Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа
Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.
Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования 3
1.1. Определение психологического консультирования 3
1.2. Цель, направления и задачи консультирования 5
1.3. Виды психологического консультирования 10
1.4. Разговорная психотерапия 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Индивидуальное консультирование 18
Консультирование 1 19
Консультирование 2 22
Консультирование 3 24
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 28
Глава 2. Индивидуальное консультирование
Консультативная практика проводилась в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №67» города Новокузнецка в период с 26.09.2011 по 29.10.2011 г. В ходе практики было проведено 3 консультативные беседы с 3 учащимися.
Цель практики: освоение теоретических и практических основ психологического консультирования, отработка навыков ведения консультативной беседы.
Задачи:
Задачи консультативных бесед:
Продолжительность бесед составила в среднем 30 мин.
Этапы консультирования:
Общая характеристика клиента:
Ребенок опрятен, одет в строгий костюм, руки чистые, волосы причесаны, среднего роста. Учится в школе №67 с первого класса. Имеет хорошие оценки. Живет с мамой, папой и тремя сестрами. Иногда возникают драки с одноклассниками. В начале консультативной беседы был немного зажат, но по мере знакомства ребенок расслабился и спокойно отвечал на вопросы.
Консультация 1
Цель: проведение первичной консультации.
Задачи: знакомство, установление контакта.
Ход консультирования (30 минут):
Консультант: Здравствуй. Проходи, пожалуйста, присаживайся, где тебе удобно (в комнате стоит стол, стулья, поставленные под углом 90 градусов, диван)
Клиент: хорошо (садится)
Консультант: Тебе удобно?
Клиент: Да
Консультант: Давай с тобой познакомимся, меня зовут Людмила Олеговна, а тебя? Как к тебе обращаться? (установление контакта)
Клиент: Давайте, меня зовут Умед.
Консультант: Я студентка и прохожу практику в твоей школе. Тебе уже говорили что мы будем делать? (разъяснение ситуации)
Клиент: Да, Светлана Геннадьевна (школьный психолог) сказала, что мы будем беседовать.
Консультант: Все о чем мы сейчас будем с тобой разговаривать, не вынесется за пределы этой комнаты. (разъяснение ситуации, установление контакта и вопросы далее)
Клиент: Хорошо.
Консультант: Умед, скажи пожалуйста, сколько тебе лет? (знакомство)
Клиент: 11 лет.
Консультант: В каком классе ты учишься?
Клиент: В 4.
Консультант: Скажи, чем ты занимаешься в свободное время от уроков? У тебя есть какие-нибудь увлечения?
Клиент: Я гуляю с друзьями во дворе, люблю читать и физкультуру и смотреть передачи про спорт.
Консультант: Скажи, а у тебя есть друзья?
Клиент: Да, у меня есть лучший друг в классе и друзья во дворе.
Консультант: А с девочками вы дружите?
Клиент: Нет, с ними не интересно. (улыбается)
Консультант: А какие у тебя любимые предметы в школе?
Клиент: Чтение, математика, русский язык и физкультура.
Консультант: Какие оценки у тебя по предметам бывают ли тройки?
Клиент: У меня сейчас хорошие оценки, четыре и пять, в первом классе только была тройка по чтению.
Консультант: Молодец, что исправил оценку по чтению и теперь этот предмет стал твоим любимым. (пример эмпатического слушания, помогает ребенку осознать, что психолог его слушает и понимает)
Клиент: Спасибо.
Консультант: А где ты отдыхаешь летом? Был ли ты когда-нибудь в детских лагерях?
Клиент: Нет, я не был в лагере никогда. Летом мы с семьей уезжаем отдыхать в Таджикистан к бабушке.
Консультант: Здорово! Тебе нравится там отдыхать?
Клиент: Да, мне очень нравится.
Консультант: Расскажи о своей семье, с кем ты живешь? Есть ли у тебя братья и сестры?
Клиент: Я живу с мамой и папой и у меня 3 сестры (улыбается)
Консультант: Здорово, а сколько твоим сестренкам лет?
Клиент: Старшей 11 лет как и мне, а две другие еще совсем маленькие.
Консультант: Умед, у нас осталось 5 минут. Скажи как ты себя чувствуешь, какое у тебя настроение?
Клиент: Хорошо, настроение у меня тоже хорошее.
Консультант: А ты не против придти и еще раз со мной побеседовать?
Клиент: Нет, не против.
Консультант: Тогда на сегодня встреча закончена. До свидания, было приятно с тобой познакомиться и поговорить. (завершение консультации)
Клиент: Спасибо.
До свидания.
Итоги: в ходе
данного консультирования было проведено
знакомство и установлен контакт.
Консультация 2
Цель: выявление проблемы.
Задачи: изучение проблемы (проверка гипотез), рекомендации.
Ход консультирования (30 минут):
Консультант: Здравствуй, Умед. Проходи, присаживайся.
Клиент: Здравствуйте. (проходит, занимает тот же стул)
Консультант: Как у тебя дела? Как настроение? (установление контакта)
Клиент: Все хорошо.
Консультант: Умед, скажи, ты с первого класса учишься в этой школе?
Клиент: Да.
Консультант: Тебе нравится учиться?
Клиент: Да, мне очень нравится.
Консультант: Какие у тебя отношения в классе? Не ругаешься с одноклассниками?
Клиент: Хорошие, но иногда дерусь с мальчиками из класса, но потом мы миримся.
Консультант: А почему вы деретесь?
Клиент: Просто так, иногда кидаемся друг в друга портфелями.
Консультант: А какие у вас отношения в семье? (Гипотеза №1 безразличие или враждебность со стороны родителей)
Клиент: Хорошие
Консультант: Ты не ругаешься с родными? Любишь ли ты сними общаться? (исследование проблемы)
Клиент: Нет, с родными я не ругаюсь. Мне нравится общаться с родителями и сестрой и проводить время вместе. (Гипотеза №1 не подтвердилась)
Консультант: А ты занимаешься спортом?
Клиент: Нет (вздыхает)
Консультант: Почему не занимаешься? А хотел бы?
Клиент: Я хочу ходить в секцию футбола в нашем районе, но мне не разрешает папа. А когда дома играю в мяч, папа говорит, чтобы я прекратил. (Гипотеза №2 запрет на физическую активность со стороны родителей)
Консультант: А почему твой папа запрещает ходить в секцию футбола?
Клиент: Она находится далековато от нашего дома и папа волнуется.
Консультант: А почему не разрешает играть дома?
Клиент: Сестренки маленькие много спят и я им мешаю. (Гипотеза №2 подтвердилась)
Консультант: Скажи, а ты хочешь всё же начать играть в футбол? (формирование запроса клиента)
Клиент: Конечно!
Консультант: Тогда попроси папу, чтобы он играл с тобой в футбол во дворе дома, а не в самом доме, чтобы не шуметь и не мешать твоим сёстрам.
Клиент: Хорошо, я попробую.
Консультант: А ты знал, что секция футбола есть и в твоей школе?
Клиент: Нет, не знал.
Консультант: Ты можешь поговорить с папой и спросить разрешения записаться в секцию в школе. Здесь ты будешь под присмотром учителей, и твой папа не будет волноваться, так как школа рядом с домом.
Клиент: Спасибо, я обязательно спрошу разрешения у папы! Я надеюсь, он мне разрешит!
Консультант: Я думаю, твой папа не будет против.
Клиент: Надеюсь.
Консультант: Ну тогда давай мы с тобой завершим беседу. Скажи, какое у тебя сейчас настроение? (обратная связь)
Клиент: Хорошее (улыбается)
Консультант: А как ты себя чувствуешь?
Клиент: Тоже хорошо.
Консультант: Тогда до встречи. Спасибо тебе за беседу!
Клиент: До свидания!
Консультант: До
свидания!
Итог: в ходе
проведенной консультации была достигнута
цель и решены задачи. Была выявлена и
изучена проблема. Клиенту были даны рекомендации
по ее устранению. Так же рекомендации
были даны классному руководителю.
Консультация 3
Цель: проведение завершающего этапа консультирования.
Задачи: обсуждение полученных результатов, подведение итогов консультирования, прощание с клиентом.
Ход консультирования (30 минут):
Консультант: Здравствуй, Умед. Проходи, присаживайся.
Клиент: Здравствуйте. (улыбается; проходит, садится в то же кресло)
Консультант: Как твои дела? Как настроение? (поддержание контакта)
Клиент: Хорошо все. И дела, и настроение.
Консультант: Уроки уже закончились?
Клиент: Да.
Консультант: Расскажи, ты поговорил с папой? Спросил ли ты разрешения ходить в секцию футбола в школе?
Клиент: Да я поговорил с папой, и он разрешил мне записаться в секцию, мой лучший друг тоже будет ходить вместе со мной! (улыбается)
Консультант: А как насчет того, чтобы вы с папой играли во дворе в мяч?
Клиент: Папа согласился и когда у него выходным мы играем вместе, с нами еще играет моя сестра.
Консультант: Как здорово, что ты теперь будешь заниматься своим любимым делом!
Клиент: Я очень рад!
Консультант: Ты уже ходил на занятия футболом в школе?
Клиент: Да
Консультант: Познакомился с ребятами? Тебе нравится там?
Клиент: Да познакомился, мне очень все нравится.
Консультант: Это замечательно!
Это была наша последняя встреча, и я хочу пожелать тебе удачи в учебе и в спорте!
Клиент: Спасибо большое!
Консультант: Нам пора прощаться, до свидания Умед!
Клиент: До свидания!
Информация о работе Примеры консультирования в школьной практике