Таким
образом, следует различать две
категории факторов, обусловливающих
появление дисциплинарно-психологических
проблем: а) хронические, общенациональные
и общеармейские, которые только проявляются
в условиях конкретного подразделения;
б) локальные, специфические, порождаемые
индивидуальными особенностями военнослужащих,
взаимоотношениями непосредственно в
их среде, а также частым расхождением
повышенных требований к порядку и стартовой
готовностью личного состава к их реализации.
Психологические проблемы, в отличие от
всех остальных, разрешаются путем изменения
самого человека и тех отношений, какими
он связан с другими людьми. Найти правильное
дисциплинарно-психологическое решение,
значит, определить способ изменения убеждений,
ценностных ориентаций, самооценки и оценок
других, межличностных привязанностей
воина, его навыков и привычек поведения,
чтобы они не противоречили уставным нормам
и законам военной службы.
В
ряде случаев дисциплинарные проблемы
могут быть смягчены и даже сняты
грамотным изменением обстановки службы
и быта, такими мероприятиями, которые
оптимизируют нагрузку на сформированные
механизмы нормативного поведения
личного состава.
История
вооруженных сил разных стран
и повседневный опыт показывают, что
многие неудачи в текущих мерах
и крупномасштабных мероприятиях по
укреплению дисциплины оказывались
неэффективными или обрекались на провал
только из-за того, что они игнорировали
«психологическую составляющую». Они
были психологически необоснованными,
не считались с законами человеческой
психологии и самой природы человека.
Этими мероприятиями не предусматривалось
целенаправленное решение конкретных
психологических проблем.
Характерный
исторический пример - некритическое заимствование
принципов и способов дисципинирования,
эффективных для других стран и армий,
но неадекватных национальной психологии
России. Многие из этих заимствований
сохранились в ныне действующих уставах.
Методологической предпосылкой ошибок
подобного рода является убеждение в том,
что сознание людей автоматически следует
за политическими, экономическими, а также
и административными преобразованиями.
Если же эти ожидания не подтверждаются
действительными переменами в поведении,
то в ход идет тезис об «отставании» сознания
от технических, экономических и политических
аспектов развития общества.
Одной
из причин того, что психологические
проблемы дисциплины не идентифицировались,
а опыт их интуитивно-эмпирического
решения не накапливался и не обобщался,
являлось то, что в армии и на флоте не
было профессиональных психологов и соответствующих
служб (подразделений). Известно также,
что психологическая культура офицерского
состава была и остается достаточно низкой,
поскольку естественные человеческие
способности к пониманию и оцениванию
людей не развивались профессионально-психологическим
образованием - изучением военной психологии
в военно-учебных заведениях.
Между
тем психологическая проблематика
деятельности по укреплению дисциплины
является чрезвычайно пестрой и нуждается
для своего разрешения в усилиях не только
должностных лиц, несущих ответственность
за дисциплину в подразделениях, которыми
они управляют, но и профессиональных
военных психологов различного уровня.
Деятельность психологов, нацеленная
на решение наиболее тонких и сложных
проблем дисциплины, составляет ядро системы
психологического обеспечения работы
по укреплению дисциплины.
Задачи
психологического обеспечения, решаемые
профессиональными военными психологами
и структурами психологической службы,
заключаются в следующем.
1.
Непрерывный инструментальный мониторинг
(отслеживание) и оценка динамики
дисциплинированности военнослужащих
и подразделений с учетом решаемых
задач, меняющихся условий службы
вообще и дисциплинарных в особенности.
Это позволяет контролировать основные
тенденции и своевременно прогнозировать
благоприятные и нежелательные перемены.
Эта работа включает не столько учет поведенческих
параметров состояния дисциплины (пресловутая
дисциплинарная «статистика"), сколько
тестирование мотивационных и характерологических
компонентов дисциплинированности, уровня
нормативной компетентности личного состава,
а также сформированности коллективно-групповых
механизмов дисциплины.
2.
Диагностика стартового уровня дисциплины
молодого пополнения, оценка индивидуального
стиля и опыта нормативного поведения,
полученного до службы, прогнозирование
дисциплинарной перспективы, определение
необходимости, содержания и методики
ранних психокоррекционных мероприятий.
Как видно, это - специальная задача, конкретизирующая
и обогащающая процесс изучения молодых
воинов. Ее решение позволяет целенаправленно
организовать дисциплинирование с первых
же дней службы и исключить многочисленные
ошибки работы вслепую, которые ведут
к необратимым последствиям в дисциплинарном
воспитании и в развитии личности.
3.
Психологическая экспертиза планируемых
и оценка эффективности реализуемых
мероприятий по укреплению дисциплины,
анализ повседневной дисциплинарной
деятельности офицерского и сержантского
состава. Особое внимание психологи уделяют
тому, насколько психологически грамотно
ведется эта работа, какие психологические
проблемы находят в ней свое решение, какие
остаются незатронутыми и, возможно, даже
усиливаются, а то и порождаются психологически
некомпетентными действиями. Осуществляется
накопление опыта психологической подготовки
крупных дисциплинарных мероприятий.
Осуществляется экспертиза дисциплинарных
систем подразделений и части в целом.
4.
Систематическая индивидуальная
и групповая (в составе штатных подразделений)
психокоррекция - специальная работа военного
психолога с военнослужащими, склонными
к игнорированию норм воинского поведения,
и подразделениями, где имеются трудности
в поддержании уставного порядка. Для
этой работы от психолога требуется известная
специализация и опыт в организации и
проведении дисциплинарно ориентированного
психологического тренинга.
5.
Психологическая экспертиза грубых
дисциплинарных проступков, всякого
рода происшествий и несчастных
случаев в целях выявления и оценки
вероятных психологических причин и условий,
а также оценки психологических последствий
этих событий. В ряде случаев нужна также
разработка мероприятий по ликвидации
негативных влияний указанных событий
на состояние дисциплины как отдельных
военнослужащих, так и коллективов.
6.
Срочная индивидуальная психологическая
помощь военнослужащим, находящимся
в состоянии стресса из-за тех
или иных дисциплинарных событий,
прежде всего, их дисциплинарных
проступков, а также различных
конфликтов, неблагоприятного климата
подразделения и других обстоятельств,
которые могут привести к серьезным беспорядкам,
расстройству нормативной регуляции поведения
отдельных воинов и коллективов.
7.
Психологическая - текущая и перспективная
- рационализация обстановки жизни
и деятельности личного состава, имеющей
дисциплинарное значение, в том числе
распорядка дня, оборудования и обустройства
рабочих мест, боевых постов, содержания
и структуры учебного процесса, караульной
и внутренней служб и т.д. путем приведения
их в соответствие с законами психологии
вообще и нормативного поведения в особенности.
8.
Повышение дисциплинарно-психологической
компетентности офицерского и
сержантского состава методами
индивидуального управленческого
консультирования, лекционного обучения,
дисциплинарно-психологического тренинга,
деловых игр и т.п.
9.
Разработка долгосрочных (перспективных)
программ и планов, нацеленных
на решение хронических дисциплинарных
проблем, устранение систематических
недостатков, справиться с которыми
в режиме текущей работы, как правило,
невозможно.
10.
Исследовательская работа в области
дисциплины, творческая разработка
путей совершенствования дисциплинарных
систем в целом и методов
решения отдельных дисциплинарных
проблем. Перечисленные специальные
работы, составляющие содержание психологического
обеспечения воинской дисциплины, входят
в круг повседневных забот войскового
психолога. Между тем их выполнение предполагает
известную профессиональную специализацию
по психологии воинской дисциплины, которую
имеют далеко не все офицеры - психологи
по образованию. Было был поэтому желательно,
чтобы в войсках росло число психологов,
имеющих дисциплинарную специализацию.
Для этого необходимо, чтобы профессионально
углубленный интерес психолога к дисциплине
весомо поощрялся, чтобы растущее искусство
в области дисциплинарного консультирования
и психокоррекции находило свое применение
и за пределами тех частей, где он состоит
на службе, чтобы он выступал в качестве
признанного консультанта по проблемам
воинской дисциплины.
Психологическое
обеспечение воинского порядка
осуществляется по-разному на различных
уровнях военного управления: в подразделении
эта работа ведется не так, как
в масштабе части, соединения или
объединения. В зависимости от инстанции
управления можно выделить три аспекта
в содержании дисциплинарно-психологического
обеспечения. Первый, низовой уровень
выделяется тем, что работа психолога
носит преимущественно индивидуальный
и микрогрупповой характер. Второй, промежуточный
уровень - это работа с определенными категориями
военнослужащих, с подразделениями, состояние
дисциплины в которых нуждается во вмешательстве
специалиста-консультанта. Третий, высший
уровень характерен большим объемом аналитической,
планирующей и организационно-методической
работы, обобщением опыта, накопленного
в войсках, психологической подготовкой
крупномасштабных мероприятий.
Низовой
уровень психологического обеспечения
дисциплины является базовым, непосредственно
связанным с конкретными результатами.
Здесь решаются прежде всего индивидуально-психологические
проблемы. Именно здесь, по данным Главного
управления воспитательной работы, наблюдается
постоянно около 20 тысяч военнослужащих,
склонных к недисциплинированному поведению,
значительной части которых оказывается
действенная психологическая помощь,
что позволяет предупреждать немало случаев
дезертирства, снижать активность «дедовщины",
нацеливать общественное мнение на задачи
поддержания воинского порядка. В низовом
звене системы психологического обеспечения
выявляются конечные причины недисциплинированности,
какой бы характер в целом они не носили.
Именно здесь находят (или не находят)
свое воплощение решения и мероприятия,
задуманные на высших уровнях руководства
Вооруженными Силами.
Промежуточные
уровни психологического обеспечения
дисциплинарной деятельности - от части
до объединения - имеют много общего. Работа
психолога носит здесь комбинированный
характер. Масштабность проблем требует
хорошей ориентации в состоянии и динамике
дел, с тем чтобы можно было своевременно
сосредоточиться на решающем участке.
Умение точно определить этот участок,
как в территориальном, так и в проблемно-содержательном
отношениях, является важнейшим профессиональным
качеством военного психолога этого звена
управления. Быть на высоте профессионального
предназначения, значит тщательно собирать
данные об особенностях и динамике психологических
основ дисциплины в частях и подразделениях,
о содержании и степени распространенности
конкретных проблем, вести обработку значительных
объемов психологической и социологической
информации, искать признаки определенных
тенденций и слабых мест. Важное значение
имеет подготовка предложений командиру
(командующему) и штабу по мероприятиям,
способным оказать воздействие на дисциплину
значительного числа военнослужащих и
подразделений.
Высший
уровень в структуре психологического
обеспечения характерен направленностью
как на решение оперативных проблем
в их аналитико-оценочном ключе,
так и на подготовку широкомасштабных
мероприятий по совершенствованию
дисциплинарной системы Вооруженных
Сил страны в целом, или ее стратегических
подразделений (военные округа, виды вооруженных
сил и т.п.). Много внимания требуют вопросы,
связанные с состоянием дисциплины отдельных
категорий военнослужащих - офицеров,
прапорщиков, сержантов и старшин, служащих
по контракту и др. На высшем уровне решаются
также многочисленные организационно-методические
вопросы, охватывающие содержание и методы
работы всей социально-психологической
службы в той мере, в какой она ориентирована
на решение задач укрепления воинской
дисциплины. На этом уровне осуществляется
руководство научными исследованиями
по дисциплинарно-психологической проблематике,
а также подготовкой офицерского состава
(в том числе в военных учебных заведениях)
к осуществлению дисциплинарных функций.
Естественно, высшему звену в системе
психологического обеспечения дисциплинарной
деятельности принадлежит ключевая роль.
От его работы, от тех концепций и рекомендаций,
которые формулируются здесь, зависит
принятие решений, которые, будучи реализованными,
устраняют широко распространенные причины
недисциплинированности, преступности,
дезорганизации службы и быта личного
состава.
Профессиональное
участие военного психолога в
работе по укреплению дисциплины в
качестве лица, обеспечивающего деятельность
командира, штаба и других управленческих
инстанций, должно отличаться соблюдением
профессионально-психологической этики.
Необходимо также соответствующее психодиагностическое
оснащение, адаптированное для работы
в области дисциплины, широкий репертуар
методов выявления и оценки психологических
механизмов, поддерживающих определенную
степень упорядоченности службы и быта
личного состава, коррекции отклоняющегося
поведения (недисциплинированности) и
подготовки предложений по управленческим
решениям дисциплинарного характера.
Реальность
такова, что университетская профессионально-психологическая
подготовка военного психолога недостаточна
для эффективной работы в области
психологического обеспечения дисциплины.
Нужна последующая «доводка» (или
специализация непосредственно в ходе
обучения), углубление научного понимания
процессов и закономерностей, которым
подчиняется динамика воинской дисциплины,
овладение технологией и инструментарием
практической дисциплинарно-ориентированной
психодиагностики и психокоррекции. Без
этого интеллектуального оснащения приниматься
за решение дисциплинарно-психологических
вопросов - дело малоперспективное, обрекающее
офицера на пресловутое «ведение» дисциплинарной
статистики и на другие «попутные” дела.