Проблема адаптации военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа литературы выявить характерные особенности этого процесса (СПА), учет которых позволяет выявлять дезадаптации молодого солдата к условиям военной службы на ранних стадиях.
В соответствии с целью решались следующие задачи исследования:
проанализировать процесс СПА молодого солдата, выявить затруднения, возникающие в ходе этого процесса, вскрыть их индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты;
рассмотреть взгляды ведущих отечественных и зарубежных психологов на проблему адаптации.

Работа содержит 1 файл

Проблема адаптации.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

       Исходя  из вышесказанного, следует рассматривать адаптацию молодых солдат к воинской службе, представляющую собой частный случай адаптации человека к новым условиям социальной среды. Объектом данного вида адаптации является воинская служба специфическая деятельность по выполнению российскими гражданами конституционной воинской обязанности, направленная на создание благоприятных условий для мирного труда народа при помощи военных средств - оружия и боевой техники, а также специальной организации воинского труда и служебных отношений в условиях воинских коллективов Вооруженных Сил Р.Ф. Основными сферами воинской деятельности являются:

        а) служебная «(боевая подготовка, боевое дежурство, несение службы наряда, работа на технике, хозяйственные работы; непосредственная боевая деятельность: участие в боевых действиях)»3

       б) общественная (общественная работа, организованный досуг);

       в) бытовая (самообслуживание, неорганизованный досуг).

         В зависимости от этих сфер  адаптация молодых солдат  к воинской службе делится на виды:

       а) служебно-функциональная (профессионально-боевая) - как овладение воинами боевой специальностью, усвоение функциональных обязанностей по занимаемой должности, приобретение умений и навыков служебной деятельности;

       б) общественная адаптация - процесс включения молодых воинов в общественную жизнь воинского коллектива, выработки у них новых ценностных ориентаций, установок по отношению к общественной деятельности, новых интересов к общественной работе:

       в) бытовая адаптация привыкание к режиму, распорядку дня, выработка привычек к исполнению требований воинской дисциплины, формирование навыков и привычек самообслуживания. В некоторых исследованиях в понятие бытовой адаптации включается социально-психологическая адаптация, под которой понимается процесс установления межличностных отношений в бытовой сфере. Такой подход суживает понятие СПА, исключая из рассмотрения сферу служебных взаимоотношений.

       Феномен СПА необходимо рассматривать как адаптацию  личности в сфере взаимоотношений  коллектива. В этом случае адаптация представляет вхождение в систему взаимоотношений группы (коллектива) через освоение ее ценностей, норм, традиций и обычаев, установление межличностных отношений и т.п. Взаимоотношения воинского коллектива обычно подразделяются на группы, соответствующие основным сферам деятельности коллектива: служебно-функциональные, общественные и личные. Общение при этом служит средством установления определенных отношений. Но при этом иногда упускается из виду, что при взаимодействии личности и коллектива адаптивное поведение свойственно не только личности, входящей в новую для нее систему социально-психологических отношений, но и коллективу, принимающему нового члена. В связи с этим предлагается рассматривать СПА как целостный процесс установления взаимоотношений между личностью (группой) и коллективом на начальном этапе их взаимодействия в ходе совместной деятельности, результатом которого является адаптированность личности (группы), входящей в новые условия коллективной деятельности, и принятие коллективом нового члена (членов) на основе их взаимопонимания, согласования ценностных ориентаций и установок личности и коллектива.

       В свою очередь, личность не является пассивным созерцателем оказываемых на нее воздействий со стороны коллектива, а выступает субъектом деятельности и отношений, проявляют активность, которая прямо пропорциональна ее социальным качествам ценностным ориентациям, диспозициям, установкам. Для понимания сущности активности личности в процессе ее адаптации в коллективе важной является мысль С.Л. Рубинштейна о том, что человеку присущи сознательная мотивированность действий и их обоснованность, неподверженность чужим влияниям и внушениям, способность самому усматривать объективные основания для того, чтобы поступать так, а не иначе.

       Вступая в армейскую жизнь, молодой человек уже имеет определенный опыт установления взаимоотношений в коллективе в систему ценностных ориентаций, установок по отношению к общественно-полезной деятельности и к окружающим людям, сформировавшийся характер. У него сложились также некоторые (не всегда адекватные) представления о службе в армии о своей роли как военного человека. Личность с положительными ценностными ориентациями сможет быстрее адаптироваться в воинской микросреде, чем личность с отрицательной направленностью, т.к. последняя не совпадает с общей направленностью воинского коллектива. Совпадение (или несовпадение) ценностных ориентаций воинского коллектива и входившей в него личности является основой их адаптационного взаимодействия, благополучной адаптированности или, наоборот, дезадаптированности.

       Таким образом, в процессе СПА молодых-солдат к воинской службе четко просматривается две взаимосвязанных стороны: СПА личности и адаптация коллектива к личности (группе). Социально-психологическая адаптация молодого солдата - это процесс выбора и реализации им таких способов поведения и форм общения, которые позволяют согласовать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях соответствия или несоответствия основных ценностей личности и воинского коллектива. Адаптация воинского коллектива к личности (группе) - это процесс принятия им нового члена (членов) через предъявление ему (им) системы определенных требований, обусловленных ценностями, нормами, традициями данного коллектива, стилем руководства и лидерства в нем, уровнем его организованности и сплоченности.

       Предметом нашего исследования является социально-психологическая адаптация молодого солдата (СПА МС), т.е. субъективная сторона СПА как единого процесса, объектом которого является психология воинского коллектива. В процессе СПА МС вступают во взаимодействие социально-психологическая структура личности новичка (ее познавательные, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты) и психология воинского коллектива (коллективное мнение, традиции, обычаи, стиль руководства и лидерства и т.д.). Как реально происходит процесс этого взаимодействия? Коллективная психология как объект адаптации личности представляет для нее не нечто абстрактное, лишенное конкретного содержания, а существенные реалии, от которых зависит наличное бытие субъекта, его жизнедеятельность в новых условиях. "Главное требование коллектива к входящей в него личности, - писал К.К.Платонов, - это подчинение личности целям, сплачивающим данную группу и превращающим ее в коллектив, и ожидание (экспектация) от каждого члена его соответствующих поступков. Это объективный закон, стихийно проявляющийся во всяком коллективе и самоукрепляющий его»4. Поэтому молодой солдат, включающийся в воинский коллектив, воспринимает его, прежде всего, как совокупность предъявляемых к нему лично требований. Для него очень важны следующие моменты: 1) кто предъявляет требования; 2), каким образом он это делает? 3) каково содержание требований. Требования воинского коллектива воплощают в себе основное содержание его психологии: ценности, цели и мотивы совместной деятельности, нормы поведения, обычай, традиции и т.п. Требования воинского коллектива образуют систему воздействия на личность:

а) по содержанию требований:

       - требования, обусловленные целями и задачами воинской службы определяются Уставами, приказами, директивами командования, служебными инструкциями и другими руководящими документами);

      - требования, связанные непосредственно  с выполнением служебных обязанностей, определяемые внутриколлективными обычаями и традициями (регламентируют отношение ж требованиям воинской службы, формы и способы их выполнения);

      - требования, связанные с особенностями  межличностных отношений, правилами и нормами общения в коллективе, поведением в бытовой cфepe (определяются традициями и своеобразием индивидуального стиля общения);

б) По носителям (кто предъявляет требования):

    • командиры и офицеры-воспитатели, начальники, старшие (кому положено по служебному положению)
    • рядовые члены коллектива, имеющие авторитет;

в) по способам и формам предъявления требований:

         - распоряжение, приказание, приказ, напоминание  и т.п.;

    • просьба, совет и т.п., не носящие категорического характера.

       Различаются такие требования по их направленности как соответствующие и не соответствующие воинским уставам, что определяется индивидуальным стилем руководства (лидерства), уровнем развития воинского подразделения как коллектива, направленностью микрогрупп. Требования воинского коллектива субъективно переживаются личностью как трудности разного порядка в зависимости от того, какое значение придает этому молодой солдат, т.е. от их субъективной значимости. В процессе преодоления трудностей адаптации к требованиям воинского коллектива участвуют следующие компоненты психологии личности.

Познавательный компонент.

Молодой солдат стремится получить максимум информации о требованиях по службе, предъявляемых  в данном коллективе; о ценностях и нормах нравственности, характерных для новой общности; об особенностях служебных и личных взаимоотношений; об общественном мнении по коренным вопросам жизни и деятельности коллектива: об авторитетных людях и отношении к ним в подразделении (о роли неформальных и формальных лидеров на уровне личного состава срочной службы);о стиле руководства и степени авторитетности командира подразделения, Полученную информацию молодой воин вначале осмысливает, определенным образом оценивает, соотносит с тем, что ему было известно ранее, сравнивает с собственным опытом, системой сложившихся ценностей. Это служит информационной базой для принятия решения о соответствующем стиле поведения в новых условиях.

      Эмоциональный компонент.

        Восприятие требований со стороны  командиров, начальников, старших товарищей сопровождается различными эмоциональными реакциями, переживаниями стенического и астенического характера, общими эмоциональными состояниями удовлетворенности или неудовлетворенности складывающимися отношениями с руководителями и новыми товарищами, собственной позицией в коллективе. Все эти переживания являются тем эмоциональным фоном, на котором личность осуществляет волевой акт.

      Мотивапионный компонент.

      В стабильных, привычных условиях социального окружения побудительными мотивами поведения личности выступает иерархически организованная система диспозиций (В.А.Ядов), установок как предрасположенности к реализации определенных потребностей субъекта в соответствующих условиях. В ситуации, когда молодой солдат попадает в новые условия социального контроля, осуществляемого воинским коллективом, высший уровень диспозиционной структуры его личности - общая направленностъ и система ценностных ориентаций - остается в начале, как правило, без существенных изменений. т.к. высшие диспозиции наиболее устойчивы. Его адаптацию обеспечивают ситуативные социальные установки(нижний уровень диспозиционной структуры), представляющие собой готовность к оценке и действию в конкретных условиях новой микросреды.5 Ситуативными мотивами являются: готовность выполнить приказ, требование старшего; желание быстрее преодолеть возникшие трудности, установить контакты с новым окружением, избегание наказания и др. Воинская деятельность, как и любая другая, является полимотивированной, поэтому в процессе адаптации оказываются "задействованными" и другие, высшие мотивы (чувство долга, патриотизма и т.п.), но их действие имеет, так сказать, стратегическое значение для поведения молодого воина, тогда как ситуативные мотивы более подвижны и в силу этого обеспечивают тактику поведения в адаптивной ситуации. Источником формирования ситуативных установок - мотивов является полученная воином информация в новом коллективе и его эмоциональное состояние.

       Ведущим мотивом, побуждающим воина к  принятию решения действовать тем или иным образом в адаптивной ситуации, является его отношение к воинской службе. Можно вычленить три основных типа такого отношения: а) активно-положительное; б) пассивное: в) активно-отрицательноё. Воин с активно-положительным типом мотивации ориентируется на сам процесс воинской деятельности, ее цели, задачи и способы достижения результата, проявляет интерес к воинской службе, желание качественно выполнять обязанности? трудности не вызывают у него ощущения тягот, фрустраций. Такой тип мотивации можно определить как внутреннемотивированный. Пассивный тип мотивации проявляется в ориентации на внешние атрибуты воинской службы; желание носить военную форму одежды, "поиграть" с оружием, получить льготы, поехать в отпуск и т.п. Воин с пассивным типом мотивации в решении служебных задач в в поведении проявляет неустойчивость, выраженную зависимость от обстоятельств и условий, преследует скорее личную выгоду, чем общественный интерес. Этот тип мотивации можно назвать внешнемотивированным. Активно-отрицательное отношение молодых солдат к воинской службе встречается крайне редко и проявляется не сразу, как правило, уже после принятия присяги, в ходе решения ответственных служебных задач. Эти люди плохо справляются с поставленными задачами, вступают в пререкания с командирами, не уживаются в коллективе, тяготятся воинской службой. Они являются сознательными нарушителями воинской дисциплиныи способны даже на преступления. Мотивация их поведения тоже является внутренней, т.к. базируется на глубинных диспозициях, общей отрицательной направленности личности. В условиях правильно поставленной психологической работы в подразделении возможно переориентировать этот тип на внешнемотивированный при постоянной стимуляции и жестком контроле извне.

      Волевой компонент.

      Получив необходимую для ориентировки эмоционально окрашенную информацию и опираясь на конкретный тип мотивации, молодой солдат "включает" собственные волевые резервы, принимает решение на действие (поведение) в адаптивной ситуации. При этом он вырабатывает определенный стиль во взаимоотношениях с командирами и с товарищами, который зависит от типа личности прежнего опыта адаптивного поведения и конкретных условий общения (ответных реакций).

      Поскольку взаимоотношения  молодых солдат и командиров определяются их служебным положением, отношениями в системе "подчиненный - начальник", постольку основным типом поведения в этой сфере является исполнительский или подчинение. Подчинение может быть сознательным - при внутренней мотивации, пассивным - при внешней мотивации и вынужденнымf - в случае отрицательного отношения к требованиям воинской службы.

      При установлении взаимоотношений с  товарищами по службе молодой солдат ориентируется на сотрудничество, уровни которого в зависимости от типа мотивации можно подразделить соответственно на: Инициативно-творческий и репродуктивно-подражательный. (При отрицательной мотивации сотрудничество либо исключается, либо маскируется под второй вид).

      Выработка стиля поведения, его закрепление требует от личности значительных волевых усилий. В адаптивной ситуаций нагрузка на волевую сферу растет в зависимости от степени расхождения между потребностями, интересами, ориентациями личности и воинского коллектива т.к. основной, базовой ценностью воинского коллектива является воинская деятельность, военная служба, то и от молодого солдата этот коллектив будет требовать соблюдения уставных норм и правил. Чем больше разрыв между ценностями личности и коллектива, тем труднее протекает СПА.

       Требования воинского коллектива являются своеобразным порогом, преодолев который, молодой солдат теряет статус новичка и становится полноправным членом первичного коллектива. Не всем это удается сразу. Некоторые требования на первых порах кажутся ненужными, формальными. Возникают недоразумения. "Новая обстановка, новые требования вызывают у молодых воинов глубокие переживания. В первый период службы многие солдаты, матросы и курсанты находятся в напряженном состоянии, кое-кто из них суетится или ведет себя неловко, следствием чего являются ошибки в поведении или даже проступки".6

Информация о работе Проблема адаптации военнослужащих