Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:11, курсовая работа
Цель исследования: изучение природы творческих способностей.
Объект исследования: творческие способности
Предмет исследования: природа творческих способностей
Глава 1 Творчество как предмет исследования психологии 6
1.1 О видах мышления 11
1.2 Креативность как черта личности, онтогенез творческого мышления 15
1.3 Творческие способности 20
1.4 Заключение 23
Список использованной литературы 26
Гибкость - это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.
Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность - способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды?
Долгое время ученые считали, что творческие способности имеют врожденный характер. Однако в ходе исследований это не подтвердилось и Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты по этому поводу:
Таким образом, признается
малая вероятность
Д.Б. Богоявленская на
основании экспериментальных
1.4 Заключение
Курсовая работа была посвящена исследованию проблем творческого мышления и творческих способностей. Как уже было указано, вопрос изучения психологической природы креативности и творческих способностей является одним из самых дискуссионных. Ученые не достигли согласия по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом? Самостоятелен ли процесс креативности, или креативность – это сумма других психических процессов? Одно из пониманий креативности – необычные проявления ординарных процессов, т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности. Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.). Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных В. Н. Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, опираясь на полученные корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление [Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996].
Однако у креативности как самостоятельного процесса тоже есть защитники. Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности факторов неинтеллектуальных, в первую очередь темперамента. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода работ Дж. Гилфорда. В основе его концепции лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как “тип мышления, идущего в различных направлениях”.
В рамках теоретических задач:
1) Была изучена литература по данной проблеме (природа творческого мышления), вследствие чего было показано, что в данной области психологических исследований существует множество разногласий в подходах к изучению творческих способностей и креативного мышления. В настоящее время есть две противоположные точки зрения, считать ли творческие способности специфической функцией, или же это необычные проявления ординарных процессов.
Проводя исследования по данной проблеме, я придерживался следующих гипотез:
1) Творческие способности имеют три составляющие: интеллектуальные способности, творческие черты личности, а так же специальные приёмы решения задач.
К интеллектуальным способностям прежде всего относят высокий показатель IQ. Наблюдается некоторая корреляция, между творческим мышлением и показателем IQ.
К творческим чертам личности прежде всего относят самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода, самопроизвольность не только свойственны творческим людям, но и повышают творческие способности.
К специальным приёмам
решения задач психологи
2) Творческие способности обусловлены не генетически. Долгое время ученые считали, что творческие способности имеют врожденный характер. Однако в ходе исследований это не подтвердилось и Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты по этому поводу, что о врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Также, в исследованиях с применением близнецового метода корреляция была невысока, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик. Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в творческих способностей.
Эти гипотезы полностью подтвердились. Было показано, что творческие способности имеют три составляющие, такие как интеллектуальные способности, творческие черты личности, а так же специальные приёмы решения задач. В ходе исследования так же было показано, что индивидуальные различия творческих способностей не наследуются.
В рамках теоретических задач мы проанализировали теоретические подходы к проблеме творческих способностей. Все подходы можно разделить на две группы. Первая группа исследователей (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд) полагают, что творчество – это самостоятельный процесс, что суть креативности есть дивергентное мышление. Вторая группа (В. Н. Дружинин) придерживается противоположной точки зрения.
Список использованной литературы (доделаю)