Проблема поведения в теории поля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Теория поля, рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования её поведения в Теории поля используются средства топологии, как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.

Содержание

1.Основные понятия теории поля. ……………………………………………………….. 2
2.Модель личности. ……………………………………………………………………………….
3.Модель окружения. ……………………………………………………………………………
4.Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля. ..
5.Заключение. ………………………………………………………………………………………..
6.Список литературы. …………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Проблема поведения в теории поля..docx

— 55.34 Кб (Скачать)

Проблема  поведения в теории поля.

     1.Основные  понятия теории поля. ……………………………………………………….. 2

     2.Модель  личности. ……………………………………………………………………………….

     3.Модель  окружения. ……………………………………………………………………………

     4.Экспериментальные  работы, выполненные в рамках  теории поля. ..

     5.Заключение. ………………………………………………………………………………………..

     6.Список  литературы. …………………………………………………………………………….

 

 

1.Основные  понятия теории  поля.

      Теория поля, рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования её поведения в Теории поля используются средства топологии, как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.

      Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Теорию поля:

- "поле";

-  "напряжение";

-  "жизненное  пространство" ;

- "психологическое окружение" или "психологическая среда".

Поле  - тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые.

Детерминантами поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле "напряжено", когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой.

Напряжение  поля возникает, когда нарушается равновесие между личностью и средой. «Напряжение» нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

      Жизненное пространство – это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека.

      Психологическое окружение – это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, которые произошли во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.

      Изображение фигуры в Теории поля символизирует два свойства человека: 1) дифференциацию – отделённость от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение "часть – целое" – включенность в большее пространство.  

      В Теории поля существует несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – "текучесть-ригидность".

"Текучая  среда" быстро реагирует на  любое воздействие, она подвижна  и эластична. "Ригидная среда"  сопротивляется изменениям. Она  жестка и неэластична. 

       При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизненном пространстве. Для графического описания особенностей психологической среды в Теории поля введены вспомогательные понятия "регион" и "локомодация". Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психологической среде не всегда означает, что человек должен совершить физическое движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

      Личность условно графически разделена на:

- перцептуально-моторный  регион;

- внутриличностный  регион подразделяется на группы:

                                                                                       - периферических;

                                                                                        -центральных ячеек.

       Психологическая среда также разделяется на регионы. Жизненное пространство окружено внешней оболочкой, представляющей часть непсихологической, или объективной, среды. Выделяется новый вид "годологического пространства" (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологического пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамические представления концепции Левин называл "векторной психологией".

      Важнейшие динамические понятия "векторной" части Теории поля:

"психическая  энергия";

"напряжение";

"потребность";

"равновесие";

"валентность";

"сила" или "вектор".

       С помощью этих понятий описываются специфической локомодации личности и способы структурирования среды.  

      Личность – сложная энергетическая система.

      Психическая энергия - тип энергии, осуществляющий психологическую работу.       

      Психическая энергия высвобождается, когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно другой частей в результате внешней стимуляции или внутренних изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности.

     Напряжение – это состояние человека или состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов. Напряжение обладает двумя свойствами:

1) стремится  к соответствию с напряжением  др. систем посредством процесса  уравнивания;

2) оказывает  давление на границы системы,  перетекая из системы в систему. 

      Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личности Левина выделяются потребности, соотносимые с внутренним состоянием (например, голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфическому намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психологической среды.

      Динамика психологической среды в Теории поля осуществляется четырьмя способами:

1) ценность  региона может меняться количественно,  например, от положительного к  более положительному, или же  качественно, от положительного  к отрицательному;

2) векторы  могут изменяться по силе, направлению;

3) границы  могут становиться прочнее или  слабее, появляться или исчезать;

4) могут  меняться "вещественные" свойства  региона, текучесть или ригидность.    

      Переструктурирование среды является результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомодации или когнитивных процессов.

      Цель активности личности в Теории поля – вернуть человеку состояние равновесия. Изменения в поведении личности определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

      Дифференциация – одно из ключевых понятий Теории поля и относится ко всем аспектам жизненного пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Например, для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении "реальность-нереальность" и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности Теория поля определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами.  
 

 

      

2.Модель  личности.

      Левин показал, что детерминирующая тенденция не просто объясняет частную группу феноменов, отличающихся от образования ассоциаций, но и служит динамической предпосылкой любого поведения. Чтобы выученное проявилось в поведении, недостаточно образования в результате научения устойчивого сочетания "раздражитель - реакция". За поведением всегда должны стоять какие-то актуально действующие силы. На первом плане для Левина стоял вопрос энергетизации. Под этим имелась в виду проблема центрального управления поведением, точнее, того, какая из возможных в данной ситуации тенденций действия возобладает и начнёт определять поведение. Речь идет о проблемах: смена и возобновление поведения, а также влияние мотивации.

      Обе эти проблемы Левин пытался если не решить, то представить с помощью модели меняющихся состояний напряжения в различных областях структуры личности. Личность представляет собой систему, состоящую из многочисленных непересекающихся друг с другом областей.

     Модель личности. М—сенсомоторная пограничная зона, выполняющая роль посредника между окружающим миром (U) и внутриличностными областями (IP). Внутриличностные области подразделяются на центральные (Z) и периферические (Р).

      Каждая область соответствует определенной цели действия, будь то устойчивое стремление, которое можно обозначить как потребность (мотив), или же сиюминутное желание. (Области структуры личности могут также представлять некоторые активности или знания субъекта.) Отдельные области в зависимости от степени близости имеют разную степень сходства. Две области максимально похожи, если имеют общую границу.

      По своему местоположению области делятся на:

- центральные;

- периферические.

      Первые граничат с большим количеством областей, чем вторые. Числом пограничных областей определяется "близость к Я", личностная значимость целей Действия или представленных этими областями активностей, а также их влияние на другие цели и активности. Области также различаются своим внутренним и внешним положением, определяемым степенью соседства (т. е. возможностью доступа) с пограничной зоной, окружающей все области структуры личности. Сама пограничная зона выполняет функции восприятия и исполнения, то есть выступает посредником между индивидом и окружением: с одной стороны, восприятие несет информацию об окружающем мире, а с другой - моторное исполнение обеспечивает воздействие личности на окружение (сюда относится локомоции, а также речь и мимика).

      В целом модель личности представляет собой чистую структуру областей с отношениями соседства и функциями опосредования внутреннего и внешнего. Следует упомянуть ещё одну структурную особенность - состояние границы. Она может обладать различной прочностью и, будучи проницаемой, обеспечивать связь между соседними областями. С этой структурной особенностью границ областей связан динамический компонент модели личности. Для его обозначения Левин ввел понятие напряжения. Отдельные области структуры личности могут различаться по состоянию напряжения. Напряжение областей можно представить себе в виде сосудов, наполненных находящейся под различным давлением жидкостью. Область с повышенным по сравнению с другими областями напряжением Левин обозначает как "напряженную систему". Для такой системы характерна тенденция к уравновешиванию напряжения с соседними областями. Последнее может осуществиться двумя путями. Первый. Напряженная система, предоставляющая производимое действие, разряжается, если находит доступ к пограничной зоне сенсомоторной активности, т. е. она начинает определять поведение, продолжающееся до тех пор, пока не достигается цель действия. Второй. Если же система не находит такого доступа, то ее силы воздействуют на собственные границы. В таком случае уравновешивание напряжения достигается путем диффузии, которая зависит от прочности границ с соседними областями и от фактора времени.

      Первый вид уравновешивания напряжения через исполнение позволяет объяснить, какое действие начнётся после окончания предшествующего или какое будет возобновлено после прерывания. Классическим в этом отношении является так называемый эффект Зейгарник. Ученица Левина Б. В. Зейгарник установила, что прерванные действия удерживаются в памяти лучше завершенных.

Информация о работе Проблема поведения в теории поля