Проблема общения в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:14, реферат

Описание работы

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Содержание

Введение 3
1. Общение, как научный феномен 5
1.1 Структура, функции и основные понятия общения 5
1.2 Общение, как психологическая проблема 8
2 Сравнительная характеристика сторон и видов общения 15
2.1 Проблема психологического влияния 15
2.2 Проблема барьеров общения и её изучение 21
Заключение 26
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Проблема общения в психологии.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

  

6. Формирование 

благосклонности Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги 

  

7. Просьба 

Обращение к  адресату с призывом удовлетворить  потребности или желания инициатора воздействия 

  

8. Принуждение 

Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении  адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств" 

  

9. Деструктивная  критика 

Высказывание  пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или  грубое агрессивное осуждение, поношение  или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя 

  

10. Манипуляция 

Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей 

  

  

  

  
 

Приведенная классификация  отвечает не столько требованиям  логического соответствия, сколько  феноменологии переживания влияния  обеими сторонами. Переживание деструктивной критики качественно иное, чем переживание, возникающее в процессе убеждения. Это различие в качестве без труда может вспомнить любой человек. Предметом деструктивной критики является сам адресат воздействия, предметом убеждения - нечто более отвлеченное, отстраненное от него, и поэтому не столь болезненно воспринимаемое. Даже если человека убеждают в том, что он совершил ошибку, предметом обсуждения является эта ошибка, а не человек, допустивший ее. Различие между убеждением и деструктивной критикой, таким образом, в предмете обсуждения. 

С другой стороны, по форме деструктивная критика  часто неотличима от формул внушения: "Ты безответственный человек. Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто". Однако инициатор воздействия имеет своей осознаваемой целью "улучшение" поведения адресата воздействия (а неосознаваемой - освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Он отнюдь не имеет в виду закрепления и Упрочения тех моделей поведения, которые описывают используемые им формулы. Характерно, что закрепление отрицательных моделей поведения - один из наиболее разрушительных и парадоксальных эффектов деструктивной критики. Известно также, что в формулах внушения и аутотренинга настойчиво отдается предпочтение положительным формулировкам, а не отрицанию отрицательных (например, формула "Я спокоен" предпочтительнее формулы "Я не волнуюсь"). 

Таким образом, различие между деструктивной критикой и внушением - в том, что критика  формулирует то, чего не следует  делать и каким не следует быть, а внушение - то, что следует делать и каким следует быть. Мы видим, что деструктивная критика и внушение также различаются по предмету обсуждения. 

Аналогичным образом  различаются и остальные виды влияния. Все они имеют дело с  разными предметами.  

Таблица 2. Виды психологического противостояния влиянию

  

Вид противостояния влиянию 

Определение 

  

1. Контраргументация 

Сознательный  аргументированный ответ на попытку  убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия 

  

2. Конструктивная  критика 

Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств  или действий инициатора воздействия  и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата 

  

3. Энергетическая  мобилизация 

Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий 

  

4. Творчество 

Создание нового, пренебрегающее влияниям образца, примера  или моды, либо преодолевающее его   

  

5. Уклонение 

Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений 

  

6. Психологическая  самооборона  

Применение речевых  формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие  духа и выиграть время для обдумывания  дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения 

  

7. Игнорирование 

Действия, свидетельствующие  о том, что адресат умышленно  не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом  чувств 

  

8. Конфронтация 

Открытое и  последовательное противопоставление адресатом своей позиции и  своих требований инициатору воздействия 

  

9. Отказ  

Выражение адресатом  своего несогласия выполнить просьбу  инициатора воздействия 

  

  

  

  
 

Как видно из табл. 1 и 2, количество выделенных видов  влияния и противостояния влиянию - неодинаковое. Кроме того, виды влияния  и противостояния влиянию с одинаковыми  номерами отнюдь не во всех случаях  составляют подходящую пару. Каждому  виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния, и один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния. 

2.2 Проблема барьеров  общения её изучение 

Актуальность  проблемы "барьеров" общения обусловлена  целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание "барьеров" на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности. 

Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. Дело в том, что процесс общения - это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса "барьеров" общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности.  

"Барьер" общения  - психическое состояние, проявляющееся  в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»). Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений Мясищева В.Н. 

Различаются:  

1) "барьеры"  отражения - это барьеры, которые  возникают в результате искаженного  восприятия: 

- себя (неадекватная самооценка);  

- партнера (приписывание  не присущих ему свойств, способностей);  

-ситуации (неадекватная  оценка значимости ситуации); 

2) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие  в результате неадекватного отношения: 

- к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);  

- к партнеру (чувство антипатии, неприязни  к партнеру);  

к ситуации (негативное отношение к ситуации); 

3) "барьеры"  обращения как специфической  формы отношения. Эти "барьеры"  возникают: 

- при формах  обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);  

- при формах  обращения ведущих к непродуктивному  общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые  в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.). 

Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте  личностного подхода позволяет  говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих  к сотрудничеству и взаимопониманию  с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению. 

Схема выхода из ситуации "барьера": 

1) оценка создавшейся  ситуации "барьера" (определение  ее направленности и возможных  последствий); 

2) выявление  ориентировочных причин возникновения; 

3) исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов); 

4) определение  аффективных действий для выхода  из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию  "барьеров" позволяют наладить процесс общения и приводят к аффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности. 

Важную роль играет в преодолении психологических  барьеров мотивационное состояние. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде установок, интересов, желаний, стремлений и влечений. Наибольший интерес в данной теме представляют установки, которые ставит перед собой человек. Итак, что же это такое? 

Установка - это  стереотипная готовность действовать  в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному  поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.  

Существует теория Э. Берна, которая рассказывает о  стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства. Суть этих стереотипов автор передает через анатомию сценария и классификацию состояний «Я». 

Анатомия сценария. Сценарий - программа поступательного  развития, выработанная в раннем возрасте под влиянием родителей и определяющая поведение индивида в важных аспектах его жизни. Программа - план или расписание, которому следуют, схема действий. Сценарии: поступательный - постоянно движущийся вперед; влияние родителей - влияния осуществляются особым, доступным наблюдению образом в особые моменты времени; определяющий - человек свободен в ситуациях, к которым существующие указания не относятся. Важнейшие аспекты - брак, воспитание детей, развод, способ смерти (если он избирается). Формула сценария: РРВ-ПР-СЛ-ВП-Итог, РРВ - раннее родительское влияние, ПР - программа, СЛ - склонность следовать программе, ВП - важнейшие поступки. Все, что укладывается в эту схему - элемент сценария.  

У каждого человека есть некий набор поведенческих  схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Есть также другое психическое состояние, часто несовместимое с первым, бывает связано с другим набором схем. Эти различия и изменения говорят о существовании различных состояний Я. Я - система чувств, набор согласованных поведенческих схем. У каждого человека есть ограниченный набор состояний Я:  

Информация о работе Проблема общения в психологии