Принципы, организация возрастно психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Целью психологического консультирования является психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф.Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т.е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».
Сферой воздействия в психологическом консультировании является психологическое здоровье (термин И.В. Дубровиной), т.е. психологические аспекты психического здоровья.
В психологическом консультировании воздействие осуществляет психолог, психолог-педагог или социальный работник.
В психологическом консультировании работа осуществляется со здоровыми, испытывающими трудности людьми, для разрешения той или иной критической ситуации.
Психологическое консультирование начинается с психологической поддержки подростков, т.к. они уже сами определяют запрос в психологической помощи.
Объектом психологического консультирования являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.
Предметом можно назвать процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта.
Теоретической основой психологического консультирования является психология развития, определяющая закономерности развития человека от рождения до старости.
Для целей психологического консультирования важны выделение и анализ таких событий, которые оказывают воздействие на психологическое здоровье человека, т.е. существенно меняют его в ту или иную сторону.
Исходя из вышеперечисленного, можно выделить основные «приметы» данного процесса:
психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;
данная помощь носит практический процессуальный характер;
оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию;
для её реализации необходимо наличие клиента;
присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или его ближайшим окружением как проблема;
желание клиента решить данную проблему;
целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения;
при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющие у клиента ресурсы;
консультация проводится в конфиденциальной обстановке.
Суммируя все вышесказанные составляющие, можно дать следующие определение психологическому консультированию:
«психологическое консультирование - область практической психологии, цель которой заключается в оказании специалистом психологической помощи клиенту в ходе социально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения».
В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, выделяют индивидуальное консультирование, супружеское консультирование, семейное консультирование, профконсультирование, оргконсультирование

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Характеристика психологического консультирования……………….5

2. Психологическое консультирование. Структура. Модель психологического консультирования………………………………….………..6

3. Принципы психологического консультирования…………………….8

4. Организация процесса консультирования……………………………16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Принципы, организация возрастно психол. консультирования.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

     1. Характеристика психологического  консультирования……………….5

     2. Психологическое консультирование. Структура. Модель психологического консультирования………………………………….………..6

     3.  Принципы психологического консультирования…………………….8

     4. Организация процесса консультирования……………………………16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Целью психологического консультирования является психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях.  При этом под критической ситуацией, согласно Ф.Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т.е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».

     Сферой  воздействия в психологическом консультировании является психологическое здоровье (термин И.В. Дубровиной), т.е. психологические аспекты психического здоровья.

     В психологическом консультировании воздействие осуществляет психолог, психолог-педагог или социальный работник.

     В психологическом консультировании работа осуществляется со здоровыми, испытывающими трудности людьми, для разрешения той или иной  критической ситуации.

     Психологическое консультирование начинается с психологической поддержки подростков, т.к. они уже сами определяют запрос в психологической помощи.

     Объектом психологического консультирования являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.

     Предметом  можно назвать процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта.

     Теоретической основой психологического консультирования является  психология развития, определяющая закономерности развития человека от рождения до старости.

     Для целей психологического консультирования важны выделение и анализ таких  событий, которые оказывают воздействие  на психологическое здоровье человека, т.е. существенно меняют его в  ту или иную сторону.

     Исходя  из вышеперечисленного, можно выделить основные «приметы» данного процесса:

     психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи;

     данная  помощь носит практический процессуальный характер;

     оказывается специалистом, имеющим соответствующую  квалификацию;

     для её реализации необходимо наличие клиента;

     присутствие в жизни клиента некого психологического дискомфорта, определяемого им или  его ближайшим окружением как  проблема;

     желание клиента решить данную проблему;

     целенаправленные  действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения;

     при оказании психологической помощи консультант  делает акцент на имеющие  у клиента  ресурсы;

     консультация  проводится в конфиденциальной обстановке.

     Суммируя  все вышесказанные составляющие, можно дать следующие определение  психологическому консультированию:

     «психологическое  консультирование - область практической психологии, цель которой заключается в оказании специалистом психологической помощи клиенту в ходе социально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её решения».

     В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической  помощью в консультации, выделяют индивидуальное консультирование, супружеское консультирование, семейное консультирование, профконсультирование, оргконсультирование  
 
 

     1. Характеристика психологического консультирования 

  • Консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;
  • консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста"
  • консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;
  • консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);
  • консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
  • в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;
  • консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

     Наиболее  частые ситуации обращения  клиентов за психологической  помощью

     Таблица 1

     Ситуации      Отношение клиента к проблеме
     Кризисная ситуация      не  знают, как поступить в данной ситуации

     знают, как решить проблему, но ищут поддержки

     «Хронический» тяжёлый период      не  знают, как поступить в данной ситуации

     знают, как решить проблему, но ищут поддержки

     исчерпаны ресурсы для самостоятельного решения  проблемы

     Состояние эмоционального срыва («последняя капля»)      не  знают, как поступить в данной ситуации
     Психологическое одиночество      стремление  к общению

     любопытство

     желание  «бросить вызов»

 

     В процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:

     изучить личность клиента;

     выявить суть проблемы;

     определить  наличие ресурсов у клиента для  решения проблемы;

     сформулировать  цель (как клиент поймёт, что проблема решена);

     создать совместно с  клиентом алгоритм достижения цели;

     добиться  осознания клиентом причин возникновения  данной проблемы;

     обучить клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;

     предоставить  информацию клиенту, в случае необходимости, о его личностных особенностях и  сути проблемы[4]. 
 

     2.    Психологическое  консультирование. Структура.  Модель психологического  консультирования 

     Любой процесс, возможно, представить в  виде последовательно сменяющих  друг друга этапов. Процесс психологического консультирования не является исключением.

     У каждого  из исследователей в данной области своё видение данного  вопроса. Однако в большинстве моментов их мнения совпадают, создавая упорядоченную  картину.

     Модель  процесса психологического консультирования

     Первый  этап. Начало работы. Включает в себя такие компоненты как встреча клиента, знакомство, установление контакта.

     Второй  этап. Сбор информации. Цель данного этапа заключается  в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении  ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.

     Третий  этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование планов действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

     Четвёртый этап. Реализация плана клиентом. Выполняется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.

     Каждому этапу консультирования соответствуют  определённые процедуры и техники, применение которых способствует максимальному  достижению успеха психологической  консультации. Под  процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приёмов ведения специалистом клиента, объединённые по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа. Каждой процедуре соответствуют определённые техники специальные приёмы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

     Одной из особенностей данной психологической  помощи является то, что консультант  имеет возможность заранее подготовиться  к встрече с клиентом.

     Подготовка  к встрече с  клиентом состоит  из ряда этапов.

     Этап 1. Составление предварительного представления о  клиенте и его  проблеме. Что необходимо для того, чтобы реализовать следующие этапы подготовки к консультации. Получить он их сможет из таких источников, как:

     Регистрационный журнал;

     Впечатление о клиенте сотрудника, производившего предварительную запись на приём (внешний  вид, голосовые характеристики);

     Сведения  о клиенте (если это не первый его  визит) из учётной карточки.

     Этап 2. Систематизация знаний по имеющейся проблеме. Просмотр литературы по данной проблеме, консультирование с коллегами, ознакомление с новыми исследованиями.

     Этап 3. Разработка плана  проведения консультации.

     Наличие плана может иметь и положительную  и отрицательную стороны. Необходимо внимательно следить за тем, что  происходит вокруг, меняя план, в  зависимости от меняющихся условий.

     Этап 4. Подбор психодиагностических средств, которые могут понадобиться в ходе консультирования[1].

     На  самом деле не принципиально, какой  именно структурной композиции консультативного процесса придерживается специалист. Но что действительно важно, так  это последовательное решение задач  и соблюдение интересов клиента. 
 

     3. Принципы психологического консультирования 

     Слово принцип происходит от латинского слова  principium – основа, начало. Под этим словом понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Принципы психологического консультирования суть правила этой работы, возникшие из опыта практической деятельности людей в этой области. В нашем описании принципов психологического консультирования мы будем придерживаться того порядка, который некогда задала Ю.Е. Алешина [1]:

     Доброжелательное  и безоценочное отношение к клиенту. В истории отдельной культуры или всего человеческого сообщества могут наступать такие времена, когда типичной формой отношения  одного человека к другому становится недоброжелательность. Недоброжелательность следует рассматривать как невротический  защитный механизм, возникающий у  человека в качестве реакции на попытку  оскорбить его, унизить, лишить человеческого  достоинства.

     Человек защищается от травмирующих переживаний, связанных с такого рода систематическими воздействиями, через идентификацию, отождествление себя, с обидчиком, агрессором, недоброжелателем. В результате он сам становится недоброжелателем, обидчиком, агрессором. Позиция недоброжелателя, обидчика, агрессора как бы узаконивается, признается единственно правильной. Подобного рода защитные механизмы  могут возникать в массовом масштабе в сообществах, которые переживают серьезные потрясения, когда требуется  максимальная концентрация усилий многих людей на одном. Уникальность, личностность человека как бы игнорируется, не замечается. На первый план выходит то, насколько  человек способен осуществлять некую  узкую функцию – роль солдата, исполнителя приказов. Отсюда недоброжелательность ко всему «не имеющему отношения  к делу», ко всему личностному, уникальному, субъективно важному как внутри себя, так и в других людях. В  условиях войны, стихийного бедствия такая  позиция может быть и оправдана. Но плохо, когда такой подход к  человеку закрепляется надолго. Плохо, если и после прекращения экстремальных  ситуаций, человек по-прежнему продолжает рассматриваться как средство, то есть в узко функциональном плане  – как рабочий, солдат, исполнитель. Ко всему человеческому в человеке принято относиться недоброжелательно. Смысл жизни человека в таком  случае как бы выхолащивается из жизни. Люди – хорошие защитники, солдаты, рабочие, инженеры, но они не живут в том смысле, в котором можно говорить о жизни людей. Их жизнь подобна жизни механизмов, пчел, муравьев. Они как бы отложили настоящую жизнь до лучших времен и, похоже, что эти времена вообще никогда для них не наступят. Хорошие солдаты, но плохие люди. К сожалению, эта болезнь чрезвычайно актуальна и для нашей страны. Еще А.С. Пушкин отмечал недоброжелательство как черту современного ему общества: «В народе выражается она насмешливостью, в высшем кругу невниманием и холодностию», - писал он [13]. Именно в этом он видел причину, почему иностранному дипломату так трудно  чувствовать себя в русском обществе. Доброжелательность – та атмосфера, в которую должен быть погружен клиент на приеме у психолога. Здесь важно личностное, то, что в иных отношениях высмеивается, игнорируется. Здесь серьезно относятся к тому, к чему в других местах серьезно не относятся. Здесь важно не внешнее – карьера, деньги, обязанности, а внутреннее – то самое, что в других случаях называют ерундой, от чего отмахиваются, чего боятся, чего предпочитают не замечать. На самом деле это -  не ерунда, это и есть самое важное, то, что составляет ткань жизни человека – его субъективное. Наоборот, карьера, деньги, престиж, рутинные повседневные обязанности, ограничивающие поле реальной душевной жизни человека, - это и есть ерунда, они мешают человеку решать его субъективные проблемы личностного роста.

Информация о работе Принципы, организация возрастно психологического консультирования