Проблема личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований.

«Темп развития психологии личности, - пишет А. Асмолов, - станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, - проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу».

Содержание

Задание 1.

Проблема личности в психологии……………....................................................3

Введение…………………………………………………………………………..3

1.1 Определение понятия «личность». Психологические признаки личности.4

1.2 Формирование и развитие личности. Обусловленность особенностей развития личности……………………………………………………………….12

1.3 Личность и поведение. Социальная роль, статус, позиция……………..15

Задание 2.

Семья как ведущее звено в системе воспитания и социализации личности…………………………………………………………………………27

Задание 3.

Характер: определение, система отношений. Акцентуации характеров….34

Тест……………………………………………………………………………...39

Заключение……………………………………………………………………..43

Список используемой литературы…………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

ВАРИАНТ № 1.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

      Предписанные  и достигаемые статусы принципиально  различны, но, несмотря на это, они могут  взаимодействовать и перекрещиваться. Основное социальное положение в  обществе (социально-классовый статус) является предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

      Идеал общества, в котором большинство  статусов являются достигаемыми, - стремление к тому, чтобы люди занимали положение  в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.

      В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может  ожидать улучшения своего положения. Те у кого, низкое вознаграждение или  невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.д.

      Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемы ролям.

      Из  множества статусов, которые занимает человек, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой? чего достиг?»).

      Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный  с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение - здесь решающую роль могут играть культурный уровень, общительность.

      Следовательно, следует отличать основную, общую иерархию статусов личности в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

      Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям, не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для человека, порождая внутренние и внешние конфликты, противоречия.

      Кроме главного статуса, связанного прежде всего  с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.

      Зачастую  имущественное положение образованного  человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д.

      Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало  позиции чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого человека (в том числе ассенизатора) вызвало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий.

      Индекс  социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую - наличие властных полномочий, привилегий). 
 

Задание 2. Семья как ведущее  звено в системе воспитания и социализации личности 

      Воспитание  детей, подготовка их к будущей самостоятельной  жизни является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка  с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.

      Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его жизнь  с общественной средой. И это очень  важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

      Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как  дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает  язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.

      И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

      Уважение  личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость.*

      Первое, что характеризует семью как  фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно  организуется и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с  младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» играет первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийной, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах в образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. Например, обезопасив предметно-пространственное окружение (убрав из поля зрения малыша лекарства, ножницы, иголки, средства бытовой химии и пр.), родители исключают из арсенала своих воспитательных приемов одергивание, окрики, предупреждения, которые сковывают активность ребенка, делают его нерешительным.*

      Социальные  ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

      Особенность воспитательной деятельности семьи - в  ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность  этой малой психолого-социальной группы.

      Содержание  семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где  программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка  в основном на положительном, что  есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла.

      Семейная  воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка  образа мира, формирует соответствующий  образ жизни.

      К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести  следующие:

      Принцип целенаправленности.

      Воспитание  как педагогическое явление характеризуется  наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и  идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В  значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики.

      Носителями  объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе  связана.

      Принцип научности.

      В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулись далеко вперед.

      Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка.

      Суть  этого принципа заключается в  том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, - его право на текущий час и сегодняшний день.

      Принцип планомерности, последовательности, непрерывнисти.

      Согласно  этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического  воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.

      Принцип комплексности и  систематичности.

      Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

      Принцип согласованности  в воспитании.

      Одна  из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что  оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными  педагогами образовательных учреждений. Необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности.

      В современных условиях невозможно представить  воспитание лишь в отдельной семье - изолированной от школы. Очень важно  организовать процесс воспитания на основе взаимодействия семьи и школы.

      Часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах - родители, семья, воспитатели детского сада или учителя, школа?

      В нашей стране подавляющее число  дошкольников посещают детские сады, и родители часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Однако это не верно. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Воспитатели детских садов и учителя отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет. В детском саду детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, начальному счету, письму и чтению. Но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относится к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.

Информация о работе Проблема личности в психологии