Проблема адаптации военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературы выявить характерные особенности этого процесса (СПА), учет которых позволяет выявлять дезадаптации молодого солдата к условиям военной службы на ранних стадиях.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
проанализировать процесс СПА молодого солдата, выявить затруднения, возникающие в ходе этого процесса, вскрыть их индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты;
рассмотреть взгляды ведущих отечественных и зарубежных психологов на проблему адаптации.

Работа содержит 1 файл

Проблема адаптации.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
="justify">       Сориентировавшись в новых условиях, личность вырабатывает определенную стратегию адаптивного поведения, которая определяется структурой потребностей и мотивов молодого воина, отношением к воинской службе, опытом адаптивного поведения, ситуативными установками, отношением к командирам и сослуживцам в конкретном подразделений. Способы такого поведения весьма многообразны и в значительное степени индивидуальны, поэтому их нужно сгруппировать в

три основных типа: а) тип, характеризующийся активно-положительным воздействием на окружающих (тип "А"); б) тип, определяющийся пассивной позицией в коллективе, конформизмом или защитными реакциями (тип 'Б") в) тип, осуществляющий активно-отрицательное воздействие на среду (тип В ).

     Рассмотрим  характеристику каждого из этих типов, учитывая психологическое содержание адаптационного процесса.

      Характеристика типа"А".Поведение внутреннемотивированное, при глубоком усвоении уставных норм и правил военной службы, сопровождающееся положительными эмоциями, удовлетворением, бодрым настроением. Молодой солдат сознательно принимает требования по службе без внутреннего конфликта, устойчиво ориентирован на инициативно-творческое сотрудничество с сослуживцами, устанавливает прочные товарищеские взаимоотношения с членами коллектива. Основной способ адаптивного поведения - коллективистское самоопределение на основе идентификации с воинским коллективом.

       Характеристика  типа "Б". Поведение типа внешнемотивированное, основанное на неглубоком, поверхностном усвоении уставных норм. Требования по воинской службе воспринимает как внешнее давление, как необходимость, с которой приходится считаться. Подчинение носит пассивный характер. Эмоциональная сфера в начальный период службы неустойчива, наблюдаются частые перемены настроения. Удовлетворенность деятельностъю и общением, как правило, неполная. Во взаимоотношениях с товарищами ориентируется на репродуктивно-подражательный тип сотрудничества. Основой дружеских связей выступает не служебное взаимодействие, а личные симпатии или случайные обстоятельства ("землячество" и т.п.), в силу чего эти контакты носят скорее приятельский, чем товарищеский характера Конформист, сознательно идущий на уступки при контроле извне. Не требователен к себе и к окружающим. Зависим от группового мнения.

       Характеристика  типа "В". Поведение обусловлено установкой на непринятие требований воинской службы, носит конфликтный характер, сопровождается преимущественно отрицательными эмоциями, неудовлетворенностью, плохим настроением. Подчинение командирам является вынужденным, распоряжения выполняются только под контролем. Удовлетворительные взаимоотношения устанавливает только с людьми того же типа или с конформистами. В случае образования микрогруппы активно-отрицательной направленности этот тип поведения закрепляется практически до окончания службы. Является активным носителем психологии неуставных взаимоотношений. Самоопределяется на основе идентификации с однотипной микрогруппой. При усилений требований со стороны командиров и коллектива занимает выжидательную позицию, схожую с конформизмом.

      Мы  рассмотрели зависимость СПА МС от особенностей социально- психологической структуры адаптирующейся личности, прежде всего, от ее ценностных ориентаций. При этом мы предполагали что объект СПА МС - психология воинского коллектива - является как бы постоянной заданной величиной, одинаковой для всех вариантов адаптации. Однако воинские коллективы не могут представлять собой совершенно одинаковые структуры, одинаково влияющие на СПА МС. Они отличаются друг от друга военно-профессиональными особенностями организации и содержания воинской деятельности (в зависимости от вида Вооруженных Сил и рода войск), разделением входящих в них военнослужащих на ряд служебных категорий, типами внутриколлективного общения в зависимости от формы организации воинского труда (совместно-взаимодействующей, совместно-иидивидуальной или совместно-последовательной), качественными характеристиками: уровнем идейно-политической и нравственной зрелости, сплоченности, слаженности, состоянием дисциплины, морально-психологическим климатом, достижениями и результатами деятельности, стилем командования и лидерством, а также составом (социальным, национальным, профессиональным) и размерами первичных воинских коллективов и входящих в них более мелких подразделений. Поэтому качество и быстрота вхождения молодого солдата в коллектив зависит не только от его личных особенностей, но и в не меньшей мере от сплоченности самого коллектива, характера сложившихся в нем отношений.

         Вначале молодой солдат  проявляет настороженность во взавмоотношениях, некоторую сдержанность, робость в общении, присматривается и окружающим. Он еще не знает норм общения и традиций нового коллектива, не знает как вести себя. Для ориентировки ему необходима достаточная информация. Практически личность в этот период ведет адаптивный поиск информации как ориентировочной основы адаптации. Эту стадию СПА справедливо назвать ориентировочной.

      Получив ориентировку, личность оценивает ее с позиции собственных ценностных ориентаций, установок, привычек, и т.п., выясняет степень соответствия новых требований собственным взглядам, меру их сходства или расхождения. Уже на этом этапе может возникнуть внутриличностный конфликт между ЦО личности молодого воина и противоречащими им ЦО воинского коллектива в целом или отдельных военнослужащих в нем. Осознав требования руководителя и членов нового коллектива к себе, своим качествам, личность принимает решение на осуществление своей программы поведения (осознаваемой или неосознаваемой как таковой). Чаще всего молодой солдат стремится использовать уже сложившийся стиль поведения (манеру), не изменяя его существенным образом. Это приводит к ошибкам в поведении, конфликтам во взаимоотношениях, напряженности, даже стрессу. Требуется коррекция стиля поведения, а в отдельных случаях его коренная ломка, перестройка. По отношению к требованиям воинской службы на этой стадии адаптации личность осуществляет выбор эталона поведения - дисциплинированного или недисциплинированного. Поэтому данную стадию правомерно определить как критическую. Своеобразие критической стадии состоит в возможности ее периодического повторения, возвратов назад, пересмотров позиций и поведения личности в зависимости от изменения обстоятельств адаптивной ситуации.

      Завершающей фазой адаптационного цикла является стадия стабилизации. В это время можно говорить о завершенности СПА. Для личности - это состояние адаптированности, для коллектива - принятие нового члена в группу. Взаимодействие субъекта и объекта адаптации уравновешено, не вызывает трений, серьезных конфликтов. Поведение личности закрепляется и принимается коллективом как должное.  
 

       Заключение : 

       Реформирование  Вооруженных Сил, усложнение задач, стоящих перед ними определяют все  более высокие требования к профессиональной деятельности солдат. Одной из проблем  эффективного выполнения молодыми солдатами своих функциональных обязанностей является достижение ими высокой адаптированности к условиям воинской службы. В этой связи процесс СПА молодых солдат к условиям военной службы приобретает очень важное значение.

       Рассмотрение  проблемы СПА молодых солдат и анализ изученной мною литературы позволяет сделать некоторые теоретические выводы:

  1. Социально – психологическая адаптация молодого солдата представляет собой процесс выбора и реализации им таких способов поведения и форм общения, которые позволяют согласовывать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях соответствия или несоответствия базовых ценностей личности и воинского коллектива. Процесс адаптации личности осуществляется в трех сферах:
    • В сфере взаимоотношений с командирами
    • В сфере межличностного общения с сослуживцами
    • В сфере взаимоотношений между личностью и воинским коллективом

В зависимости  от типа личностной мотивации и типа воинского коллектива адаптация  имеет специфику определяемую мерой  совпадения совместимости ценностных ориентаций обеих сторон.

  1. Адаптация личности в зависимости от воздействующих на нее факторов может происходить в двух основных формах : пассивной – приспособительного поведения на поверхностном уровне, не затрагивающем высшие этажи диспозиционной структуры личности, активной  - коллективистского самоопределения на основе совпадения ценностей личности и коллектива, свободного подчинения личных интересов общественным, что приводит к глубокой адаптированности.
  2. Система управления адаптацией молодых солдат предполагает поэтапное воздействие на управляемые факторы мотивации молодых солдат, содержание основных элементов психологии воинского коллектива, стиль руководства и методику управленческой деятельности командиров, офицеров воспитательных структур, остального актива подразделения, части.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сноски:

Информация о работе Проблема адаптации военнослужащих