Природа творческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение природы творческих способностей.
Объект исследования: творческие способности
Предмет исследования: природа творческих способностей

Содержание

Глава 1 Творчество как предмет исследования психологии 6
1.1 О видах мышления 11
1.2 Креативность как черта личности, онтогенез творческого мышления 15
1.3 Творческие способности 20
1.4 Заключение 23
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

КурсовикОкончательное.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических и физических законов.

Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Некоторые ученые на основании трех признаков — времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) — выделяют интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление, связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерный его признак — неспособность поставить себя на позицию других.

Так же выделяют продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Считается, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Отечественные и зарубежные психологи  [Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд] пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.

В творческом мышлении доминируют несколько особенностей: оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, а так же спонтанность.

Оригинальность – это насколько  новой и необычной оказывается  предложение или идея

Гибкость – это общее число  раз, когда наблюдалось переключение с одного класса возможных решений или употреблений на другой

Спонтанность – это общее  число предложенных идей и предположений.

На основе общего количественного  подсчета оригинальности, гибкости и  спонтанности можно оценить креативность к подходу решения задачи. Таким методом можно оценить способность к дивергентному мышлению.

Дивергентное мышление заключается  в том, что находится множество  ответов и решений на основе одних  и тех же исходных данных. В результате чего вместо повторения уже известных  решений творческое мышление приводит к новым ответам и идеям.

 

1.2 Креативность как черта личности, онтогенез творческого мышления

Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята  в работах многих исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференцированной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы к пластичности.

Отмечая роль бессознательных  процессов в творчестве, исследовалось функциональная асимметрия мозга вследствие чего было установлено, что человек с преобладающей левым полушарием должен быть менее креативен, чем человек с развитым правым полушарием [В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский].

С другой стороны влияние  среды изучается многими учеными. Так было показано:

  • Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.
  • Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры в которой воспитывался ребенок.
  • Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.
  • Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения [Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20].

Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой: негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил сделать вывод, что семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка [Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет). Дис. канд. псих. наук. - М., 2000].

На основе анализа  условий воспитания и наследственности делается следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего [Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1999. - 336 с].

Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены.

В.Н. Дружинин считает, что  креативность является свойством, которое  актуализируется лишь тогда, когда  это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

  • Отсутствие образца регламентированного поведения.
  • Наличие позитивного образца творческого поведения.
  • Создание условий для подражания творческому поведению.
  • Социальное подкрепление творческого поведения.

Учитывая эти условия  были проведены исследования [Н.В. Хазратова]. В результате было выявлено формирующее влияние специально созданных параметров среды на уровень креативности испытуемых. Оценивалось — креативная ценность продуктов деятельности и мотивационная основа креативного поведения. В выборке детей четырех лет уровень креативности повысился по обоим параметрам; трех лет — по мотивационно-личностному показателю; пяти лет — по продуктивному показателю. Из чего можно сделать вывод, что формирование креативности в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне.

Повышение уровня креативности повлекло за собой изменения эмоционально-личностных проявлений: повышение агрессивности, сензитивности, депрессивности.

Исследователи делают следующие  выводы:

  • Повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией детей, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процессе формирования креативности: установка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных возможностей осложняет процессы выбора, принятия решений; при этом затрудняется действие систем психологической защиты.
  • Повышение креативности в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизнедеятельности личности.
  • Общая динамика креативности в ходе эксперимента (вслед за повышением креативности наблюдается некоторое понижение) объясняется тем, что психика стремится восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.
  • Существуют два основных типа индивидуального реагирования на нарушение равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление прежней системы путем понижения креативности или обретение новой устойчивости без понижения креативности.
  • Не для всех людей повышение креативности является целесообразным: для испытуемых с первым типом реагирования оно связано с выраженным эмоциональным дискомфортом, в то время как испытуемые второго типа испытывают более позитивные эмоции.

Выяснилось, что ситуация тестирования и поведенческая методика актуализируют и диагностируют несколько разные аспекты общей способности к творчеству. В ситуации тестирования расходятся "интеллектуальные" показатели (беглость и гибкость мышления) и "собственно-креативные" (оригинальность и уникальность), а в игре — эти показатели объединяются.

Другое исследование выявило, что для детей с разным уровнем креативности характерны разные особенности мотивационно-смысловой сферы: высокий уровень креативности — надежда на успех; низкий уровень — боязнь неудачи, страх отвержения [Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности. Дис. канд. псих. наук. - М., 1998].

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды.

Многими исследователями описаны особенности личности креативных детей, таких как внутреннюю потребность к совершенству, высокий уровень тревожности и впечатлительности. Так же было обнаружено, что с ростом уровня креативности повышаются аффективность, уровень тревожности, дезадаптация, страх смерти, депрессивные тенденции.

Таким образом, освещение  проблемы креативности позволило сделать  следующие выводы:

  • Отсутствуют определенные критерии оценки "творческого" (существуют подходы, которые берут за критерий — создание нового продукта, а также реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.)
  • Природа феномена "творческость" не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности.
  • Существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям (при этом развитие креативности осуществляется разными способами).
  • Отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.

 

1.3 Творческие способности

Теперь мы вплотную подошли  к тому, чтобы сделать вывод, существуют ли специальные творческие способности и что они из себя представляют.

Что же такое творческие способности? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта»

Рассмотрим понятие "творческие способности" в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (в других концепциях имеет другое определение) – общая творческая способность (преобразование знаний). Надо сказать о существующих взглядах на креативность, как на составную часть (любой) одаренности, которая определяется, как высокий уровень развития каких-либо способностей. В современной литературе по психологии одаренности прослеживается тенденция, с одной стороны, к разграничению разных видов одаренности (среди них – творческая), а с другой - к поискам общей ее структуры [Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996].

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Информация о работе Природа творческого мышления