Проблема общения в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии

1.1 Понятие общения

1.2 Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии

1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

1.4 Структура, содержание и формы феномена общения

2. Некоторые особенности процесса общения

2.1 Типы и виды общения

2.2 Характеристика основных функций процесса общения

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 63.04 Кб (Скачать)
  1. Тема: Проблема общения в социальной психологии.

     СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретическое  обоснование проблем общения  в социальной психологии

1.1 Понятие общения

1.2 Научные подходы  к пониманию проблем общения  в социальной психологии

1.3 Основные концепции  общения в отечественной и  зарубежной психологии

1.4 Структура, содержание  и формы феномена общения

2. Некоторые особенности  процесса общения

2.1 Типы и виды  общения

2.2 Характеристика  основных функций процесса общения

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

 

      Введение

 

     Актуальность  исследования объясняется тем, что  в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти   задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

     Вопросам  общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, таких  как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. Однако, однозначного подхода к проблемам общения в психологической науке не существует, что и позволило нам рассмотреть их более детально, и определило направление исследования.

     Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детально рассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении выделяет три функции: информационно – коммуникативную, регуляционно–коммуникативную, эффективно – коммуникативную. Естественно, что все это деление весьма условно. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие классификации.

     Цель  исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.

     Объектом  исследования является общение как  социальное явление.

     Предмет исследования – проблемы общения в социальной психологии

     Задачи  исследования:

  1. Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
  2. Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
  3. Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
  4. Определить особенности каждой из функций процесса общения.

     Методологической  основой исследования являются диалектико-материалистические положения о влиянии деятельности на развитие социума.

     Научная новизна состоит в определении проблем общения в научных источниках.

     Теоретическая значимость исследования состоит в  изучении проблем общения, структуры  общения, содержания общения, а также разных сторон (функций) процесса общения, их описании и интерпретации.

     Структура работы: Работа состоит из введения, основной части разделенной на главы  и параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.

     Объем курсовой работы – 27 страниц 

     1. Теоретическое обоснование  проблем общения  в социальной психологии 

     
    1. Понятие общения
 

     Проблемы  общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом  изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин [22, С. 56]; НС. Кон [10, С. 45-55]), психологов (А.Н. Леонтьев [15, С. 23-43]) специалистов по социальной психологии Г.М. Андреева [2, С.37]), детской и возрастной (Я. Коломинский [14, С. 37-39]).

     Однако  разные исследователи вкладывают в  понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так Н.М. Щелованов [2, С. 47-49] и Н.М. Аскарина [2, С. 56-58] называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу. Авторы считают правомерным утверждать, что общение это язык человека с природой и самим собой. Однако, очень важно определить для себя понятие общения.

     Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах (Я.Л. Коломинский [14, С. 46].

     Помимо  взаимной направленности действий людей  при общении наиболее важной характеристикой  его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться в том, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и том также, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга. [14,С. 53].

     Для общения характерно также то, что  каждый участник выступает в его  ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность  общения обращают внимание А.А. Бодалев[5, С. 56-67], А.Н. Леонтьев [15, С. 5, С. 16-42]. На этом основании Б.Ф. Ломов утверждает, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты[17,С.103].

     Таким образом, перечисленные выше особенности  общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация воздействия  в отрыве от других черт общения  приводит к интеракционистской позиции, которая резко объединяет представление об общении. При чрезмерном акценте на обмене информации как сути общения последнее превращается в коммуникацию - явление, также намного более узкое, чем общение. И, наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от термина "взаимоотношения" имеет важное принципиальное значение, подчеркивает Я.К. Коломенский [14, С. 86-89]. 

     1.2 Научные подходы  к пониманию проблем  общения в социальной  психологии 

     А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения [5,С.58].

     А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно.[15, С. 289].Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

     Интеракциональные подходы [15, С. 289]были развиты главным образом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.

     Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии).[15, С. 290].

     Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973)[15, С. 291].

     Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим  общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими  словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы  взаимоотношений, которые люди развивают  друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».

     Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

     По  утверждению Г.М. Андреевой, три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций; а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания[2,С.54].

     Категория общения является базовой для  социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его  рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция  представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения  обусловливают форму общения. Общение  – это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии[8,С.42].

     Социологическая концепция обосновывает общение  как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта  эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к  анализу сущности общения опирается  на его понимание как механизма  влияния (с целью социального  воспитания) общества на личность. В  связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются  как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития высших психических функций[8,С.67].

     Н.В. Казаринова подтверждает, что решение  проблемы общения является весьма специфичным  в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение»  не имеет точного трактования в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», под которым понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю[13,С.73].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  вышеперечисленные теоретические  подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в  социальной психологии. Вместе с тем  они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления  с помощью методов системного анализа. 

Информация о работе Проблема общения в социальной психологии