Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:40, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.
Введение
1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии
1.1 Понятие общения
1.2 Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии
1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии
1.4 Структура, содержание и формы феномена общения
2. Некоторые особенности процесса общения
2.1 Типы и виды общения
2.2 Характеристика основных функций процесса общения
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
1.3 Основные концепции
общения в отечественной
и зарубежной психологии
В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо [7,С.97].
Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной социальной психологии в контексте психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных функций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводу нее [15,С.147].
Б.Ф. Ломов подчеркивает [С. 130], что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.
А.Н. Леонтьев настаивает [15,С. 289], что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:
Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев[15 С. 292]. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.
Все
сказанное позволяет сделать
вывод, что принцип связи и
органического единства общения
с деятельностью, разработанный
в отечественной социальной психологии,
открывает действительно новые
перспективы в изучении этого
явления. При этом под общением следует
понимать форму социального
В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.[27, C.123]) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.[27,С.243]
Вывод:
По мнению как отечественных, так и зарубежных
авторов, в процессе общения устанавливается
эмоциональный контакт и происходит обмен
эмоциональных состояний. Общение – это
средство выражения межличностных отношений.
Межличностные отношения – это внутренняя,
социально-психологическая сторона взаимодействия
между людьми. В коллективе они составляют
сложную систему связей личности с коллективом
и с его членами. Они играют наиболее существенную
роль в характере взаимодействия и, в свою
очередь, представляют результат взаимодействия.
Это субъективно переживаемые связи между
людьми. Межличностные отношения отражают
взаимную готовность субъектов к определенному
типу взаимодействия, которая сопровождается
эмоциональным переживанием: положительным,
индифферентным или отрицательным. Готовность
к взаимодействию может реализовываться
как в поведении субъектов в условиях
общения, так и в процессе совместной деятельности.
Именно совместная деятельность общение
и раскрывают характер межличностных
отношений.
1.4
Структура, содержание
и формы феномена
общения
Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов [2,С.154].
Рассматривая динамику общения, автор выделяет следующие составляющие (фазы) этого процесса:
1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);
2)
вход субъекта в
3)
ориентировка в ситуации
4)
планирование содержания и
5)
пристройка к субъекту –
6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;
7)
восприятие и оценка ответных
реакций собеседника, контроль
эффективности общения на
8)
корректировка направления,
9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.
Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение[2,С.160].
Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.
По мнению А.А. Бодалева, общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон[4, С.113-126].
Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потребности и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют, pегулиpуют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с содержанием осознаваемых целей общения.
Основными
потребностями общения
Так, потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что один человек вступает в контакт с другим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания.
Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.
Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы “прочитать” на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим, партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.
Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или более того – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка[4,С.132].
По
утверждению Б.Г Ананьева[1,С.
Цель общения – конкретный результат, на достижение которого в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое[2,С.23 9].
Экспрессивную
(внешнюю) сторону общения составляют
те средства и приемы, а также
передаваемое (принимаемое) содержание,
которые позволяют реализовать
потребности и цели общения в
конкретной ситуации. Внешняя сторона
выражается в коммуникативных действиях[2,
Действия
общения – это единицы
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могут быть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.п.
Средства
общения можно определить как
способы кодирования и передачи
информации, передаваемой в процессе
общения одним человеком
Информация о работе Проблема общения в социальной психологии