Проблема группового давления и противостояния конформности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:29, курсовая работа

Описание работы

Когда психологи говорят о конформности, они рассматривают поведение индивидуума, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является. Порой конформность сильно сказывается на нашем поведении и в некоторых случаях может заставить действовать в противоречии с нашими установками, этикой и моралью. Поэтому явление конформности и вызывало большой интерес у исследователей человеческого поведения. Я решила внимательнее изучить этот феномен и выбрала тему для своей работы "Проблема группового давления и противостояния конформности".
Задачи исследования : углублённое изучение следующих вопросов:

Содержание

Введение 3
1. Феномен группового давления. Конформность 5
2. Роль культуры в склонности людей к конформному поведению 11
3. Конформность и взаимоотношения в группе 15
3.1. Общие факторы, влияющие на конформное поведение
индивида в группе 15
3.2. Давление в группе 17
3.3. Процесс группового давления 19
3.4. Доверие – недоверие к источнику информации 22
3.5. Референтные группы 23
4. Характеристики индивида и уровень конформности 26
4.1. Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида 26
4.2. Конформность как акцентуация характера 28
5. Феномен конформизма и его значение в нашей жизни 29
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

 

4. Характеристики индивида  и уровень конформности

 

     Согласно  эмпирическим данным, уровень конформности определяется комплексом причин, в  том числе: характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.

4.1. Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида

 

     Принадлежность к группе позволяет удовлетворять многие потребности подростка.

     Для подростков младшего возраста большое  значение имеет возможность разделить  с друзьями общие интересы и увлечения; также важны верность, честность, и отзывчивость. Поздние подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

     Принадлежность  к компании повышает уверенность  подростка в себе, дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение  подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его  поведенческие мотивы. Изолированность от группы, может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности и агрессивности.

     Для подростковых групп характерна чрезвычайно  высокая конформность. Яростно отстаивая  свою независимость от старших, подростки  зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое, в свою очередь, угверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо. Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно свои) распространяется на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Очень важным для подростка является мнение группы.

     Выяснить, кто более склонен к конформному  поведению - мужчины или женщины  пытались многие психологи.

     Показано, что с возрастом у мальчиков  возрастает интернальность, а у девочек - экстернальность. По данным С. И. Кудинова, интерналы разного пола по-разному  проявляют свою высокую информационную потребность. Женщинам нужна вся  информация, и не важно, актуальна ли она для них именно сейчас; они собирают сведения о мире, чтобы стать более компетентными в общении. Конечной целью их усилий обычно является признание их значимости в рамках референтной группы. Для мужчин важнее результат сам по себе - как веха его личных достижений, имеющих ценность вне зависимости от мнения окружающих.

     По  данным А.К. Канатова, у мужчин во все  возрастные периоды, исключая возраст  старше 55 лет, уровень субъективного  контроля несколько выше, чем у  женщин того же возраста (таблица 1)11.

 

     Таблица 1

Пол До 25 лет 26-40 лет 41-55 лет Старше 55 лет
Мужчины 5,8 5,4 5,4 4,4
Женщины 5,4 5,1 4,3 4,6
 

     Отличается  и мотивация поступков у мужчин и женщин, выделяют внешне- и внутриорганизованную мотивацию.

     Под внешнеорганизованной мотивацией понимается такой процесс формирования человеком мотива, который происходит под значительным влиянием извне (когда другие люди отдают приказы, распоряжения, советы). Внутреннеорганизованная мотивация - это процесс формирования мотива, при котором человек исходит из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения.

     Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского пола. Правда, как следует из данных А.И. Захарова, это наблюдается не во всех возрастных группах (рис. 2)12. 

     

     Рис. 2 

     Мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется  под давлением извне, а мотивация  лиц мужского пола - более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что надо делать.

     Можно сделать вывод, что женщины более  податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины. По данным Э.С. Чугуновой, у девушек  по сравнению с юношами наблюдается  более частый выбор профессии  по советам родных и знакомых.

4.2. Конформность как акцентуация характера

 

     Эксперименты  Эша дали большое количество новой  информации о конформном поведении  и открыли дорогу для многих более  поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических  исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Т.Рибо описал "аморфный тип" характера, якобы лишенный каких-либо определенных черт, плывущий по течению, слепо подчиняющийся своей среде. По словам Т.Рибо, за таких людей думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. П.Б. Ганнушкин метко обрисовал некоторые черты этого типа - постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, однако он неудачно связал данный тип с низким интеллектом. В действительности дело вовсе не в интеллектуальном уровне. Подобные субъекты нередко хорошо учатся, получают высшее образование, при определенных условиях с успехом работают.13

     Например, А.Е. Личко создала классификацию характеров подростков, в которой использовала конформность как акцентуацию характера. Психопатий конформного типа не существует, он встречается в чистом виде только в форме акцентуаций, и поэтому в клинические систематики не включался.

     Главная черта характера этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Также отмечено свойственное этим личностям  недоверие и настороженное отношение  к незнакомцам. Как известно, в  современной социальной психологии под конформностью принято понимать подчинение индивидуума мнению группы в противоположность независимости и самостоятельности. В разных условиях каждый субъект обнаруживает ту или иную степень конформности. Однако при конформной акцентуации характера это свойство постоянно выявляется, будучи самой устойчивой чертой.

     Конформность  сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для  них окружение, все, что они узнают через привычный для них канал  информации, это для них и есть истина. И если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они по-прежнему их принимают за чистую монету.

     Ко  всему этому конформные субъекты - консерваторы по натуре. Они не любят  новое, потому что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в новой ситуации. Правда, в наших условиях они в этом открыто не признаются, видимо, потому что в подавляющем большинстве микроколлективов, где они оказываются, чувство нового официально и неофициально высоко ценится, новаторы поощряются и т.п. Но положительное отношение к новому у них остается только на словах. На деле они предпочитают стабильное окружение и раз, и навсегда установленный порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается как просто новичка, который появился в их группе, так и представителя другой среды, другой манеры держать себя.

     От  еще одного качества зависит их профессиональный успех. Они - неинициативны. Очень хорошие  результаты могут достигаться на любой ступени социальной лестницы, лишь бы работа, занимаемая должность не требовали бы постоянной личной инициативы. Если именно этого от них требует ситуация, они дают срыв на любой, самой незначительной должности, выдерживая гораздо более высококвалифицированную и даже напряженную работу, если она четко регламентирована.

     Опекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа. Возможно, поэтому, только начиная с подросткового  возраста, черты конформной акцентуации  бросаются в глаза. Все специфически-подростковые реакции проходят под знаком конформности.

     Конформные  подростки очень дорожат своим  местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Они совсем не склонны  менять свою подростковую группу, в которой свыклись и освоились. Нередко решающим в выборе учебного заведения является, куда идет большинство товарищей. Одной из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует - это когда привычная подростковая группа почему-либо их изгоняет. Конформные подростки обычно оказываются также в трудном положении, когда общепринятые суждения и обычаи их среды приходят в столкновение с их личностными качествами.

     Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все", перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени.

     Конформная  акцентуация у подростков, является довольно распространенной, особенно у мальчиков.

     Слабое  звено конформной личности - чрезмерная податливость влиянию среды и  чрезмерная привязанность ко всему  привычному. Ломка стереотипа, лишение обычного для них общества может послужить причиной реактивных состояний, а дурное влияние окружающей среды толкнуть на путь интенсивной алкоголизации или приобщения к наркотикам. Длительное неблагоприятное влияние может послужить причиной психопатического развития по неустойчивому типу.

5. Феномен конформизма  и его значение  в нашей жизни

 
 

     Профессионалы в области маркетинга уделяют  социальной психологии особое внимание, так как именно эта область  психологического знания позволяет  им глубже и качественнее понимать особенности и механизмы взаимодействия людей в группе.

     Практическая  социальная психология всегда подчеркивала, что каждый нормально развивающийся, активный, социально ориентированный  человек при определенных условиях старается продемонстрировать окружающим свою индивидуальность, доказать, что он незаурядная, уникальная личность, обладающая чувством собственного достоинства. Публичное признание своей заурядности, потеря индивидуальности и достоинства, низкая самооценка человека являются результатами сознательного расчета или симптомами некоего психического отклонения.14

     «Люди испытывают дискомфорт, когда слишком  выделяются на фоне других, – пишет  Дэвид Майерс. – Но, по крайней  мере в западных культурах, они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все.»15

     При этом принцип «что подумают люди», а  точнее – «что подумают значимые для  меня люди» до сих пор во многом определяет поведение как жителя крупного города, так и маленькой  деревушки, он характерен для лиц любой национальности и благосостояния. Отличаются лишь критерии оценок и психологически значимая аудитория, мнением которой человек дорожит. Так, в деревне нестандартное поведение осуждается, а в крупном городе, где миллионы людей похожи друг на друга, наоборот, заурядный человек вряд ли привлечет внимание и добьется успеха.

     Социальное  поощрение становится могучим стимулятором самосознания и мощнейшей основой  мотивации поведения. Социальные мотивы могут преодолевать биологические: вопреки голоду и жажде, даже инстинкту сохранения, индивид может действовать в интересах группы, если получает высокую оценку с ее стороны.

     Для того чтобы решить, чему верить и  как действовать, люди ориентируются  на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Человеку обязательно сообщают, что многие другие люди, причем чем большее их количество, тем лучше, обычно соглашаются или уже согласились с данным требованием. Расчёт на конформное поведение индивида в этом случае оказывается наиболее верным при наличии 2 факторов: неуверенность человека в ситуации принятия решения и сходство. Если люди сомневаются, то они склонны считать действия других людей правильными; они также в большей степени склонны следовать примеру тех, кто на них похож.

     Учитывая возрастные, половые особенности лиц, склонных к конформизму, к определённой целевой аудитории можно эффективно применить полученные Ашем результаты. Например, было установлено, что у детей 5–7 лет показатель конформности достигает 42%, в то время как у студентов этот показатель – всего 12%. Значит, возраст членов группы дает значимые различия в их реакциях. Поэтому в рекламе продукции, рассчитанной на детей младшего возраста использовать заявления, типа «так поступают все» – крайне эффективно. На практике так и происходит – реклама жевательных конфет настойчиво и убедительно заявляет: «Коля любит «Мамбу», Оля любит «Мамбу». Все любят «Мамбу»!» – и детский уму не остаётся ничего другого, как прийти к логичному выводу – «и Серёжа тоже!».

Информация о работе Проблема группового давления и противостояния конформности