Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:23, контрольная работа
ифференциальная психология - раздел психологической науки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Дифференциальная психология изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной дифференциальной психологии, ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта.
Введение………………………………………………………………………….3
1.История исследования индивидуальности в отечественной психологии….4
2. Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности.14
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………… 25
Таким образом,
целостная картина многогранных
свойств и качеств
Концепция личности В.С. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным явлениям изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического - экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического - ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.
Социально-типичное
- это обобщенное отношение к определенным
сторонам действительности (к людям,
коллективу, труду, к самому себе, культуре
и др.), отражающее направленность личности
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования
индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986..
В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа - свойства индивидуума (свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов).
Свойства темперамента
- это психические свойства, обусловленные
общим типом нервной системы
и определяющие динамику психической
деятельности при самом различном
ее содержании. Индивидуальна в каждом
свойстве темперамента лишь количественная
его сторона - степень выраженности,
определяемая соответствующими поведенческими
количественными показателями. Качественная
же сторона каждого свойства темперамента
характерна для определенного его
типа. Индивидуальные качественные особенности
психических процессов
Ко второй группе
индивидуальных особенностей относятся,
во-первых, устойчивые и постоянные
мотивы действий в определенных ситуациях
(например, мотив самолюбия, честолюбия,
интерес к музыке и др.). Так
как социально-типичное отношение
личности определяется системой мотивов,
то и каждый отдельный мотив является
необходимым компонентом
Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивидуальное своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости).
И, наконец, в-третьих, это - такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.
Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное - это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.
Неразложимым
компонентом личности являются свойства,
каждое из которых есть выражение
и способности, и характера, и
направленности. Таким образом, структура
личности представляется как взаимная
связь и организация свойств
личности. Структурные образования
личности характеризуются понятием
«симптомокомплекса». Индивидуальное
и социально-типичное нельзя рассматривать
как два различных симптомокомплекса
или фактора личности Мерлин В.С. Очерк
интегрального исследования индивидуальности.
- М.: Педагогика, 1986.
Заключение
Дифференциальная психология изучает природу и источники индивидуальных различий.
Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них - номотетический - ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности. Второй - идиографический - предполагает изучение конкретного человека.
По мнению М.С. Егоровой невнимание к индивидуальному анализу, рассмотрение его как побочного по сравнению с номотетическим, не только препятствует пониманию того, как общие закономерности проявляются у конкретного человека, но и накладывает определенный отпечаток на тематику психологических исследований, сужая круг психологических характеристик, которые, в принципе, могут быть предметом исследования в психологической науке.
Ананьев Б.Г. развивал
идею комплексного подхода к изучению
человека. Индивидуальность человека
можно понять лишь при условии
полного набора характеристик человека…
Индивидуальность может быть понята
лишь как единство и взаимосвязь
его свойств как личности и
субъекта деятельности, в структуре
которых функционируют
Концепция личности
В.С. Мерлина раскрывается через его подход
к пониманию человека как интегральной
индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда
свойств, относящихся к нескольким иерархическим
уровням, подчиненным различным закономерностям.
Список
литературы
1.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000.
2. Ананьев Б. Г. Психология личности. М., 1990.
3.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: - Планета детей, 1997.2. Ананьев Б. Г. Психология личности. М., 1990.
4.. Зейгарник Б. В. Теории личности в общей психологии. М., 1982.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 1982.
6. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
7 Небылицын В.Д. Сборник трудов. М, 2005.
8. Психология личности. Тексты. М., 1982.
9. Психология формирования и развития личности. М, 1981.
10. Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. II. М., 1989.
12. Русалова В.М. Сочинения. М., 2001.
13. Спрджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
Информация о работе Проблема исследования индивидуальности в отечественной психологии