Принципы, организация возрастно психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Целью психологического консультирования является психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф.Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т.е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».
Сферой воздействия в психологическом консультировании является психологическое здоровье (термин И.В. Дубровиной), т.е. психологические аспекты психического здоровья.
В психологическом консультировании воздействие осуществляет психолог, психолог-педагог или социальный работник.
В психологическом консультировании работа осуществляется со здоровыми, испытывающими трудности людьми, для разрешения той или иной критической ситуации.
Психологическое консультирование начинается с психологической поддержки подростков, т.к. они уже сами определяют запрос в психологической помощи.
Объектом психологического консультирования являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.
Предметом можно назвать процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта.
Теоретической основой психологического консультирования является психология развития, определяющая закономерности развития человека от рождения до старости.
Для целей психологического консультирования важны выделение и анализ таких событий, которые оказывают воздействие на психологическое здоровье человека, т.е. существенно меняют его в ту или иную сторону.
Исходя из вышеперечисленного, можно выделить основные «приметы» данного процесса:
психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;
данная помощь носит практический процессуальный характер;
оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
для её реализации необходимо наличие клиента;
присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
желание клиента решить данную проблему;
целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения;
при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющие у клиента ресурсы;
консультация проводится в конфиденциальной обстановке.
Суммируя все вышесказанные составляющие, можно дать следующие определение психологическому консультированию:
«психологическое консультирование - область практической психологии, цель которой заключается в оказании специалистом психологической помощи клиенту в ходе социально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения».
В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, выделяют индивидуальное консультирование, супружеское консультирование, семейное консультирование, профконсультирование, оргконсультирование

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Характеристика психологического консультирования……………….5

2. Психологическое консультирование. Структура. Модель психологического консультирования………………………………….………..6

3. Принципы психологического консультирования…………………….8

4. Организация процесса консультирования……………………………16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Принципы, организация возрастно психол. консультирования.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

     Эта модель, отражающая консультативный  процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко  не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку  в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

     Здесь следует еще раз подчеркнуть  то, о чем упоминалось выше, —  в процессе консультирования важны  не столько схемы (хотя общее представление  и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Ее составляют многие элементы, речь о  которых пойдет ниже. Перечислим общие  правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

     Не  бывает двух одинаковых клиентов и  ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте  уникальных человеческих жизней, то и  сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное  взаимодействие уникально и неповторимо.

     В процессе консультирования клиент и  консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом  консультировании нет статичных  ситуаций[1].

     Самым лучшим экспертом собственных проблем  является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение  его проблем. Видение собственных  проблем клиентом не менее, а может  быть, и более важно, нежели представление  о них консультанта.

     В процессе консультирования чувство  безопасности клиента важнее, чем  требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

     Стремясь  помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в  каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

     Не  следует ожидать непосредственного  эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение  проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся  вверх прямую; это процесс, в котором  заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует  многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются  успехом[9].

     Компетентный  консультант знает уровень своей  профессиональной квалификации и собственные  недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо  клиентов.

     Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

     Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант  должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

     Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Возрастно-психологическое  консультирование (синоним: психолого-педагогическое консультирование) [греч. pais (paidos) - дитя + agō - веду, воспитываю] - вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. Психолого-педагогическое консультирование  направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии - задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях оптимизации и коррекции.

     Таким образом, психологическое консультирование относится к виду психологической  помощи, в котором клиента метафорически  можно представить в виде оркестра, состоящем из некой жизненной  истории, личностных свойств, особенности  социальной ситуации прошлого, настоящего и возможного будущего, субъективно  воспринимаемых образов значимых близких, психологического затруднения, определяемого  им как проблема, а специалиста  в роли композитора-дирижёра, задача которого состоит в создании произведения под названием «Решение психологической  проблемы клиента N»

     В отличие от других видов психологического консультирования, предметом возрастно-психологического консультирования являются динамика и содержание психического развития человека (подростка) на каждой возрастной стадии развития, т.е. индивидуальные особенности возрастного развития. 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Алешина Ю. Е. Специфика психологического консультирования// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 1994. - №1. – С.22-33.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ./ Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
  3. Бассиюни К. Воспитание народоубийц. (Власть или зрелость. О принуждении к послушанию и стремлении к автономии) / Перевод с немецкого А.Д. Пономарева. – Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - 220 с.
  4. Бельская Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. – Обнинск: ИАТЭ, 1998. – 80 с.
  5. Бондаренко О. Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов// Журнал практического психолога. – 1998. - №7. – С. 54 – 58.
  6. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.
  7. Копьев А. Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения: Автореф. дис. …  канд. психол. наук. – М., 1991. –18 с.
  8. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. – М.: Академический проект, 1999. – 239 с.
  9. Мастеров Б. М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1998. –24 с.
  10. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. – 494 с.
  11. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
  12. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993.- 49 с.
  13. Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х томах. Том  3. Проза. – М.: Худож. лит., 1986. – 527 с.
  14. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.: Интор, 1997а. – 192 с.
  15. Смирнова Н.Л. Психологические особенности русской волшебной сказки// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики/ Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – С. 281 – 312.
  16. Столин В. В. Некоторые принципы психологического консультирования// Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. – М.: Отделение психологии и возрастной физиологии АПН СССР, 1981. – С. 58 – 65.
  17. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. Составитель – Михаил Папуш. Пер. с англ. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1995. – 302 с.
  18. Шабалина В. В. Методика группового психологического консультирования (группового каунслинга): Методические рекомендации для психологов, работающих в школе/ Санкт-Петербургский  государственный университет педагогического мастерства. Кафедра психологии. - СПб, 1998.-75 с.
  19. Юнг Карл Густав. Психология переноса. Статьи. Сборник. Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. – 304 с.

Информация о работе Принципы, организация возрастно психологического консультирования