Примеры консультирования в школьной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования 3
1.1. Определение психологического консультирования 3
1.2. Цель, направления и задачи консультирования 5
1.3. Виды психологического консультирования 10
1.4. Разговорная психотерапия 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Индивидуальное консультирование 18
Консультирование 1 19
Консультирование 2 22
Консультирование 3 24
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

111.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Глава 2. Индивидуальное консультирование

Консультативная практика проводилась в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №67» города Новокузнецка в период с 26.09.2011 по 29.10.2011 г. В ходе практики было проведено 3 консультативные беседы с 3 учащимися.

Цель практики: освоение теоретических и практических основ психологического консультирования, отработка навыков ведения консультативной беседы.

Задачи:

  1. ознакомиться с особенностями работы психолога в данном учреждении;
  2. участвовать в процедуре психологической работы в учреждении данного типа: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;
  3. умение применять систему научно-исследовательских умений и навыков, собирать экспериментальные данные, уметь выдвигать гипотезы, отбирать индивидуальные способы и проводить исследования и анализировать данные
  4. умение планировать и проводить практическую работу, направленную на решение выявленных проблем
  5. формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения;

Задачи консультативных  бесед:

  1. Создать доверительные отношения с клиентом;
  2. Определить имеющуюся проблему;
  3. Оказание позитивного воздействия.

Продолжительность бесед составила в среднем 30 мин.

Этапы консультирования:

  1. Знакомство с клиентом и начало беседы
  2. Расспрос клиента, формулирование консультативных гипотез
  3. Проверка консультативных гипотез.
  4. Завершение беседы.

Общая характеристика клиента:

Ребенок опрятен, одет в строгий костюм, руки чистые, волосы причесаны, среднего роста. Учится в школе №67 с первого класса. Имеет хорошие оценки. Живет с мамой, папой и тремя сестрами. Иногда возникают драки с одноклассниками. В начале консультативной беседы был немного зажат, но по мере знакомства ребенок расслабился и спокойно отвечал на вопросы.

Консультация 1

Цель: проведение первичной консультации.

Задачи: знакомство, установление контакта.

Ход консультирования (30 минут):

Консультант: Здравствуй. Проходи, пожалуйста, присаживайся, где  тебе удобно (в комнате стоит стол, стулья, поставленные под углом 90 градусов, диван)

Клиент: хорошо (садится)

Консультант: Тебе удобно?

Клиент: Да

Консультант: Давай  с тобой познакомимся, меня зовут  Людмила Олеговна, а тебя? Как  к тебе обращаться? (установление контакта)

Клиент: Давайте, меня зовут Умед.

Консультант: Я  студентка и прохожу практику в твоей школе. Тебе уже говорили что мы будем делать? (разъяснение ситуации)

Клиент: Да, Светлана Геннадьевна (школьный психолог) сказала, что мы будем беседовать.

Консультант: Все о чем мы сейчас будем с тобой разговаривать, не вынесется за пределы этой комнаты. (разъяснение ситуации, установление контакта и вопросы далее)

Клиент: Хорошо.

Консультант: Умед, скажи пожалуйста, сколько тебе лет? (знакомство)

Клиент: 11 лет.

Консультант: В  каком классе ты учишься?

Клиент: В 4.

Консультант: Скажи, чем ты занимаешься в свободное  время от уроков? У тебя есть какие-нибудь увлечения?

Клиент: Я гуляю  с друзьями во дворе, люблю читать и физкультуру и смотреть передачи про спорт.

Консультант: Скажи, а у тебя есть друзья?

Клиент: Да, у  меня есть лучший друг в классе и  друзья во дворе.

Консультант: А  с девочками вы дружите?

Клиент: Нет, с  ними не интересно. (улыбается)

Консультант: А  какие у тебя любимые предметы в школе?

Клиент: Чтение, математика, русский язык и физкультура.

Консультант: Какие  оценки у тебя по предметам бывают ли тройки?

Клиент: У меня сейчас хорошие оценки, четыре и  пять, в первом классе только была тройка по чтению.

Консультант: Молодец, что исправил оценку по чтению и теперь этот предмет стал твоим любимым. (пример эмпатического слушания, помогает ребенку осознать, что психолог его слушает и понимает)

Клиент: Спасибо.

Консультант: А  где ты отдыхаешь летом? Был ли ты когда-нибудь в детских лагерях?

Клиент: Нет, я  не был в лагере никогда. Летом мы с семьей уезжаем отдыхать в Таджикистан к бабушке.

Консультант: Здорово! Тебе нравится там отдыхать?

Клиент: Да, мне  очень нравится.

Консультант: Расскажи о своей семье, с кем ты живешь? Есть ли у тебя братья и сестры?

Клиент: Я живу с мамой и папой и у меня 3 сестры (улыбается)

Консультант: Здорово, а сколько твоим сестренкам лет?

Клиент: Старшей 11 лет как и мне, а две другие еще совсем маленькие.

Консультант: Умед, у нас осталось 5 минут. Скажи как  ты себя чувствуешь, какое у тебя настроение?

Клиент: Хорошо, настроение у меня тоже хорошее.

Консультант: А  ты не против придти и еще раз  со мной побеседовать?

Клиент: Нет, не против.

Консультант: Тогда  на сегодня встреча закончена. До свидания, было приятно с тобой  познакомиться и поговорить. (завершение консультации)

Клиент: Спасибо. До свидания. 

Итоги: в ходе данного консультирования было проведено  знакомство и установлен контакт. 
 

Консультация 2

Цель: выявление проблемы.

Задачи: изучение проблемы (проверка гипотез), рекомендации.

Ход консультирования (30 минут):

Консультант: Здравствуй, Умед. Проходи, присаживайся.

Клиент: Здравствуйте. (проходит, занимает тот же стул)

Консультант: Как  у тебя дела? Как настроение? (установление контакта)

Клиент: Все хорошо.

Консультант: Умед, скажи, ты с первого класса учишься  в этой школе?

Клиент: Да.

Консультант: Тебе нравится учиться?

Клиент: Да, мне  очень нравится.

Консультант: Какие  у тебя отношения в классе? Не ругаешься с одноклассниками?

Клиент: Хорошие, но иногда дерусь с мальчиками из класса, но потом мы миримся.

Консультант: А  почему вы деретесь?

Клиент: Просто так, иногда кидаемся друг в друга портфелями.

Консультант: А  какие у вас отношения в  семье? (Гипотеза №1 безразличие или враждебность со стороны родителей)

Клиент: Хорошие

Консультант: Ты не ругаешься с родными? Любишь ли ты  сними общаться? (исследование проблемы)

Клиент: Нет, с  родными я не ругаюсь. Мне нравится общаться с родителями и сестрой  и проводить время вместе. (Гипотеза №1 не подтвердилась)

Консультант: А  ты занимаешься спортом?

Клиент: Нет  (вздыхает)

Консультант: Почему не занимаешься? А хотел бы?

Клиент: Я хочу ходить в секцию футбола в нашем  районе, но мне не разрешает папа. А когда дома играю в мяч, папа говорит, чтобы я прекратил. (Гипотеза №2 запрет на физическую активность со стороны родителей)

Консультант: А  почему твой папа запрещает ходить в секцию футбола?

Клиент: Она находится  далековато от нашего дома и папа волнуется.

Консультант: А  почему не разрешает играть дома?

Клиент: Сестренки  маленькие много спят и я им мешаю. (Гипотеза №2 подтвердилась)

Консультант: Скажи, а ты хочешь всё же начать играть в футбол? (формирование запроса клиента)

Клиент: Конечно!

Консультант: Тогда  попроси папу, чтобы он играл с  тобой в футбол во дворе дома, а не в самом доме, чтобы не шуметь и не мешать твоим сёстрам.

Клиент: Хорошо, я попробую.

Консультант: А ты знал, что секция футбола есть и в твоей школе?

Клиент: Нет, не знал.

Консультант: Ты можешь поговорить с папой и спросить разрешения записаться в секцию в  школе. Здесь ты будешь под присмотром учителей, и твой папа не будет волноваться, так как школа рядом с домом.

Клиент: Спасибо, я обязательно спрошу разрешения у папы! Я надеюсь, он мне разрешит!

Консультант: Я  думаю, твой папа не будет против.

Клиент: Надеюсь.

Консультант: Ну тогда давай мы с тобой завершим беседу. Скажи, какое у тебя сейчас настроение? (обратная связь)

Клиент: Хорошее  (улыбается)

Консультант: А  как ты себя чувствуешь?

Клиент: Тоже хорошо.

Консультант: Тогда  до встречи. Спасибо тебе за беседу!

Клиент: До свидания!

Консультант: До свидания! 

Итог: в ходе проведенной консультации была достигнута цель и решены задачи. Была выявлена и изучена проблема. Клиенту были даны рекомендации по ее устранению. Так же рекомендации были даны классному руководителю. 

Консультация 3

Цель: проведение завершающего этапа консультирования.

Задачи: обсуждение полученных результатов, подведение итогов консультирования, прощание с клиентом.

Ход консультирования (30 минут):

Консультант: Здравствуй, Умед. Проходи, присаживайся.

Клиент: Здравствуйте. (улыбается; проходит, садится в то же кресло)

Консультант: Как твои дела? Как настроение? (поддержание контакта)

Клиент: Хорошо все. И дела, и настроение.

Консультант: Уроки  уже закончились?

Клиент: Да.

Консультант: Расскажи, ты поговорил с папой? Спросил  ли ты разрешения ходить в секцию футбола  в школе?

Клиент: Да я поговорил с папой, и он разрешил мне записаться в секцию, мой лучший друг тоже будет ходить вместе со мной! (улыбается)

Консультант: А  как насчет того, чтобы вы с папой  играли во дворе в мяч?

Клиент: Папа согласился и когда у него выходным мы играем вместе, с нами еще играет моя сестра.

Консультант: Как  здорово, что ты теперь будешь заниматься своим любимым делом!

Клиент: Я очень  рад!

Консультант: Ты уже ходил на занятия футболом в школе?

Клиент: Да

Консультант: Познакомился с ребятами? Тебе нравится там?

Клиент: Да познакомился, мне очень все нравится.

Консультант: Это  замечательно!

Это была наша последняя  встреча, и я хочу пожелать тебе удачи  в учебе и в спорте!

Клиент: Спасибо  большое!

Консультант: Нам  пора прощаться, до свидания Умед!

Клиент: До свидания! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе 2

Информация о работе Примеры консультирования в школьной практике