Проблема личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований.

«Темп развития психологии личности, - пишет А. Асмолов, - станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, - проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу».

Содержание

Задание 1.

Проблема личности в психологии……………....................................................3

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1 Определение понятия «личность». Психологические признаки личности.4

1.2 Формирование и развитие личности. Обусловленность особенностей развития личности……………………………………………………………….12

1.3 Личность и поведение. Социальная роль, статус, позиция……………..15

Задание 2.

Семья как ведущее звено в системе воспитания и социализации личности…………………………………………………………………………27

Задание 3.

Характер: определение, система отношений. Акцентуации характеров….34

Тест……………………………………………………………………………...39

Заключение……………………………………………………………………..43

Список используемой литературы…………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

ВАРИАНТ № 1.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

      Не  все дети одинаково хорошо рисуют, поют, лепят, не все быстро обучаются  чтению и письму, и правы те родители, которые занимаются с сыном или  дочкой этими трудными и поэтому  часто нелюбимыми и неинтересными делами. Как известно, люди любят делать то, что умеют, что получается. Для детей это почти что аксиома. Так надо помочь им полюбить и научиться!

      В детском саду дети часто играют в  коллективные и настольные игры с  партнером. А умеют ли они играть дома одни? Самостоятельно организовать игру и, выполняя определенные правила, довести ее до логического конца? Пофантазировать, придумать новый игровой сюжет, поломать голову над конструктором? А ведь в этом начало самостоятельного труда, который необходим и при выполнении школьных домашних заданий.

      При поступлении в школу практически  все первоклассники выражают искреннее  желание учиться. Почему же у многих из них это желание гаснет, и  причем довольно быстро? В значительной степени это связано с воспитательными недочетами и недоработками взрослых. Уже в дошкольном детстве, а особенно в начальной школе нужно воспитывать ответственное отношение к делу, поручению, своим обязанностям. Формирование этих качеств начинается с внимательного, серьезного отношения родителей к делам малышей. Все должно быть замечено родителями: достижения принесут всем радость, ошибки будут совместно исправлены. В этой кропотливой, длительной, незаметной работе родятся и первые победы над собой, и радость преодоления трудностей.

      Безразличное  или даже отрицательное отношение  к школе чаще всего возникает  не у тех детей, которые к моменту  поступления знали слишком много, а у тех, которые знали слишком  мало. Недостаточная подготовленность приводит к неудачам, ребенок начинает воспринимать учебу как непосильную нагрузку.

      Если  же ребенку все удается, если учительница  и мама часто его хвалят, то учеба  будет связана с ощущением  успеха. А успех - важнейший источник положительного отношения к занятиям. Хороший учитель всегда сумеет так организовать обучение, что оно будет полезным и интересным для ребят, уже умеющих читать и считать, не менее, чем для неумеющих.

      Самое главное, что дается в 1-м классе, - это не конкретные знания и навыки, а умение учиться.

      Успех в решении такой сложной и важной задачи, как взаимодействие школы и семьи в системе (процессе) воспитания, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но и между дошкольным учреждением, школой и семьей. Обучать и воспитывать ребенка надо совместно! 

 

Задание 3. Характер: определение, система  отношений. Акцентуации характеров 

     Каждый  человек отличается от любого другого  своим индивидуальным психологическим  своеобразием. В этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такие индивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера.

     Какие же индивидуально-своеобразные психические  свойства человека называются свойствами или чертами характера? В качестве примера возьмем некоторые проявления характера двенадцатилетней ученицы Тоси М.

     В школе девочка держится всегда в  стороне от других учеников, неразговорчива, дичится, робеет, не поднимает руки на уроке, не высказывается на классных собраниях. Между тем во дворе  у дома у нее много подруг, она  очень бойкая, веселая. Таким образом, у Тоси проявляются два различных свойства характера. В школе проявляется застенчивость, девочка дичится и робеет. Дома же проявляется общительность. Об общительности Тоси мы не в состоянии узнать, наблюдая ее в школе, а о застенчивости - наблюдая ее во дворе дома.

     Как видно из этого примера, каждая черта  характера проявляется лишь в  соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это тем, что в  каждой черте характера выражается отношение человека к определенным обстоятельствам и сторонам действительности. Тося М. потому так робка, замкнута и застенчива в классе, что, будучи недавно переведена в городскую школу из деревенской, еще отчуждена от детского коллектива и боится, что над ней будут смеяться. У себя же во дворе она бойка, энергична и общительна, потому что сблизилась с соседями, считает себя не хуже детей и равноправно участвует в их играх и затеях.

     Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.

     Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие  свойства характера двояким образом. С одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера. Так, в приведенном примере характер Тоси М. проявляется в том, что в школе она подавлена, чувствует себя хуже других детей, боится учительницы и товарищей, а дома среди подруг у нее повышенное, жизнерадостное настроение, она чувствует к ним симпатию и близость. Для определения свойств характера ученика важно, поэтому не только описать его действия и поступки, но и раскрыть всю полноту его эмоциональных переживаний в ряде типичных ситуаций.

     С другой стороны, от отношений зависит  индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации. Так, в приведенном примере  характер Тоси М. проявляется в том, как она себя ведет в школе и дома. Точно так же трудолюбие как черта характера проявляется, во-первых, в том, что труд доставляет человеку радость, что он тяготится безделием, и, во0вторых, в том, что он работает старательно, не отвлекаясь ничем посторонним, не тратя понапрасну ни одной минуты.

     Способы и качества действий человека зависят  не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств, внимания, ума, т.е. от индивидуальных особенностей психических процессов. Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят не только от положительного отношения к труду, но и от сосредоточенности внимания, от точности и ловкости движений, от усилий воли. Поэтому в зависимости от преобладающего влияния различных психических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

     Слово «характеристики» для описания индивидуальных особенностей человека впервые употребил  греческий философ Теофраст (IV - III в. до н.э.). Его «характеристики», однако содержат лишь описание нравственного облика человека. В таком же смысле термин «характер» употреблял Лабрюйер (XVII в.). Таким образом, уже с самого начала слово «характер» обозначает нечто отражающее социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело смысл, прямо противоположный темпераменту, обусловленному свойствами организма. В XIX в. начиная с А. Бена, характер стали понимать в чисто психологическом плане - как индивидуальные особенности либо интеллекта, чувства и воли (А. Бен), либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П. Ф. Лесгафт). В XX в. под характером стали понимать не особенности отдельных областей психики, а свойства целостной личности. Эти свойства понимали или как основные побуждения (Л. Клагес), или как склонности и отношения (А.Ф. Лазурский). Наибольшее значение в борьбе материализма и идеализма имел вопрос о наследственном или приобретенном происхождении характера. И. Кант (XVIII в.) считал характер, в отличие от темперамента, приобретенным. Однако при описании индивидуальных особенностей он не различал врожденных и приобретенных свойств. Рибо понимал характер как наследственно обусловленный. Малапер, Фулье и другие различали в характере и наследственные и приобретенные свойства. Полан утверждал, что характер целиком определяется условиями жизни. Борьба этих двух взглядов продолжается в плоть до нашего времени.

     Многие  черты характера представляют собой  глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. В  одинаковых обстоятельствах, руководимые сходными или одинаковыми мотивами и отношениями, стремясь к одним и тем же целям, разные люди испытывают отчетливо выраженную склонность к различным характерным для них способам действий для достижения целей. В этих склонностях и проявляется побуждающая сила свойств характера. Благодаря такой побуждающей силе свойств характера человек нередко применяет совершенно нецелесообразные способы действия, противоречащие объективным условиям. Он иногда и сам не рад своему характеру, но не в состоянии поступать иначе. Так, в исследованиях одного зарубежного психолога установлено, что некоторые люди в работе гораздо больше дорожат своими достижениями, чем опасаются неудачи. Поэтому они склонны выбирать более трудные экспериментальные задачи, даже если терпят в них неудачу. Они склонны к объективно неоправданному риску. Другие, наоборот, больше опасаются неудачи, чем дорожат достижениями. Поэтому они излишне осмотрительны и выбирают легкие задания даже тогда, когда убеждены, что могут выполнить более трудные.

     Такая склонность выбирать нецелесообразный, но характерный для человека способ действия особенно отчетливо проявляется  в условиях большого напряжения, в  так называемых стрессовых ситуациях.

     Вместе  с тем если характерный для  человека способ действия целесообразен в данной обстановке, то он проявляет гораздо большую энергию, настойчивость и трудоспособность по сравнению с теми случаями, когда он вынужден пользоваться не соответствующими его характеру способами действия.

     Таким образом, свойства характера могут мешать человеку, если они побуждают его действовать вопреки требованиям объективных обстоятельств. Если же свойства характера соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку в данной обстановке, то они выполняют положительную роль, так как только при этом условии человек в состоянии работать творчески и в полную меру сил.

     Так как черты характера побуждают  человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни. Правдивость, прямота, смелость побуждают комсомольца вскрывать существующие недостатки, какими бы неприятными последствиями это ни грозило ему.

     Характер  испытывается в борьбе с противодействующими  обстоятельствами. Активность характера  проявляется в той побуждающей силе, с которой преодолеваются неблагоприятные обстоятельства. Активность характера как побуждение существенным образом влияет на силу воли. Чем активнее свойство характера, тем большую силу воли обнаруживает человек, побуждаемый этим свойством. Сильная воля невозможна без активных черт характера.

     Воспитание  характера - одна из центральных и  важнейших задач воспитания человека - борца за коммунистическое общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕСТ

     1. Основная функция  психических познавательных  процессов:

A. сигнальная;

B. побудительная;

C. познавательно-аналитическая;

D. регулятивная.

     2. Отражение в сознании  человека непосредственно  воздействующих на  органы чувств, предметов  и явлений в  целом:

A. ощущение;

B. внимание;

С. представление;

D. восприятие.

     3. Взаимодействие и взаимовлияние ощущений друг на друга:

A. адаптация;

B. явление контраста;

C. сенсибилизация;

D. дифференциация.

     4. Изменение чувствительности  органов чувств  под влиянием действия  раздражителя:

A. адаптация;

B. явление  контраста;

C. сенсибилизация;

D. дифференциация.

     5. Ощущения, отражающие  механические свойства  предметов, которые  отражают температуру  предметов окружающей  среды и внешнее  болевое воздействие:

A. слуховые;

B. обонятельные;

C. осязательные;

D. вкусовые.

     6. Минимальная продолжительность  воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений:

A. дифференцированный  порог;

B. нижний  порог;

C. временной порог;

D. верхний порог.

     7. Пассивное непреднамеренное  воображение, при  котором человеком  воспринимается несуществующий  объект:

Информация о работе Проблема личности в психологии