.

      Можно, показать, что решающим для возникновения эффекта Зейгарник является не прерывание действия само по себе, а, скорее, психологическая значимость ситуаций для действующего: видит он свою цель - правильное решение задания - достигнутой или нет. Используя методику обратного эксперимента (он сообщал испытуемому, что будет прерывать его работу всякий раз, когда тот окажется на верном пути к решению, и позволит ему работать дальше, если решение будет найдено не сразу), показал, что в этих условиях «законченный» материал неудававшихся заданий удерживался лучше, чем материал прерванных заданий (с правильно найденным ходом решения).

      Теория поля породила множество метод, разработок, экспериментов и эмпирических исследований в области психологии личности XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психологического пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941), конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).Влияние Теории поля представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Теории поля в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и межличностных отношений Ф. Хайдера (1958).  

5.Заключение.

      Теория поля внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вёл ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.

      Убедительность Теории поля жизненность исследований, эвристическая сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.

      Теория поля Левина явилась новым шагом в объяснении поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Даже при поверхностном рассмотрении этот подход резко отличается от всех теорий, сводящих поведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля - один из ярких примеров объяснения поведения со второго взгляда. Кроме того, с её помощью пытаются не только выявить все условия, значимые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения.

      Левин отстаивал применение теории поля во всех отраслях психологии. Для Левина теория поля – не новая психологическая  система, ограниченная определенным содержанием; это – система представлений, позволяющих отразить психологическую реальность. Эти представления должны быть достаточно широки, чтобы применяться в отношении всех родов поведения, и в то же время достаточно специфичны, чтобы репрезентировать определенного человека в конкретной ситуации. Левин также характеризовал теорию поля как «метод анализа каузальных отношений и построения научных конструктов».

 

6.Список  литературы. 

  1. http://www.psychology-online.net/articles/doc-962.html
  2. Психология активности и поведения: учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. И. А. Коверзнева. - Минск : МИУ, 2010. - 314 с. : ил. - Библиогр.: с. 311-314.
  3. Левин К. Определение понятия "поле в данный момент" // Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х - середина 30-х годов XX века). - М.: Изд-во МГУ, 1980а. - 296 с.
  4. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
  5. Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. – СПб.: Ювента, 2000. – 406 с.
  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986. – Т. 1. –  
    С. 376–381.

Информация о работе Проблема поведения в теории поля