Природа творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение природы творческих способностей.
Объект исследования: творческие способности
Предмет исследования: природа творческих способностей

Содержание

Глава 1 Творчество как предмет исследования психологии 6
1.1 О видах мышления 11
1.2 Креативность как черта личности, онтогенез творческого мышления 15
1.3 Творческие способности 20
1.4 Заключение 23
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

КурсовикОкончательное.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Гибкость - это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений  к другому, преодолевать фиксированность  методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.

Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность - способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут  поддаваться влиянию среды?

Долгое время ученые считали, что творческие способности имеют врожденный характер. Однако в ходе исследований это не подтвердилось и Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты по этому поводу:

  • О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
  • Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода. Корреляции были невысокие, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик [Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1999. - 336 с.].

Таким образом, признается малая вероятность наследуемости  индивидуальных различий в творческих способностей.

Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Первому пику соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст. В этом случае эвристический уровень характеризуется как проявление активности человека, который имеет способ решения, но продолжает анализ, что приводит его к открытию новых способов решения. Креативный уровень — самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы [Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - с. 35-40.].

 

1.4 Заключение

Курсовая работа была посвящена исследованию проблем  творческого мышления и творческих способностей. Как уже было указано, вопрос изучения психологической природы креативности и творческих способностей является одним из самых дискуссионных. Ученые не достигли согласия по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом? Самостоятелен ли процесс креативности, или креативность – это сумма других психических процессов? Одно из пониманий креативности – необычные проявления ординарных процессов, т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности. Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.). Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных В. Н. Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, опираясь на полученные корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление [Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996].

Однако у креативности как самостоятельного процесса тоже есть защитники. Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности факторов неинтеллектуальных, в первую очередь темперамента. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода работ Дж. Гилфорда. В основе его концепции лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как “тип мышления, идущего в различных направлениях”.

В рамках теоретических задач:

1) Была изучена литература по данной проблеме (природа творческого мышления), вследствие чего было показано, что в данной области психологических исследований существует множество разногласий в подходах к изучению творческих способностей и креативного мышления. В настоящее время есть две противоположные точки зрения, считать ли творческие способности специфической функцией, или же это необычные проявления ординарных процессов.

Проводя исследования по данной проблеме, я придерживался  следующих гипотез:

1) Творческие способности имеют три составляющие: интеллектуальные способности, творческие черты личности, а так же специальные приёмы решения задач.

К интеллектуальным способностям прежде всего относят высокий  показатель IQ. Наблюдается некоторая корреляция, между творческим мышлением и показателем IQ.

К творческим чертам личности прежде всего относят самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода, самопроизвольность не только свойственны творческим людям, но и повышают творческие способности.

К специальным приёмам  решения задач психологи относят  комбинирование, аналогизирование, выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Главным приёмом, который работает в ходе творческого процесса, является приём сравнения.

2) Творческие способности обусловлены не генетически. Долгое время ученые считали, что творческие способности имеют врожденный характер. Однако в ходе исследований это не подтвердилось и Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты по этому поводу, что о врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Также, в исследованиях с применением близнецового метода корреляция была невысока, что позволило сделать вывод: вклад наследственности в детерминацию индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик. Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в творческих способностей.

Эти гипотезы полностью  подтвердились. Было показано, что творческие способности имеют три составляющие, такие как интеллектуальные способности, творческие черты личности, а так же специальные приёмы решения задач. В ходе исследования так же было показано, что индивидуальные различия творческих способностей не наследуются.

В рамках теоретических  задач мы проанализировали теоретические подходы к проблеме творческих способностей. Все подходы можно разделить на две группы. Первая группа исследователей (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд) полагают, что творчество – это самостоятельный процесс, что суть креативности есть дивергентное мышление. Вторая группа (В. Н. Дружинин) придерживается противоположной точки зрения.

 

Список использованной литературы (доделаю)

    1. Батюшков Ф. Д . Творчество.
    2. Anderson H. H. (ed.) Creativity and its Cultivation. N.Y., 1959
    3. Энгельмейер П. К- Теория творчества. СПб., 1910.
    4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
    5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1999. - 336 с.
    6. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет). Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
    7. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - с. 35-40.
    8. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творчества
    9. Селье Г. От мечты к открытию. - М., 1987.
    10. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.
    11. Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности. Дис. канд. псих. наук. - М., 1998.
    12. J. P. GuiIfогd Three faces of intellect, "The American Psychologist", 1959.
    13. J. P. GuiIfогd The Nature of Human Intelligence 1967.

Информация о работе Природа творческого мышления