Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:23, контрольная работа
ифференциальная психология - раздел психологической науки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Дифференциальная психология изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной дифференциальной психологии, ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта.
Введение………………………………………………………………………….3
1.История исследования индивидуальности в отечественной психологии….4
2. Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности.14
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………… 25
Федеральное Агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский Государственный педагогический университет»
(ГОУ
ВПО «ЧГПУ»)
Контрольная работа
по истории психологии
Тема: «Проблема
исследования индивидуальности в отечественной
психологии»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.История исследования индивидуальности в отечественной психологии….4
2. Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности.14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Дифференциальная
психология - раздел психологической
науки, изучающий индивидуально-
Большой вклад
в изучение исследования индивидуальности
внесли работы наших отечественных
ученых Павлова И.П., Теплова Б.М.,
Егоровой М.С., Мерлина В. С., Ананьева Б.Г.
и многих других психологов-исследователей.
1.
История изучения
индивидуальности
в отечественной
психологии
Значение проблемы
индивидуальности менялось в ходе развития
научного знания. В послереволюционные
десятилетия абстракции класса, масс,
народа полностью заслонили
Определяющие характеристики человека как субъекта -- его уникальность, ценность и непредсказуемость -- веками и десятилетиями крушили все попытки понять человека по образу технических или биологических систем и руководить им путем программирования или дрессировки. За этим следовал идущий еще дальше вывод о том, что индивидуальность вообще не может быть предметом науки, исследующей якобы лишь общие или массовые случаи, и что гуманитарное знание не является научным знанием.
Нивелировка индивидуальности и тенденция к ориентировке на "среднего ученика" или "среднего человека" привела к тому, что прекрасные работы отечественных психологов, занимавшихся психологией индивидуальных особенностей, в 30-е годы были отринуты и надолго. За рубежом же эти исследования продолжались. В связи с такой историей нашей психологии в настоящее время нам приходится встречать созданные когда-то у нас методики, усовершенствованные на западе. При этом возникает необходимость заново их реадаптировать, т.е. приспосабливать к нашим условиям и разрабатывать собственные стандарты[22].
Отечественная психология в начале ХХ в. - не только теоретическая и практическая наука, но область знания, популярная в обществе, интересная для врачей, педагогов, исследователей не-психологов, -- психология стала звеном, соединяющим эти науки. Недаром речь Г.И. Челпанова в 1911 г. на торжественном заседании, посвященном 25-летию Московского психологического общества, называлась «Современная индивидуальная психология и ее практическое значение».
После 1917 г. перед
советской психологией и
В это время в психологии реально существуют две методологические концепции - естественнонаучная и философско-идеалистическая, в каждой из которых разрабатываются свои подходы к изучению индивидуальности. Однако актуализация проблемы индивидуальности в это время связана, в первую очередь, с появлением и закреплением в науке нового метода исследования - эксперимента.
С внедрением эксперимента
психология становится действительно
самостоятельной наукой, в корне
меняется вся ее методология. Стоит
уточнить, что эксперимент не вытеснил
из психологии эмпирические и умозрительные
методы. Эксперимент - в отличие от
других методов - открыл перспективы
математически точной формулировки
реальных психологических
Проблема индивидуальных
различий интересовала философов и
педагогов, медиков и моралистов,
писателей и художников с древнейших
времен. Знания о различиях между
людьми накапливались сначала на
основе эмпирических знаний. "Но только
с внедрением в психологию эксперимента
и появлением новых критериев
научности ее представлений создаются
предпосылки для зарождения соответствующих
этим критериям знаний об индивидуальных
различиях между людьми". Эксперимент
создал для науки об индивидуальных
различиях людей новые
Отечественная
психология конца XIX - середины 30-х годов
XX века, в первую очередь,- прикладная
наука, ориентированная на жизнь, на
практическое использование научного
запаса знаний во всех сферах деятельности
человека, в школе и на производстве.
Она пыталась решить задачи, которые
выдвигало перед ней общество.
В это время активно
Эти тенденции отечественной науки оказали существенное влияние на формирование интереса к проблеме индивидуальности и ее активную разработку.
Как известно, в
истории отечественной
Актуализация
и развитие дифференциально-
Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы конца XIX -середины 30-х годов XX века, научных материалов, описаний результатов экспериментальной работы, в той или иной степени касающихся проблемы индивидуальности, приводит к выводу, что в конце XIX века интерес к проблеме индивидуальности только начинал активизироваться (работы Е. Брикман, И. Гвоздева, Н.П. Гундобина, К. Ельницкого, Н.Н. Ланге, Ф.С. Матвеева, Л.Е. Оболенского и др.). В это время постепенно расширяются направления эмпирических исследований, появляются первые экспериментальные работы, определяется круг основных вопросов. С начала XX века интерес к вопросам индивидуальных различий постепенно увеличивается.
Исторический
анализ вопросов дифференциальной психологии
в рамках отечественной науки
представлен очень
В работах других отечественных психологов дан анализ отдельных частных проблем этой области психологического знания. Так, исторический ракурс в анализе исследований, посвященных психологии характера, темперамента, направленности, воли, способностей и т.д. присутствует в научных трудах Л.Ф. Железняка, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса и других.
Информация о работе Проблема исследования индивидуальности в отечественной психологии