Принципы, организация возрастно психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Целью психологического консультирования является психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф.Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т.е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».
Сферой воздействия в психологическом консультировании является психологическое здоровье (термин И.В. Дубровиной), т.е. психологические аспекты психического здоровья.
В психологическом консультировании воздействие осуществляет психолог, психолог-педагог или социальный работник.
В психологическом консультировании работа осуществляется со здоровыми, испытывающими трудности людьми, для разрешения той или иной критической ситуации.
Психологическое консультирование начинается с психологической поддержки подростков, т.к. они уже сами определяют запрос в психологической помощи.
Объектом психологического консультирования являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.
Предметом можно назвать процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта.
Теоретической основой психологического консультирования является психология развития, определяющая закономерности развития человека от рождения до старости.
Для целей психологического консультирования важны выделение и анализ таких событий, которые оказывают воздействие на психологическое здоровье человека, т.е. существенно меняют его в ту или иную сторону.
Исходя из вышеперечисленного, можно выделить основные «приметы» данного процесса:
психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;
данная помощь носит практический процессуальный характер;
оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
для её реализации необходимо наличие клиента;
присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
желание клиента решить данную проблему;
целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения;
при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющие у клиента ресурсы;
консультация проводится в конфиденциальной обстановке.
Суммируя все вышесказанные составляющие, можно дать следующие определение психологическому консультированию:
«психологическое консультирование - область практической психологии, цель которой заключается в оказании специалистом психологической помощи клиенту в ходе социально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения».
В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, выделяют индивидуальное консультирование, супружеское консультирование, семейное консультирование, профконсультирование, оргконсультирование

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Характеристика психологического консультирования……………….5

2. Психологическое консультирование. Структура. Модель психологического консультирования………………………………….………..6

3. Принципы психологического консультирования…………………….8

4. Организация процесса консультирования……………………………16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Принципы, организация возрастно психол. консультирования.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

       С доброжелательностью тесно  сплетается безоценочное отношение  к человеку. Это значит, что, общаясь  с человеком, мы не выдвигаем  по отношению к нему условий  ценности. Например, я бы тебя  уважал, если бы ты принадлежал  к той же политической, религиозной  ориентации, что и я, происходил  бы из благополучной семьи  (или наоборот), имел бы другой  цвет волос, глаз, форму носа, знал  бы иностранные языки и так  далее. Мы пытаемся понять, принять  и полюбить другого человека  таким, каков он есть, мы не  берем на себя роль воспитателя,  инженера человеческих душ, не  стремимся подогнать его под  некий симпатичный нам стандарт  человека. Мы благоговеем перед чудом непохожести, уникальности. Это не значит, что мы не имеем права в процессе консультирования стремиться к изменениям. Речь идет об ограничении себя относительно того личностного качества, которое так свойственно гражданам тоталитарных режимов – социальная роль идеолога, педагога на общественных началах. Суть этой личностной позиции можно было бы выразить следующим образом: «Меня уже переделали, теперь давай я тебя переделаю: через двадцать минут ты будешь абсолютно все понимать, избавишься от своих ничтожных проблем и будешь абсолютно счастливым, таким же, как я. Если же ты со мной не согласен, то ты мой враг, и я не хочу иметь с тобой ничего общего». По сути, здесь происходит игнорирование другого человека, упрощение его сущности, отрицание его уникальности, самостоятельного пути развития. Так готовят человека к роли солдата, послушного раба опытного манипулятора людьми, к роли механизма, но не к роли человека. Психолог не должен идти по такому пути. Призвание психолога-консультанта - скорее делать из солдат и механизмов людей, чем из людей делать солдат или наделенных сознанием механизмов. Практика показывает, что люди, как правило, разочаровываются, когда в психологической консультации вместо психолога они сталкиваются с идеологом-педагогом на общественных началах, объясняющим людям как  им надо жить. Такого рода помощи вокруг и так много. Интуитивно они ищут чего-то принципиально нового, того, что поможет им самим решить свои проблемы.

     Ориентация  на нормы и ценности клиента. Этот принцип означает, что психолог во время работы ориентируется не на социально принятые нормы и правила  и не на те нормы и ценности, которые  симпатичны ему лично, а на те жизненные  принципы и идеалы, носителем которых  является клиент. Он центрирован на клиенте, а не на своих правилах. Люди ценят свою автономию, уникальность и склонны противостоять попыткам, расправиться с этими свойствами своей природы. Если мы начнем «читать  мораль» клиенту, то человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым. Похоже, он так делал уже не раз, почему и защитил свою личностность, почему и не удовлетворили его советы окружающих, почему, собственно, он и пришел к нам, надеясь услышать нечто иное. Выстраивая работу с клиентом, мы должны исходить из его ценностей, из его принципов и идеалов. В предлагаемых вариантах улучшения жизни он должен видеть реализацию своих ценностей, своих желаний, своих представлений о правильном поведении в этом мире. На более поздних  этапах работы с клиентом, когда будет установлено доверие, психолог-консультант может сделать ценности и идеалы клиента объектом своего воздействия в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека. Естественно, что это предполагает уже высокую степень осознания клиентом того, что его нынешние ценности и идеалы на данном этапе его развития являются препятствием на пути его личностного роста и эффективного функционирования в окружающем мире.

     Осторожное  отношение к советам. Алешина  Ю.Е. формулирует этот принцип более  строго – как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:

     а) гарантированный совет другому  дать невозможно – жизнь каждого  уникальна и непредсказуема;

     б) советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что  не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению  к действительности – у клиента  формируется пассивное и поверхностное  отношение к происходящему;

     в) любые неудачи в реализации совета обычно приписываются  консультанту, как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию  клиентом своей роли в происходящих событиях [1].

     В дополнение к этому Столин В.В. [16] выдвигал в пользу отказа от конкретных рекомендаций в процессе психологического консультирования следующие аргументы:

     а) до прихода в психологическую  консультацию клиент имел гораздо более  времени для рационального осмысления своей ситуации, чем имеет психолог – на этом фоне совет психолога  чаще всего будет выглядеть как  скороспелый;

     б) хотя клиент и обращается в консультацию чаще всего за советом, он может неосознанно  бояться именно прямых советов, ведь принять такой совет значит, в  какой-то степени, признать себя некомпетентным в собственной жизни.

     Однако  другие авторы полагают, что в определенных случаях совет в психологическом  консультировании приемлем и оправдан. Так Копьев А.Ф. [7,с.16] считает, что, особенно на начальных этапах консультирования, допустимо советовать, так как это вполне органично жанровой природе разговора и избегание советов со стороны консультанта сделало бы общение искусственным. Совет может выступать здесь в роли:

     а) формы поддержки, сочувствия клиенту;

     б) формы наиболее удобной актуализации в сознании клиента нравственных норм;

     в) индикатора для обнаружения клиентом игнорируемых форм поведения.

     Самоукина Наталия Васильевна [14] полагает, что советовать в психологическом консультировании можно в случаях, если:

     а) клиент находится в кризисной, опасной  для его жизни ситуации и в  данный момент не способен принимать  решения;

     б) клиент закрыт для диалога, а его  действия наносят психологический  ущерб близким; совет психолога  в этом случае может быть изложен  в директивной форме, буквально  как предписание, рецепт;

     в) если клиент активен, действует и  нуждается только в квалифицированной  информации типа «как делать».

     Ошибкой Самоукина Н.В. считает стремление психолога-консультанта обязательно  дать полезный совет, поскольку совет  сбивает внимание клиента с анализа самого себя, закрывается движение клиента по пути к самому себе. Она полагает, что если клиент открыт для диалога, то следует воздерживаться от совета.

     Таким образом, мы видим, что психологи-консультанты пытаются в той или иной форме  ограничивать себя от дачи советов  и если все-таки приходится их давать, то они делают это сознательно, отслеживая психологический смысл данного  консультативного действия и соизмеряя  его результаты со своими консультативными целями. Они имеют четкое представление  о желательных и нежелательных  последствиях советов в психологическом  консультировании и регулируют свою деятельность по даче советов в соответствии с этими представлениями и  последствиями советов в каждом конкретном консультативном случае. Это мы и называем осторожным отношением к советам.

     Разграничение личных и профессиональных отношений. Здесь имеется в виду то, что  психологу-консультанту не рекомендуется  переходить с клиентом на дружественные  отношения и пытаться оказывать  профессиональную помощь своим друзьям  и близким. Это связано с явлениями  переноса и контрпереноса. Под переносом  здесь понимается склонность клиента  переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения  с ним свои отношения со значимыми  людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми  людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с  клиентом. Человеческие отношения находятся  под влиянием внутренних, личностных потребностей человека, которые он чаще всего не осознает, и которые  проявляются в феномене переноса. Установление тесных личных отношений  между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие  люди, начинают удовлетворять те или  иные эмоциональные потребности  и желания друг друга и консультант  уже не может сохранять объективную  и отстраненную позицию, необходимую  для эффективного разрешения проблем клиента. Крайним вариантом такой ситуации являются сексуальные отношения, которые несовместимы с консультированием. В такой ситуации консультирование лучше переадресовать другому консультанту. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может разрушить типичные формы межличностных отношений и отдалить людей друг от друга.

     Кочюнас Р.-А. Б. [8] обращает внимание на недопустимость сексуальных контактов с клиентами, так как консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации. У клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

     Включенность  клиента в процесс консультирования. Имеется в виду то, что клиент во время приема должен чувствовать  себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить  за тем, чтобы:

     а) развитие     разговора выглядело  для клиента логичным и понятным;

     б) чтобы клиенту было интересно.

     Алешина Ю.Е. в свое время сформулировала еще один принцип – Анонимность[1]. Имеется в виду, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Однако за последнее время выяснилось, что это правило может иметь исключения. Психолог в ряде случаев должен иметь право разглашать информацию, полученную от клиента, например, в случае угрозы жизни и здоровью кого-либо.  
 
 

     4. Организация процесса консультирования 

     Ни  одна из теоретических ориентаций или  школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую  модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической. Эта  системная модель, охватывающая шесть  тесно связанных между собой  стадий, отражает универсальные черты  психологического консультирования или  психотерапии любой ориентации.

     Исследование  проблем. На этой стадии консультант  устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать  клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам  и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и  фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение[].

     Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно  охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные  их аспекты. Уточнение проблем ведется  до тех пор, пока клиент и консультант  не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными  понятиями. Точное определение проблем  позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем  возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

     Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные  альтернативы решения проблем. Пользуясь  открытыми вопросами, консультант  побуждает клиента назвать все  возможные варианты, которые тот  считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих  решений. Во время беседы можно составить  письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

     Планирование. На этой стадии осуществляется критическая  оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей  готовности измениться. Составление  плана реалистичного решения  проблем должно также помочь клиенту  понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком  много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане  решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

     Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить  деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а  также с пониманием возможности  неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача  — еще не катастрофа и следует  продолжать реализовывать план решения  проблемы, связывая все действия с  конечной целью.

     Оценка  и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает  уровень достижения цели (степень  разрешения проблемы) и обобщает достигнутые  результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При  возникновении новых или глубоко  скрытых проблем необходим возврат  к предыдущим стадиям.

Информация о работе Принципы, организация возрастно психологического консультирования