Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:23, контрольная работа
ифференциальная психология - раздел психологической науки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Дифференциальная психология изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной дифференциальной психологии, ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта.
Введение………………………………………………………………………….3
1.История исследования индивидуальности в отечественной психологии….4
2. Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности.14
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………………… 25
Существует круг историко-психологических исследований, направленных на анализ творчества и идей отдельных отечественных психологов конца XIX - первой трети XX века, занимавшихся вопросами индивидуальной психологии, а именно: диссертации П.И. Садчиковой, В.А. ........ науки об индивидуальных различиях людей новые исследовательские возможности, но активизация интереса к подобным разработкам складывалась под влиянием запросов педагогической, медицинской, индустриальной практики. Однако в отечественной науке того времени, кроме зарождающихся экспериментальных исследований индивидуальности, существовал довольно большой пласт работ, в которых индивидуально-психологические различия обсуждались на основе эмпирических наблюдений, имеющегося педагогического, клинического опыта и т.д. Несмотря на естественное в этом случае отсутствие строгих экспериментальных критериев, эти работы содержат и основные проблемы, встававшие перед практиками - психологами, педагогами, медиками, физиологами, и - иногда - анализ и решение этих проблем. Поэтому именно этот массив работ адекватно отражает «массовую» репрезентацию задач, связанных с психологией человеческой индивидуальности.
Отечественная
психология конца XIX - середины 30-х годов
XX века, в первую очередь,- прикладная
наука, ориентированная на жизнь, на
практическое использование научного
запаса знаний во всех сферах деятельности
человека, в школе и на производстве.
Она пыталась решить задачи, которые
выдвигало перед ней общество.
В это время активно
Эти тенденции отечественной науки оказали существенное влияние на формирование интереса к проблеме индивидуальности и ее активную разработку.
Как известно, в
истории отечественной
Кроме того, анализ психолого-педагогической литературы конца XIX -середины 30-х годов XX века, научных материалов, описаний результатов экспериментальной работы, в той или иной степени касающихся проблемы индивидуальности, приводит к выводу, что в конце XIX века интерес к проблеме индивидуальности только начинал активизироваться (работы Е. Брикман, И. Гвоздева, Н.П. Гундобина, К. Ельницкого, Н.Н. Ланге, Ф.С. Матвеева, Л.Е. Оболенского и др.). В это время постепенно расширяются направления эмпирических исследований, появляются первые экспериментальные работы, определяется круг основных вопросов. С начала XX века интерес к вопросам индивидуальных различий постепенно увеличивается.
Исторический
анализ вопросов дифференциальной психологии
в рамках отечественной науки
представлен очень
В работах других отечественных психологов дан анализ отдельных частных проблем этой области психологического знания. Так, исторический ракурс в анализе исследований, посвященных психологии характера, темперамента, направленности, воли, способностей и т.д. присутствует в научных трудах Л.Ф. Железняка, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса и других.
Существует круг
историко-психологических
Постановление
1936 г., ликвидировавшее педологию
и психотехнику, приостановило, но не
ликвидировало, естественно, разрабатывавшихся
в них проблем, и через некоторое
время они возродились в трудах
А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и других
отечественных психологов. Таким
образом, период с конца XIX до середины
30-х годов XX века является цельным
временным отрезком, в течение
которого оформилась и постановка,
и пути исследования проблемы индивидуальности,
этот период представляет собой особый
интерес для историко-
Первая и единственная до сих пор работа, направленная на комплексное освещение истории отечественной дифференциальной психологии, принадлежит Ю.Н. Олейнику. Основные задачи этого исследования заключались в изучении предпосылок оформления дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки; в раскрытии ее проблематики, создании периодизации отечественной психологии индивидуальных различий; в анализе состояния дифференциальной психологии в России конца XX века, выявлении тенденций и перспектив развития этой научной области.
В своем диссертационном исследовании Ю.Н. Олейник проанализировал становление, формирование и развитие отечественной дифференциальной психологии с XI в. до конца 80-х годов XX века. По его мнению, этот большой временной промежуток включает в себя два самостоятельных периода: с XI в. до конца XIX в, и с начала XX века до 80-х годов этого же века.
Первый - с XI в. до
конца XIX в. - представляет собой время
формирования «донаучного индивидуально-
Дифференциальная психология становится самостоятельной областью психологической науки с начала XX века. С этого времени до конца 80-х годов (второй период развития дифференциальной психологии) эта область научного знания проходит три этапа своего развития: 1) с начала XX в. до конца 30-х годов происходит разработка концептуальной основы отечественной дифференциальной психологии и оформление проблематики этой науки. До конца 30-х годов исследователей интересовало, главным образом, изучение целостной индивидуальности; 2) с конца 30-х годов до середины 80-х годов их интерес, в первую очередь, обращен на проблему индивидуально-психологических различий в рамках психофизиологического подхода и на проблему личности; на протяжении этого этапа формируются научные школы, с разных сторон исследующие психологические различия людей; 3) начиная с середины 80-х годов, происходит постепенный переход к интенсивному развитию дифференциальной психологии; этот этап характеризуется расширением проблематики и разработкой общей теории индивидуальности.
По мнению Ю.Н.
Олейника, динамика развития отечественной
дифференциальной психологии полностью
зависит от практических запросов общества.
Смена или усиление действия социокультурных
факторов приводят к существенному изменению
проблематики, динамики, структуры этой
области психологического знания. Им был
выявлен ряд научных традиций в познании
индивидуальности человека, которые прослеживаются
на протяжении всех временных периодов
становления дифференциально-
Первая традиция - это гуманистический подход, сущность которого заключается в понимании и признании ценности всех индивидуально-психологических особенностей, самоценности человека; исследователи, работавшие в этом направлении, ориентировались на поиск путей всестороннего развития личности. Вторая традиция представляет собой естественнонаучный подход к изучению индивидуальности. Она нашла свое воплощение в теориях типологических свойств высшей нервной деятельности как основы индивидуально-психологических различий; для этого подхода свойственно приоритетное применение экспериментальных методов исследования. Изучение индивидуальности как целостного феномена - третий подход, обозначенный Олейником в отечественной дифференциальной психологии. Его сущность проявляется в рассмотрении единства природного и социального в человеке. Эта традиция характеризуется применением совокупности методов и методических приемов для изучения индивидуальности и процессов, оказывающих влияние на ее формирование и развитие. Четвертая тенденция являет собой прикладную ориентированность психологии индивидуальных различий, отразившуюся в понимании ценности знаний об индивидуальности как основы воспитания и обучения, в необходимости оптимизации различных сфер практической деятельности человека в соответствии с его способностями и потребностями.
Тщательное исследование
истории становления и развития
отечественной психологии индивидуальности
позволило Ю.Н. Олейнику сделать
прогноз дальнейшего развития этой
области психологии в России. По
его мнению, общественное состояние России
конца XX века характеризуется существенным
интересом к проблемам дифференциальной
психологии и активной их разработкой,
социальная ситуация в обществе и в науке
характеризуется необходимостью "...
интенсификации дифференциально-
Ю.Н. Олейником
проделана огромная, очень тщательная
работа по изучению зарождения, формирования,
развития индивидуально-психологического
знания в России и изменений, происходящих
в этой отрасли психологии. При
этом речь идет о дифференциальной психологии
как целостной области знаний[13]....
2.Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности
В своей книге «Психология индивидуальных различий» Егорова М.С. делает анализ двух подходов к исследованию индивидуальности.
Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них - номотетический - ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности. Второй - идиографический - предполагает изучение конкретного человека.
Исследование общих закономерностей и их вариаций является главной задачей традиционных экспериментальных исследований и представляет собой так называемый номотетический подход, название которого происходит от греческого слова «номос», означающего «закон» («номо-тетео» - устанавливать законы).
Другим подходом или, вернее, другой традицией исследования индивидуальности является идиографический анализ, цель которого состоит в описании особенностей конкретного человека (греческое слово «идиос», от которого происходит название этого подхода, означает «своеобразное», «принадлежащее кому-то», а слово «идиографический» - «описывающий своеобразие, особенности») Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997..
Однако вплоть до сегодняшнего дня право идиографического подхода как научного метода познания не является общепризнанным, а соотношение номотетического и идиографического подходов описывается в терминах, подчеркивающих их различие.
Невнимание к индивидуальному анализу, рассмотрение его как побочного по сравнению с номотетическим, не только препятствует пониманию того, как общие закономерности проявляются у конкретного человека, но и накладывает определенный отпечаток на тематику психологических исследований, сужая круг психологических характеристик, которые, в принципе, могут быть предметом исследования в психологической науке.
По ее мнению и тот, и другой подход к исследованию являются взаимно дополняющими.
Большинство исследований, проводимых идиографическим методом, содержат в себе хотя бы элементы номотетического анализа, которые заключаются либо в использовании психологических показателей, выделенных в номотетическом исследовании, либо в явном или имплицитном определении места индивида среди других людей по изучаемой психологической переменной, либо в обобщении данных идиографического анализа. В связи с этим отнесение методов исследования к идиографическим не предполагает, что эти методы полностью ограничены лишь рассмотрением конкретных индивидов. Под названием «идиографические» объединяются те методы, которые в той или иной степени содержат анализ конкретных случаев, методы, в которых основным объектом анализа является индивидуальность, а не группа, не совокупность людей Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997..
Информация о работе Проблема исследования индивидуальности в отечественной психологии