Проблема исследования индивидуальности в отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

ифференциальная психология - раздел психологической науки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Дифференциальная психология изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной дифференциальной психологии, ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.История исследования индивидуальности в отечественной психологии….4

2. Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности.14

Заключение……………………………………………………………………..24

Список литературы…………………………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

история психл.docx

— 47.25 Кб (Скачать)

Таким образом, целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности может воссоздаваться именно при  системном видении объекта изучения, только системные исследования являются оптимальной стратегией интеграции данных о соотносимости разнообразных особенностей человека.

Концепция личности В.С. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным явлениям изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического - экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического - ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное - это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986..  

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа - свойства индивидуума (свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов).

Свойства темперамента - это психические свойства, обусловленные  общим типом нервной системы  и определяющие динамику психической  деятельности при самом различном  ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона - степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его  типа. Индивидуальные качественные особенности  психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (например, острота и точность восприятия).

Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так  как социально-типичное отношение  личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения  личности.

Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или  пассивность, общительность или  замкнутость в установлении социальных контактов. Индивидуальное своеобразие  черт характера выражается в особых качествах действий и поступков  в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются  в динамических особенностях мотивов  и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности  и неустойчивости).

И, наконец, в-третьих, это - такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит  продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических  свойств индивидуума, формируется  в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное - это не разные группы свойств личности, а различные  стороны одних и тех же свойств.

Неразложимым  компонентом личности являются свойства, каждое из которых есть выражение  и способности, и характера, и  направленности. Таким образом, структура  личности представляется как взаимная связь и организация свойств  личности. Структурные образования  личности характеризуются понятием «симптомокомплекса». Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Дифференциальная  психология изучает природу и  источники индивидуальных различий.

Существуют два  подхода к исследованию психологических  явлений. Один из них - номотетический - ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности. Второй - идиографический - предполагает изучение конкретного человека.

По мнению М.С. Егоровой невнимание к индивидуальному  анализу, рассмотрение его как побочного  по сравнению с номотетическим, не только препятствует пониманию того, как общие закономерности проявляются у конкретного человека, но и накладывает определенный отпечаток на тематику психологических исследований, сужая круг психологических характеристик, которые, в принципе, могут быть предметом исследования в психологической науке.

Ананьев Б.Г. развивал идею комплексного подхода к изучению человека. Индивидуальность человека можно понять лишь при условии  полного набора характеристик человека…  Индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь  его свойств как личности и  субъекта деятельности, в структуре  которых функционируют природные  свойства человека как индивида.

Концепция личности В.С. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000.

2. Ананьев Б.  Г. Психология личности. М., 1990.

3.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: - Планета детей, 1997.2. Ананьев Б. Г. Психология личности. М., 1990.

4.. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.

6. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

7 Небылицын В.Д. Сборник трудов. М, 2005.

8. Психология личности. Тексты. М., 1982.

9. Психология формирования и развития личности. М, 1981.

10. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989.

12. Русалова В.М. Сочинения. М., 2001.

13. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.

Информация о работе Проблема исследования индивидуальности в отечественной психологии