Проблема дисциплины в военной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:19, реферат

Описание работы

Проблема дисциплины в военной психологии заключается в том, какие личностные и групповые (социально-психологические) качества и процессы обеспечивают нормативность воинской деятельности и других форм активности военнослужащих. Теоретическая задача психологии заключается в том, чтобы научно описать психологические механизмы нормативности, выявить условия, при которых они эффективно функционируют, развиваются и укрепляются.

Работа содержит 1 файл

психология в армие.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, следует различать две  категории факторов, обусловливающих  появление дисциплинарно-психологических  проблем: а) хронические, общенациональные и общеармейские, которые только проявляются в условиях конкретного подразделения; б) локальные, специфические, порождаемые индивидуальными особенностями военнослужащих, взаимоотношениями непосредственно в их среде, а также частым расхождением повышенных требований к порядку и стартовой готовностью личного состава к их реализации. Психологические проблемы, в отличие от всех остальных, разрешаются путем изменения самого человека и тех отношений, какими он связан с другими людьми. Найти правильное дисциплинарно-психологическое решение, значит, определить способ изменения убеждений, ценностных ориентаций, самооценки и оценок других, межличностных привязанностей воина, его навыков и привычек поведения, чтобы они не противоречили уставным нормам и законам военной службы.

    В ряде случаев дисциплинарные проблемы могут быть смягчены и даже сняты  грамотным изменением обстановки службы и быта, такими мероприятиями, которые  оптимизируют нагрузку на сформированные механизмы нормативного поведения  личного состава.

    История вооруженных сил разных стран  и повседневный опыт показывают, что  многие неудачи в текущих мерах  и крупномасштабных мероприятиях по укреплению дисциплины оказывались  неэффективными или обрекались на провал только из-за того, что они игнорировали «психологическую составляющую». Они были психологически необоснованными, не считались с законами человеческой психологии и самой природы человека. Этими мероприятиями не предусматривалось целенаправленное решение конкретных психологических проблем.

    Характерный исторический пример - некритическое заимствование принципов и способов дисципинирования, эффективных для других стран и армий, но неадекватных национальной психологии России. Многие из этих заимствований сохранились в ныне действующих уставах. Методологической предпосылкой ошибок подобного рода является убеждение в том, что сознание людей автоматически следует за политическими, экономическими, а также и административными преобразованиями. Если же эти ожидания не подтверждаются действительными переменами в поведении, то в ход идет тезис об «отставании» сознания от технических, экономических и политических аспектов развития общества.

    Одной из причин того, что психологические  проблемы дисциплины не идентифицировались, а опыт их интуитивно-эмпирического решения не накапливался и не обобщался, являлось то, что в армии и на флоте не было профессиональных психологов и соответствующих служб (подразделений). Известно также, что психологическая культура офицерского состава была и остается достаточно низкой, поскольку естественные человеческие способности к пониманию и оцениванию людей не развивались профессионально-психологическим образованием - изучением военной психологии в военно-учебных заведениях.

    Между тем психологическая проблематика деятельности по укреплению дисциплины является чрезвычайно пестрой и нуждается для своего разрешения в усилиях не только должностных лиц, несущих ответственность за дисциплину в подразделениях, которыми они управляют, но и профессиональных военных психологов различного уровня. Деятельность психологов, нацеленная на решение наиболее тонких и сложных проблем дисциплины, составляет ядро системы психологического обеспечения работы по укреплению дисциплины.

    Задачи  психологического обеспечения, решаемые профессиональными военными психологами и структурами психологической службы, заключаются в следующем.

    1. Непрерывный инструментальный мониторинг (отслеживание) и оценка динамики  дисциплинированности военнослужащих  и подразделений с учетом решаемых  задач, меняющихся условий службы  вообще и дисциплинарных в особенности. Это позволяет контролировать основные тенденции и своевременно прогнозировать благоприятные и нежелательные перемены. Эта работа включает не столько учет поведенческих параметров состояния дисциплины (пресловутая дисциплинарная «статистика"), сколько тестирование мотивационных и характерологических компонентов дисциплинированности, уровня нормативной компетентности личного состава, а также сформированности коллективно-групповых механизмов дисциплины.

    2. Диагностика стартового уровня дисциплины молодого пополнения, оценка индивидуального стиля и опыта нормативного поведения, полученного до службы, прогнозирование дисциплинарной перспективы, определение необходимости, содержания и методики ранних психокоррекционных мероприятий. Как видно, это - специальная задача, конкретизирующая и обогащающая процесс изучения молодых воинов. Ее решение позволяет целенаправленно организовать дисциплинирование с первых же дней службы и исключить многочисленные ошибки работы вслепую, которые ведут к необратимым последствиям в дисциплинарном воспитании и в развитии личности.

    3. Психологическая экспертиза планируемых  и оценка эффективности реализуемых  мероприятий по укреплению дисциплины, анализ повседневной дисциплинарной  деятельности офицерского и сержантского состава. Особое внимание психологи уделяют тому, насколько психологически грамотно ведется эта работа, какие психологические проблемы находят в ней свое решение, какие остаются незатронутыми и, возможно, даже усиливаются, а то и порождаются психологически некомпетентными действиями. Осуществляется накопление опыта психологической подготовки крупных дисциплинарных мероприятий. Осуществляется экспертиза дисциплинарных систем подразделений и части в целом.

    4. Систематическая индивидуальная  и групповая (в составе штатных подразделений) психокоррекция - специальная работа военного психолога с военнослужащими, склонными к игнорированию норм воинского поведения, и подразделениями, где имеются трудности в поддержании уставного порядка. Для этой работы от психолога требуется известная специализация и опыт в организации и проведении дисциплинарно ориентированного психологического тренинга.

    5. Психологическая экспертиза грубых  дисциплинарных проступков, всякого  рода происшествий и несчастных  случаев в целях выявления и оценки вероятных психологических причин и условий, а также оценки психологических последствий этих событий. В ряде случаев нужна также разработка мероприятий по ликвидации негативных влияний указанных событий на состояние дисциплины как отдельных военнослужащих, так и коллективов.

    6. Срочная индивидуальная психологическая  помощь военнослужащим, находящимся  в состоянии стресса из-за тех  или иных дисциплинарных событий,  прежде всего, их дисциплинарных  проступков, а также различных  конфликтов, неблагоприятного климата подразделения и других обстоятельств, которые могут привести к серьезным беспорядкам, расстройству нормативной регуляции поведения отдельных воинов и коллективов.

    7. Психологическая - текущая и перспективная  - рационализация обстановки жизни и деятельности личного состава, имеющей дисциплинарное значение, в том числе распорядка дня, оборудования и обустройства рабочих мест, боевых постов, содержания и структуры учебного процесса, караульной и внутренней служб и т.д. путем приведения их в соответствие с законами психологии вообще и нормативного поведения в особенности.

    8. Повышение дисциплинарно-психологической  компетентности офицерского и  сержантского состава методами  индивидуального управленческого  консультирования, лекционного обучения, дисциплинарно-психологического тренинга, деловых игр и т.п.

    9. Разработка долгосрочных (перспективных)  программ и планов, нацеленных  на решение хронических дисциплинарных  проблем, устранение систематических  недостатков, справиться с которыми  в режиме текущей работы, как правило, невозможно.

    10. Исследовательская работа в области  дисциплины, творческая разработка  путей совершенствования дисциплинарных  систем в целом и методов  решения отдельных дисциплинарных  проблем. Перечисленные специальные  работы, составляющие содержание психологического обеспечения воинской дисциплины, входят в круг повседневных забот войскового психолога. Между тем их выполнение предполагает известную профессиональную специализацию по психологии воинской дисциплины, которую имеют далеко не все офицеры - психологи по образованию. Было был поэтому желательно, чтобы в войсках росло число психологов, имеющих дисциплинарную специализацию. Для этого необходимо, чтобы профессионально углубленный интерес психолога к дисциплине весомо поощрялся, чтобы растущее искусство в области дисциплинарного консультирования и психокоррекции находило свое применение и за пределами тех частей, где он состоит на службе, чтобы он выступал в качестве признанного консультанта по проблемам воинской дисциплины.

    Психологическое обеспечение воинского порядка  осуществляется по-разному на различных  уровнях военного управления: в подразделении  эта работа ведется не так, как  в масштабе части, соединения или  объединения. В зависимости от инстанции  управления можно выделить три аспекта в содержании дисциплинарно-психологического обеспечения. Первый, низовой уровень выделяется тем, что работа психолога носит преимущественно индивидуальный и микрогрупповой характер. Второй, промежуточный уровень - это работа с определенными категориями военнослужащих, с подразделениями, состояние дисциплины в которых нуждается во вмешательстве специалиста-консультанта. Третий, высший уровень характерен большим объемом аналитической, планирующей и организационно-методической работы, обобщением опыта, накопленного в войсках, психологической подготовкой крупномасштабных мероприятий.

    Низовой уровень психологического обеспечения  дисциплины является базовым, непосредственно  связанным с конкретными результатами. Здесь решаются прежде всего индивидуально-психологические проблемы. Именно здесь, по данным Главного управления воспитательной работы, наблюдается постоянно около 20 тысяч военнослужащих, склонных к недисциплинированному поведению, значительной части которых оказывается действенная психологическая помощь, что позволяет предупреждать немало случаев дезертирства, снижать активность «дедовщины", нацеливать общественное мнение на задачи поддержания воинского порядка. В низовом звене системы психологического обеспечения выявляются конечные причины недисциплинированности, какой бы характер в целом они не носили. Именно здесь находят (или не находят) свое воплощение решения и мероприятия, задуманные на высших уровнях руководства Вооруженными Силами.

    Промежуточные уровни психологического обеспечения  дисциплинарной деятельности - от части до объединения - имеют много общего. Работа психолога носит здесь комбинированный характер. Масштабность проблем требует хорошей ориентации в состоянии и динамике дел, с тем чтобы можно было своевременно сосредоточиться на решающем участке. Умение точно определить этот участок, как в территориальном, так и в проблемно-содержательном отношениях, является важнейшим профессиональным качеством военного психолога этого звена управления. Быть на высоте профессионального предназначения, значит тщательно собирать данные об особенностях и динамике психологических основ дисциплины в частях и подразделениях, о содержании и степени распространенности конкретных проблем, вести обработку значительных объемов психологической и социологической информации, искать признаки определенных тенденций и слабых мест. Важное значение имеет подготовка предложений командиру (командующему) и штабу по мероприятиям, способным оказать воздействие на дисциплину значительного числа военнослужащих и подразделений.

    Высший  уровень в структуре психологического обеспечения характерен направленностью  как на решение оперативных проблем  в их аналитико-оценочном ключе, так и на подготовку широкомасштабных мероприятий по совершенствованию  дисциплинарной системы Вооруженных Сил страны в целом, или ее стратегических подразделений (военные округа, виды вооруженных сил и т.п.). Много внимания требуют вопросы, связанные с состоянием дисциплины отдельных категорий военнослужащих - офицеров, прапорщиков, сержантов и старшин, служащих по контракту и др. На высшем уровне решаются также многочисленные организационно-методические вопросы, охватывающие содержание и методы работы всей социально-психологической службы в той мере, в какой она ориентирована на решение задач укрепления воинской дисциплины. На этом уровне осуществляется руководство научными исследованиями по дисциплинарно-психологической проблематике, а также подготовкой офицерского состава (в том числе в военных учебных заведениях) к осуществлению дисциплинарных функций. Естественно, высшему звену в системе психологического обеспечения дисциплинарной деятельности принадлежит ключевая роль. От его работы, от тех концепций и рекомендаций, которые формулируются здесь, зависит принятие решений, которые, будучи реализованными, устраняют широко распространенные причины недисциплинированности, преступности, дезорганизации службы и быта личного состава.

    Профессиональное  участие военного психолога в  работе по укреплению дисциплины в  качестве лица, обеспечивающего деятельность командира, штаба и других управленческих инстанций, должно отличаться соблюдением профессионально-психологической этики. Необходимо также соответствующее психодиагностическое оснащение, адаптированное для работы в области дисциплины, широкий репертуар методов выявления и оценки психологических механизмов, поддерживающих определенную степень упорядоченности службы и быта личного состава, коррекции отклоняющегося поведения (недисциплинированности) и подготовки предложений по управленческим решениям дисциплинарного характера.

    Реальность  такова, что университетская профессионально-психологическая  подготовка военного психолога недостаточна для эффективной работы в области  психологического обеспечения дисциплины. Нужна последующая «доводка» (или  специализация непосредственно в ходе обучения), углубление научного понимания процессов и закономерностей, которым подчиняется динамика воинской дисциплины, овладение технологией и инструментарием практической дисциплинарно-ориентированной психодиагностики и психокоррекции. Без этого интеллектуального оснащения приниматься за решение дисциплинарно-психологических вопросов - дело малоперспективное, обрекающее офицера на пресловутое «ведение» дисциплинарной статистики и на другие «попутные” дела.

Информация о работе Проблема дисциплины в военной психологии