Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:19, реферат
Проблема дисциплины в военной психологии заключается в том, какие личностные и групповые (социально-психологические) качества и процессы обеспечивают нормативность воинской деятельности и других форм активности военнослужащих. Теоретическая задача психологии заключается в том, чтобы научно описать психологические механизмы нормативности, выявить условия, при которых они эффективно функционируют, развиваются и укрепляются.
Есть немало примеров, когда из-за профессиональной неподготовленности ( в настоящее время около 90% штатных психологов не имеют специального образования) психолог занимается вопросами воинской дисциплины примерно так же, как командир или как недавний заместитель командира по политчасти. Изучая состояние дисциплины, делая определенные выводы и внося предложения, осуществляя личное воздействие на недисциплинированных военнослужащих, он часто проходит мимо важных психологических факторов, а если интуитивно и замечает их, то оценивает как нечто второстепенное и несущественное. Если же он предпринимает попытки оказать воздействие на те или иные психологические механизмы дисциплины, то результаты подчас являются не просто незначительными, но и негативными. Неквалифицированное вмешательство снижает уровень дисциплинированности, сводит к нулю медленно накапливающиеся улучшения в поведении в результате кропотливой работы непосредственного начальника и самого воина.
Еще опаснее возможные негативные последствия дисциплинарной некомпетентности военного психолога в ситуации разработки им психологических вопросов крупного мероприятия по улучшению дисциплины в части, соединении и других воинских структурах. Распространенной ошибкой ряда практических войсковых психологов является применение в дисциплинарно-диагностических целях неспецифических или даже предназначенных для решения других задач и в других условиях тестов, опросников, техник и процедур. Это не что иное, как непрофессионализм, работа наощупь, которая чаще всего ведет к ложным выводам и дезориентирующим рекомендациям, и в лучшем случае оказывается просто бесполезной затратой времени и сил.
Применяемые методы должны быть адекватны решаемым задачам, психологии данной категории людей, а также общему строю военной службы. На нынешнем уровне развития военно-психологической теории и практики этим требованиям отвечают некоторые программы оценки уровня и структурных характеристик дисциплинированности личности и коллектива, анализа отдельных дисциплинарных фактов (в том числе проступков) и действий должностных лиц. Являются эффективными также методы измерения дисциплинарных установок военнослужащих. К числу перспективных диагностических процедур следует отнести адаптированные проективные методики типа процедуры неоконченных предложений, произвольных дисциплинарных суждений и графических тестов. Незаменимым звеном в профессиональном искусстве военного психолога, занимающегося дисциплиной, является развитая наблюдательность, психологическая зоркость, чувствительность к эмоционально-выразительным и психовегетативным признакам и проявлениям дисциплинированности у военнослужащих различных сроков службы, возрастов, национальностей, культур, обладающих своими индивидуальными особенностями. Умение вести глубокую диагностическую беседу по вопросам дисциплины - обязательная часть профессиональной компетентности психолога. Диагностическую беседу вести значительно сложнее, чем простое ознакомительное интервью. Нередко вместо глубокой психодиагностики получается « допрос» относительно обстоятельств проступка или нравоучение как следствие неспособности воздержаться от демонстрации собственного превосходства или начальственного возмущения.
В число основных профессиональных достоинств психолога, специализирующегося по дисциплине, входят психокоррекционные навыки, владение методами индивидуального и группового дисциплинарного тренинга, коррекционной беседы и многими другими деликатными способами воздействия на скрытые психологические механизмы нормативного поведения. Еще одним признаком профессионализма и условием эффективности психологического обеспечения дисциплинарной системы служит практика накопления и обработки информации, отражающей не только текущее состояние дисциплины, но и содержание ее психологических механизмов, их реакцию на различные события и новые обстоятельства, в том числе перемены в личном составе, в стиле управления, содержании и характере решаемых задач, в качестве и полноте удовлетворения потребностей военнослужащих. Необходимо также учитывать дисциплинарно-психологические последствия сезонно-экологических процессов и, естественно, преобразований в политической и экономической жизни страны, изменения в международной обстановке.
Важная сторона психологического обеспечения дисциплинарной деятельности - хорошее взаимопонимание и четкое взаимодействие с теми должностными лицами, которые этой дисциплинарной деятельностью занимаются в полном объеме или в той или иной части, то есть с командирами подразделений и офицерами штабов. Определенный опыт, накопленный за время, прошедшее с той поры, как первые психологи появились в Вооруженных силах (в штатах учебных соединений и центров), показывает, что командиры и начальники штабов, не имея ясного представления о предназначении и возможностях военно-психологической службы, часто рассматривают офицера-психолога как еще одного работника штаба, отдела, а иногда и как лица «без определенных обязанностей». Они же испытывают затруднения с принятием решений по той служебной информации, которую им предоставляет психолог, выполняя свои профессиональные функции. Нередкой реакцией на доклад психолога и его конкретные рекомендации бывает резолюция «довести материал до командиров подразделений» или «включить в донесение».
Таким
образом, психологическое обеспечение
процесса поддержания и укрепления
дисциплины - это важная и сравнительно
новая область профессиональной деятельности
войсковых психологов, поддерживаемая
и доводимая до конца всем офицерским
составом, всеми должностными лицами подразделений
и частей. Эта работа требует специфической
мотивации и высокой, но часто недооцениваемой
подготовленности. Это работа, которая
должна осуществляться непрерывно, спокойно
и в тесном контакте с командирами и штабами.
Ее реальная значимость зависит от умения
психолога проникать в тонкие личностные
и межличностные механизмы дисциплины,
способности улавливать едва заметные,
только назревающие проблемы задолго
до того, как они станут очевидными, изобретательности
в поиске способов решения разнообразных
задач, настойчивости и убедительности
в своих предложениях и рекомендациях
вышестоящему начальнику.
Психология
воинской дисциплины имеет две составляющих:
теоретическую и практическую. Внося
ценный вклад в развитие общей
теории воинской дисциплины исследованием
личностных, групповых и управленческих
механизмов обеспечения нормативности
поведения военнослужащих, психология
решает важную теоретическую задачу. Этим
самим военная психология способствует
также и обогащению психологической науки
в целом. Практическая сторона психологии
воинской дисциплины состоит в научном
обеспечении разнообразных форм деятельности
по укреплению и совершенствованию воинского
порядка.
Журнал. Психолог в армии. Тестирование призывников
В наше время немало психологов можно встретить в армии, военных научных и учебных заведениях. Психологи работают в военкоматах с призывниками. Сегодня один из таких специалистов - Марина Николаевна Селиванова - делится с читателями опытом проведения профессионального психологического отбора призывников в военном комиссариате, рассказывает о задачах, особенностях, результатах и проблемах, с которыми сталкивается психолог на этапе призыва.
Марина
Николаевна - старший помощник по профессиональному
психологическому отбору Перовского военного
комиссариата г. Москвы, и познакомиться
с опытом ее работы профессиональным психологам
будет интересно и полезно.
К 18-ти годам молодой человек стремится
выбрать профессию на основе своих пожеланий,
представлений о своих возможностях, способностях
и особенностях характера. По этой причине
«профессиональный психологический отбор»
(ППО) в военном комиссариате напрямую
связан с жизненными планами конкретного
молодого человека и представляет собой
серьезное комплексное обследование.
Каковы задачи профессионального психологического
отбора?
В общем виде задачи ППО можно определить
как выявление характерных для призывника
устойчивых базовых психологических свойств
и соотнесение их с профессионально важными
качествами, которые требуются для успешного
прохождения военной службы на воинских
должностях («командных», «операторских»,
«связи и наблюдения», «водительских»,
«специального назначения», «технологических»).
Личностные свойства призывника изучаются
для уточнения его пригодности к обучению
определённой воинской специальности.
Изучение ведётся по трём основным направлениям:
психологическому, социально-психологическому
и психофизиологическому.
Социально-психологическое изучение направлено
в основном на выявление психологических
причин возможных затруднений в адаптации
призывника к военной службе и трудностей
в общении. Поэтому для успешного решения
задач ППО психологу важно знать, какие
качества человека подвержены изменениям,
а какие относительно стабильны. Наиболее
«консервативными» являются те качества,
которые обусловлены наследственностью.
Многие исследователи считают, что личностные
свойства изменяются на протяжении всей
жизни человека, но только в определённой
степени. Основные из них формируются
в период детства и юности. При этом познавательные
процессы детерминированы наследственными
факторами примерно на 70%, а личностные
качества – на 50%. В остальном влияние
оказывают средовые факторы, включая влияние
семьи, внесемейного окружения, социальные
и бытовые компоненты, направленное воспитательное
и образовательное воздействие. По данным
исследователей, зависимость личностных
черт от генетических факторов следующая:
стремление к эмоциональной и социальной
открытости – 33%, осторожность, рациональность
– 43%, агрессивность, враждебность – 48%,
сдержанность, уравновешенность – 51%,
оптимизм – 54%, неустойчивость к стрессам
– 55%, консерватизм - 60%, стремление к лидерству
– 61%. Такое распределение даёт психологу
представление о возможных особенностях
характера и поведения обследуемого призывника
в динамике.
По итогам ППО психологом выносится одно
из следующих заключений о пригодности
призывника к конкретным воинским должностям:
I категория – рекомендуется в первую
очередь, полностью соответствует требованиям
выбранной специальности; II категория
– в основном соответствует; III категория
– минимально соответствует и допускается
при недостатке кандидатов; IV категория
– не соответствует и не рекомендуется
для обучения по данной специальности.
Полученные в военкомате результаты ППО
используются при последующем распределении
военнослужащих в учебных соединениях
и воинских частях.
Принцип этичности – один из наиболее
важных аспектов ППО, он вытекает из общепризнанных
прав человека: психолог в военном комиссариате
использует полученные сведения только
в служебных целях и не допускает разглашения.
Заключение о профессиональной пригодности
к службе на определённых воинских должностях
сообщается обследуемому в беседе с ним,
но при этом подчёркивается узкая направленность
оценки на конкретные воинские специальности
и в конкретный период времени. Важно,
чтобы отрицательное заключение не рассматривалось
как приговор о полной профессиональной
непригодности и как общая негативная
оценка человека. Вообще проведение ППО
– достаточно деликатный процесс, в ходе
которого психологу необходимо создать
атмосферу открытости, доброжелательности
и доверия.
Методы обследования
Тестирование в военном комиссариате
проводится с применением тестовой батареи,
в которую входят: «S-test» – графический
субтест для оценки зрительного восприятия,
внимания, способности к идентификации
объектов в условиях ограниченного времени;
«Краткий ориентировочный тест» (КОТ)
для оценки общих познавательных способностей;
«Опросник воинской профпригодности»
(ВПП) для определения общей направленности
на военную службу, а также на отдельные
воинские специальности (командные, операторские,
связи и наблюдения, водительские, технологические
и специального назначения); анкета «Прогноз»
- для дополнительного уточнения нервно-психической
устойчивости призывника и для оценки
вероятности нервно-психических срывов.
В целом тестирование даёт наиболее общую
характеристику личности призывника,
его эмоциональной и когнитивной сферы.
Перед
проведением тестирования психолог
проводит вводный инструктаж, после
чего необходимо убедиться в том,
что все задания поняты правильно
и что мотивация у обследуемых
призывников конструктивная, иначе исследование
не имеет смысла. В редких случаях такая
мотивация отсутствует (возможен отказ
от тестирования либо несерьёзное отношение
со стороны отдельных обследуемых), тогда
перед психологом встаёт задача мотивировать
призывников на проведение обследования.
В ряде случаев у тех обследуемых, которых
приходилось мотивировать дополнительно,
результаты тестов оказывались выше, чем
у остальных. Однако трудно сказать однозначно,
действительно ли повышалась направленность
на военную службу или проявлялся феномен
позитивной саморепрезентации: возможно,
психолог становился для этих обследуемых
референтным лицом. Другая проблема –
неправильное понимание смысла вопросов
или сложности с их интерпретацией – возникает
в тех случаях, когда обследуемые стесняются
обращаться к психологу за разъяснением.
Индивидуальное собеседование проводится
с каждым призывником в свободной форме
и направлено на выявление устойчивых
профессиональных интересов, способностей
и личностных качеств. До начала беседы
психологу целесообразно ознакомиться
с документами призывника и отметить те
факты, которые требуют внимания или уточнения.
При проведении собеседования задаются
в произвольной последовательности вопросы,
касающиеся нервно-психической устойчивости,
воинской профпригодности и общих познавательных
способностей. Эффективность во многом
определяется способностью психолога
расположить к себе собеседника: он должен
почувствовать искренний интерес к себе;
недопустимо строить беседу в форме допроса.
Важно помнить, что задача психолога –
не только получить ответ, но и оказать
положительное воздействие на собеседника,
так как его отношение к военной службе
ещё только формируется, и любая деталь
может оказаться значимой, особенно для
эмотивных личностей. Структура беседы
примерно следующая: вводная часть – установление
контакта, создание доверительной атмосферы,
если нужно – снятие ситуативного напряжения;
основная часть – получение необходимой
для ППО информации; заключительная часть
– уточнение наиболее важных деталей.
В процессе беседы желательно выявить,
насколько молодой человек способен реально
оценивать свои способности и возможности:
самооценка, помимо адекватной, может
оказаться завышенной или заниженной.
Завышенная самооценка проявляется в
излишней самоуверенности, хвастливости,
частом «яканье»; заниженная самооценка
сопровождается неуверенностью, фрустрированностью,
застенчивостью, тревожностью.
Наблюдение за поведением обследуемого
призывника в процессе проведения ППО
включает оценку моторики, различных эмоциональных
проявлений, отдельных высказываний, а
также целенаправленный анализ поведения
с целью обнаружения индивидуально-психологических
особенностей личности. Так, наблюдение
даёт дополнительную информацию о характере,
мышлении, уровне развития. Устанавливается,
легко ли молодой человек вступает в беседу,
как понимает вопросы, насколько логичны
и адекватны ответы, велик ли его словарный
запас, какова скорость, правильность
и выразительность речи. Фиксируются и
анализируются особенности поведения:
сдержан юноша или демонстративен, присуща
ли ему обидчивость, робость, развязность,
суетливость, как выражены вегето-сосудистые
реакции.
В процессе наблюдения фиксируются единичные
признаки недостаточной сообразительности
и низких когнитивных способностей: молодой
человек задает вопросы не по существу
(иногда нелепые), у него на лице написано
недоумение, растерянность, ответы на
вопросы демонстрируют примитивность
суждений, во время тестирования он делает
попытки записывать инструкции психолога,
обратиться за разъяснениями к соседу.
Отдельные признаки низкой направленности
на службу и снижения дисциплины могут
проявляться в репликах во время ППО, шумном
поведении, элементах шутовства, фамильярности.
Иногда проявляются внешние признаки
эмоциональной неустойчивости: изменения
мимики, тревожность, озабоченность, напряжения
мышц, резкость движений, хрипота или заикание,
вопросы и ответы, чрезмерно эмоционально
окрашенные.
Наблюдение также помогает определить
«лучших» кандидатов на службу: они не
задают лишних вопросов, выполняют задания
спокойно и самостоятельно, следуют инструкциям
чётко и быстро, реагируют адекватно обстоятельствам.
Результатом ППО является комплексное
заключение о профессиональной пригодности
призывника, которое интегрирует уровень
общих познавательных способностей, нервно-психическую
устойчивость и военно-профессиональную
направленность.
Оценка
общих познавательных способностей (ОПС)
Это наиболее простое звено в процедуре
ППО, так как данные тестов и беседы дают
достаточно чёткие результаты, не зависящие
от искренности обследуемого. В случае
сомнений психолог задает дополнительные
вопросы на темы ОПС. Целью дополнительного
обследования может стать выявление лиц
с повышенной утомляемостью при незначительных
тестовых нагрузках либо с отсутствием
элементарных знаний школьной программы. В отдельных
случаях у призывников встречается непонимание
таких понятий, как «процент», «радиус»,
«корень»; некоторые обследуемые не читают
художественной и научно-популярной литературы,
плохо понимают смысл пословиц, басен,
поговорок. Это в основном характерно
для молодых людей из семей с педагогически
несостоятельными родителями, в которых
снижен общий культурный уровень.
Большинство призывников при обследовании
показывает нормальный уровень ОПС. Однако
распространённое явление – недостаточный
словарный запас, употребление речевых
штампов, примитивность высказываний
и нелогичность суждений. Кроме того, обследуемые
могут невнимательно читать, не до конца
понимать смысл вопросов, неправильно
их интерпретировать при вполне нормальном
уровне ОПС, поэтому по ходу беседы целесообразно
убедиться в правильности понимания вопросов.
Оценка нервно-психической устойчивости
(НПУ)
Она проводится с целью раннего выявления
состояний психической дезадаптации,
которые характеризуются склонностью
к срыву адекватного реагирования в условиях
эмоционального напряжения.
Это основное направление психологического
обследования в военном комиссариате
при проведении ППО.
Диагностика НПУ – сложная задача, так
как всегда трудно определить, являются
ли проявленные признаки неустойчивости
свойством личности молодого человека
или реакцией на незнакомую обстановку.
Уровень НПУ – не абсолютно стабильное,
навсегда данное человеку свойство; это
совокупность врождённых и обусловленных
влиянием внешней среды свойств личности.
При проведении ППО психолог ориентируется
на 4 уровня НПУ: высокий – соответствует
повышенным требованиям к психическому
здоровью; хороший – нервно-психические
срывы маловероятны; удовлетворительный
– срывы вероятны при значительных психических
и физических нагрузках, в экстремальных
ситуациях; неудовлетворительный – высокая
вероятность срывов, признаки психической
неустойчивости.
Отрицательными признаками, выявляемыми
в процессе ППО, могут быть: плохие взаимоотношения
в семье и коллективе, преобладание подавленного
или беспричинно приподнятого настроения,
навязчивые мысли и движения, тяжёлые
переживания даже по незначительным поводам,
колебания эмоционального фона, излишняя
тревожность, отсутствие дружеских контактов,
несоблюдение общепринятых норм поведения,
ипохондрия, частые конфликты с окружающими
и другие. Важно своевременно отличить
асоциальный тип личности, у которого
нет проблем с НПУ, от типа личности с явно
сниженной социальной адаптацией и низким
уровнем НПУ.
При диагностике НПУ правильное понимание
вопросов должно быть предметом пристального
внимания психолога. Так, непонимание
обследуемых вызывают словосочетания:
«подавленное настроение», «обречённый
человек»; пропускается частица «не»;
смысл утверждения «Мои руки ловкие» истолковывается
как склонность к воровству.
Не менее серьёзная задача – построить
обследование таким образом, чтобы получить
искренние правдивые ответы. С этой целью
психологу желательно задавать вопросы
в скрытой форме или косвенно, например:
«Как Вы относитесь к участию в уличных
драках и скандалах?» Причиной неискренних
ответов может быть стремление дать социально
желаемые ответы, показать себя с наилучшей
стороны; конформизм, выражающийся в подсознательном
стремлении следовать «общепринятым стандартам»;
демонстративность личности, при желании
получить одобрение психолога или показать
свою исключительность. В то же время абсолютно
искренние ответы могут быть вызваны полным
безразличием к обследованию и свидетельствовать
об отсутствии конструктивной мотивации
у обследуемых. В тестировании НПУ предусмотрена
шкала искренности, дающая дополнительную
информацию. При наличии любых сомнений
в правильности диагностики психологу
необходимо задать уточняющие вопросы.
В целом НПУ большинства призывников находится
на хорошем уровне.
Оценка военно-профессиональной направленности
(ВПН)
Информация о работе Проблема дисциплины в военной психологии