Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:08, контрольная работа
Целью психологического консультирования является психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф.Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т.е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».
Сферой воздействия в психологическом консультировании является психологическое здоровье (термин И.В. Дубровиной), т.е. психологические аспекты психического здоровья.
В психологическом консультировании воздействие осуществляет психолог, психолог-педагог или социальный работник.
В психологическом консультировании работа осуществляется со здоровыми, испытывающими трудности людьми, для разрешения той или иной критической ситуации.
Психологическое консультирование начинается с психологической поддержки подростков, т.к. они уже сами определяют запрос в психологической помощи.
Объектом психологического консультирования являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.
Предметом можно назвать процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта.
Теоретической основой психологического консультирования является психология развития, определяющая закономерности развития человека от рождения до старости.
Для целей психологического консультирования важны выделение и анализ таких событий, которые оказывают воздействие на психологическое здоровье человека, т.е. существенно меняют его в ту или иную сторону.
Исходя из вышеперечисленного, можно выделить основные «приметы» данного процесса:
психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;
данная помощь носит практический процессуальный характер;
оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
для её реализации необходимо наличие клиента;
присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
желание клиента решить данную проблему;
целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения;
при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющие у клиента ресурсы;
консультация проводится в конфиденциальной обстановке.
Суммируя все вышесказанные составляющие, можно дать следующие определение психологическому консультированию:
«психологическое консультирование - область практической психологии, цель которой заключается в оказании специалистом психологической помощи клиенту в ходе социально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения».
В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, выделяют индивидуальное консультирование, супружеское консультирование, семейное консультирование, профконсультирование, оргконсультирование
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика психологического консультирования……………….5
2. Психологическое консультирование. Структура. Модель психологического консультирования………………………………….………..6
3. Принципы психологического консультирования…………………….8
4. Организация процесса консультирования……………………………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.
Здесь
следует еще раз подчеркнуть
то, о чем упоминалось выше, —
в процессе консультирования важны
не столько схемы (хотя общее представление
и понимание хода консультирования
обязательны), сколько профессиональная
и человеческая компетенция консультанта.
Ее составляют многие элементы, речь о
которых пойдет ниже. Перечислим общие
правила и установки
Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.
В
процессе консультирования клиент и
консультант постоянно
Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
В
процессе консультирования чувство
безопасности клиента важнее, чем
требования консультанта. Таким образом,
в консультировании неуместно добиваться
цели любой ценой, не обращая внимания
на эмоциональное состояние
Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.
Не
следует ожидать
Компетентный
консультант знает уровень
Для
обозначения и концептуализации
каждой проблемы могут быть использованы
различные теоретические
Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.
Эффективное
консультирование — это процесс,
который выполняется вместе
с клиентом, но не вместо клиента.
Заключение
Возрастно-
Таким
образом, психологическое
В
отличие от других видов психологического
консультирования, предметом возрастно-
Список
использованной литературы
Информация о работе Принципы, организация возрастно психологического консультирования