Проблема общения в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии

1.1 Понятие общения

1.2 Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии

1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

1.4 Структура, содержание и формы феномена общения

2. Некоторые особенности процесса общения

2.1 Типы и виды общения

2.2 Характеристика основных функций процесса общения

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 63.04 Кб (Скачать)

 

      1.3 Основные концепции  общения в отечественной  и зарубежной психологии 

     В отечественной психологии общение  трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и  прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия  на него и т.д. По сути дела, общение  есть реализация всей системы отношений  человека – и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо [7,С.97].

     Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводу нее [15,С.147].

     Б.Ф. Ломов подчеркивает [С. 130], что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

     А.Н. Леонтьев настаивает [15,С. 289], что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

  1. деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этом рассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктом которой являются отношения между людьми;
  2. общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения;
  3. общение интерпретируется как особый вид деятельности, специфическая форма взаимодействия с другими людьми, средство его организации.

     Однако  все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев[15 С. 292]. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

     Все сказанное позволяет сделать  вывод, что принцип связи и  органического единства общения  с деятельностью, разработанный  в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые  перспективы в изучении этого  явления. При этом под общением следует  понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский [14,С. 264].

     В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.[27, C.123]) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.[27,С.243]

     Вывод: По мнению как отечественных, так и зарубежных авторов, в процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний. Общение – это средство выражения межличностных отношений. Межличностные отношения – это внутренняя, социально-психологическая сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражают взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным или отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться как в поведении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместной деятельности. Именно совместная деятельность общение и раскрывают характер межличностных отношений. 

     1.4 Структура, содержание  и формы феномена  общения 

     Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов [2,С.154].

     Рассматривая  динамику общения, автор выделяет следующие составляющие (фазы) этого процесса:

     1) возникновение потребности в  общении (необходимо сообщить  или узнать информацию, повлиять  на собеседника и т. п.) и  уяснение целей (что конкретно  я хочу достичь в результате  общения);

     2) вход субъекта в коммуникативную  ситуацию;

     3) ориентировка в ситуации общения  и личности собеседника;

     4) планирование содержания и средств  общения (человек представляет  себе, что именно скажет, выбирает  конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);

     5) пристройка к субъекту – партнеру  по взаимодействию (занятие определенной  позиции по отношению к партнеру  по общению);

     6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;

     7) восприятие и оценка ответных  реакций собеседника, контроль  эффективности общения на основе  установления обратной связи;

     8) корректировка направления, стиля,  методов общения;

     9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.

     Структура общения может быть рассмотрена  с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано  к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между  собой субъекты, побуждаемые конкретными  потребностями и мотивами, реализующие  свои цели в общении посредством  применения определенных коммуникативных  средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения  составляют время, место, среда и  контекст общения, а также нормы, регулирующие общение[2,С.160].

     Субъект общения – человек, являющийся инициатором  общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.

     По  мнению А.А. Бодалева, общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон[4, С.113-126].

     Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потребности и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют, pегулиpуют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с содержанием осознаваемых целей общения.

     Основными потребностями общения выступают: потребность в решении предметных задач деятельности, аффилиация (стремление к принятию, страх отвержения), демонстрация “Я”, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании и т.д. Рассмотрим некоторые основные потребности общения.

     Так, потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется  в том, что один человек вступает в контакт с другим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания.

     Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.

     Потребность быть индивидуальностью проявляется  в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог  бы “прочитать” на лице, услышать в  речи и увидеть в поведении  другого человека признание своей  неповторимости, уникальности, необычности.

     Потребность в престиже удовлетворяется в  том случае, когда в результате контактов мы получаем признание  наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

     Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ  мыслей, поведение, вкусы, установки  другого человека. Удовлетворяется  эта потребность лишь в том  случае, если изменяется поведение  другого человека или ситуация в  целом под нашим влиянием. Одновременно с этим, партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть  принятия решения. Поэтому, наряду с  потребностью в доминировании, у  некоторых людей есть потребность  в подчинении другому лицу. Эти  потребности могут выступать  и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту  безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные  для нас решения и поведение  партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных  или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.

     Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в  стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.

     Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может  быть воспринят негативно, как нежелание  войти в контакт, или более того – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка[4,С.132].

     По  утверждению Б.Г Ананьева[1,С.54] и  Г.М. Андреевой[2,С.79], коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.

     Цель  общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные  действия, совершаемые человеком  в процессе общения. В цели общения  включаются: передача и получение  знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое[2,С.23 9].

     Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, а также  передаваемое (принимаемое) содержание, которые позволяют реализовать  потребности и цели общения в  конкретной ситуации. Внешняя сторона  выражается в коммуникативных действиях[2,С.254].

     Действия  общения – это единицы коммуникативной  деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных  действий – инициативные и ответные.

     Содержание  общения – информация, которая  в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.

     Средства  общения можно определить как  способы кодирования и передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. Кодирование информации связано  со способом ее передачи. Например, информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальные средства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одного человека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через технические средства.

Информация о работе Проблема общения в социальной психологии