Приёмы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Проблема работы выделить основные психологические средства, позволяющие обеспечить эффективность общения.
Предметом данной работы является эффективность общения и методы преодоления коммуникативных барьеров.
Объектом - средства эффективной коммуникативной деятельности.
Цель работы - определить средства эффективного общения.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1.Исследование проблемы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров.

1.1.Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 5
1.2. Специфика как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 6
1.3. Коммуникативные барьеры 15
ГЛАВА 2. Практические приемы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров. 17
2.1.Приемы преодоления коммуникативных барьеров 17
2.2Факторы, влияющие на эффективность общения. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-чистовик.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

          Другой путь к пониманию половых различий в выборе дистанции — изучение того, как пол другого человека влияет на устанавливаемое расстояние (предыдущая дискуссия касается только влияния собственного пола).

          Исследования весьма убедительно показали, что люди подходят к женщинам ближе, чем к мужчинам, и это остается верным вне зависимости от методики.

          Если сложить эффекты собственного пола и пола собеседника, получится, что пары «женщина-женщина» взаимодействуют на наиболее близком расстоянии, а пары «мужчина-мужчина» самом удаленном, в то время как разнополые пары общаются на средних дистанциях. Этот паттерн часто упоминается в наблюдениях.

          Возраст, так же влияет на эффективность общения. Если дистанция отражает то, насколько комфортно мы чувствуем себя с собеседником, логично предположить, что с людьми нашей возрастной группы мы будем

 взаимодействовать с более близкого расстояния. Разумеется, исключениями будут глубокие старики и очень маленькие дети, общаться с которыми (по разным причинам) зачастую необходимо на более близком расстоянии. Как правило, дистанция общения постепенно растет с шести лет до раннего подросткового возраста, затем устанавливаются взрослые нормы. Кроме этого, взрослые склонны возлагать на старших детей ответственность за понимание этих норм. Когда пятилетний ребенок вторгается в личное пространство людей, стоящих в очереди в кинотеатр, он воспринимается позитивно, но если ребенку уже 10 лет, он столкнется с негативной реакцией. Очевидно, что эти реакции зависят от коммуникационного контекста, но, по данным наблюдения, взрослые считают, что к 10 годам ребенок должен научиться «взрослым» нормам дистанций общения. Дети способны анализировать значение дистанции использовать это в своем повседневном поведении.

          Этнокультурная принадлежность - это третий фактор эффективности общения.

          Фольклорные произведения и выводы отдельных авторов свидетельствуют о том, что в культурах с другими нормами и потребностями могут наблюдаться совсем другие дистанции общении.

          Если представители одной нации, например японцы, привычны к перенаселенности, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию. У каждого народа существуют свои обычаи  устанавливать и поддерживать контакты на определенном расстоянии. Эти нормы усваиваются каждым новым поколением.

          Уотсон (Watson, 1970) описал множество наблюдений за представителями «контактных» и «неконтактных» групп. Контактными называют собеседников, которые располагаются по отношению друг к другу фронтально, общаются с более близкого расстояния, чаще прикасаются друг к другу и встречаются взглядами, а говорят громче. Контактными группами в наблюдениях Уотсона были арабы, латиноамериканцы и жители южной Европы. К неконтактным группам относились азиаты, индийцы и пакт танцы, жители Северной Европы и Соединенных Штатов.

          Эти различия подтвердили многие исследования, в ходе которых сравнивались контактные и неконтактные культуры. Однако есть и противоположные данные.

          Влияние взаимоотношений между собеседниками, тема разговора, эмоции и другие факторы могут смещать нормы дистанции у многих народов.

          Поскольку нормы дистанций общения изучены, разумно предположить, что люди (независимо от цвета кожи или этнического наследия), живущие по соседству, будут иметь одинаковые представления об удобной дистанции для взаимодействия по сравнению с теми, кто вырос в различных частях города, штата или страны.

          Немаловажным при оценке эффективности общения является тема разговора.

          Эриксон (Erikson, 1975) решил выяснить, были ли изменения расстояния (приближение или удаление) связаны с какими-то еще параметрами диалога. Изучая сопутствующее беседе поведение, он выявил, что изменения расстояния могут отмечать важные части разговора (например, начало, окончание и изменение темы). Личные темы могут требовать для разговора меньшей дистанции, если другие факторы, не относящиеся к личным, не нейтрализуют этого.

           Проводились эксперименты, которые демонстрировали, как исходное отношение к одной и той же теме может влиять на расстояние при общении. Студентам, заходившим в комнату, давался отрицательный комментарий («У вас плохие оценки, что совсем не старались?»), похвала («Вы учитесь очень хорошо и преподаватель хочет особо поговорить с вами»), или нейтральный комментарий («Преподавателя интересуют ваши впечатления о вводном курсе»). Студенты, которым дали отрицательный комментарий, сидели от экспериментатора дальше всего, а те, кого похвалили, — ближе всего. Получив негативную оценку, люди склонны устанавливать большую дистанцию, чем в общении с этим же человеком до того, как их обидели, особенно если обидчик был воспринят как человек более высокого статуса. Независимо от темы, сближенность собеседников может приводить к сокращению времени разговора.

          Обстановка, в которой происходит общения, так же влияет на него эффективность. Очевидно, что социальные установки обусловливают большие различия в том, как далеко мы стоим от собеседников. Группа гостей на вечеринке с коктейлями требует иных дистанции, чем уютный вечер в гостиной с супругом или другим близким человеком. На расстояние в общении влияют освещение, температура, шум и наличие свободного места. Некоторые авторы выдвинули гипотезу, что по мере увеличения размера комнаты люди склонны сидеть ближе друг к другу. Шумные городские улицы могут побудить стоять друг к другу ближе, чем при общении внутри здания. И если обстановка воспринимается как формальная или незнакомая, можно предположить, что от незнакомых людей собеседники будут держаться подальше, а к знакомым поближе.

          Физические характеристики собеседников, еще один из параметров, которые следует указать как фактор эффективности общения. Выбор дистанции зависит от роста собеседника. Независимо от пола, люди небольшого роста общаются с меньшей дистанции, чем более высокие. Когда собеседники разного роста, устанавливается такое расстояние, при котором хорошо видны лица. Также очевидно, что тучные люди соблюдают при взаимодействии большую дистанцию.

          Серия исследований, проведенных Клеком (Kleck, 1969) показала, что люди, общаясь с инвалидами, выбирают большую начальную дистанцию общения, чем при общении с обычными людьми, но эта дистанция уменьшается по ходу диалога. Подобные результаты были получены при общении с людьми, которых считали эпилептиками, и с людьми, имевшими изъяны на лице (шрамы и большие родимые пятна). Клек особо отметил, что когда люди с физическими недостатками ожидают, что другие будут вести себя отстраненно, они готовят себя к таким реакциям и тем самым увеличивают вероятность этого поведения.

          В ходе некоторых экспериментов выяснилось, что эмоциональный и оценочный настрой напрямую могут определять эффективность общения. Например, испытуемому сообщалось, тот, с кем ему предстояло общаться, настроен «дружелюбно» или «враждебно». Неудивительно, что при взаимодействии с «враждебно настроенным» человеком были выбраны большие расстояния.

          Аналогично в ситуациях, когда испытуемых просили дружелюбно поговорить с кем-то, они выбирали более близкие расстояния, чем, если было необходимо «дать ему понять, что он вам несимпатичен». Изменения в нашем эмоциональном состоянии могут иногда приводить к большим различиям в том, как близко или далеко мы хотим быть от других, сравним, например, состояние депрессии или усталости с состоянием чрезвычайного волнения или радости. Так, было выяснено в ходе исследований что, люди, выбирающие более близкие расстояния, часто кажутся настроенными более тепло, более чуткими, расположенными и понимающими.

          Стремясь завоевать одобрение других людей, мы уменьшаем дистанцию общения—в противоположность случаям, когда мы почему-либо намерены избежать одобрения. Женщины, ждущие похвалы, поддерживали дистанцию в среднем 1,4м,а если они стремились избежать лести, расстояние составляло 2,4м. Когда расстояние было зафиксировано на уровне полутора метров, поведение ищущих одобрения было скомпенсировано тем, что они больше улыбались и больше жестикулировали.

          Характер взаимоотношений собеседников можно увидеть и в пространственном расположении партнеров по общению. В различных работах неоднократно доказывалось и то, что дистанция общения изменяется в зависимости от отношений между собеседниками. Незнакомые люди начинают беседу на большем расстоянии, чем знакомые, а знакомые — немного дальше, чем друзья.

          При изучении 108 супружеских пар мужей просили идти к женам и остановиться на расстоянии, которое они считают удобным для беседы. Чем меньше мужья были удовлетворены браком, тем больше было это расстояние. Дошкольники также оказались способны использовать расстояние как критерий для определения симпатии или антипатии.

          Подобно взрослым, дети держатся на большом расстоянии с незнакомыми взрослыми, недружелюбными или угрожающими людьми, учителями и людьми эндоморфного типа сложения.

          Эти и другие наблюдения свидетельствуют о том, что чем ближе отношения, тем короче дистанция при беседе. Однако очевидно, что мы ожидаем, что ближе определенной точки никто к нам не подойдет независимо от близости отношений. И даже очень близкие люди не всегда будут взаимодействовать с нами на минимальных расстояниях из-за колебаний их отношения к нам и других факторов, влияющих на изменение расстояния.

          Среди последних факторов влияния пространственного расположения партнеров по общению на его эффективность можно указать черты личности. О влиянии интроверсии и экстраверсии на пространственные отношения было написано много. Утверждать что-либо категорически нельзя, но в целом, очевидно, что интровертам присуща тенденция стоять дальше экстравертов. Другие исследователи утверждают, что тревожные люди поддерживают большую дистанцию, а более близкие расстояния характерны для людей с высокой самодостаточностью, имеющих потребность в общении и не склонных к авторитаризму Люди с различными личностными отклонениями могут продемонстрировать в экспериментах ненормальное пространственное поведение: располагаться при общении слишком далеко или слишком близко.

          Подведем некоторые итоги по изучению факторов, влияющих на общение между собеседниками. Пространственное поведение человека во многом связано с потребностью забронировать и удержать территорию. Территориальное поведение может быть полезным при управлении плотностью и регулировании социального взаимодействия; однако оно может и привести к конфликту, если границы оспариваются или нарушаются.

          При изучении территориального поведения в диалоге было выявлено множество вариантов концептуализации и оценки этого поведения. Сделать однозначные выводы не удается. Известно, что каждый из нас, общаясь с другими, стремится занять комфортную дистанцию, которая меняется в зависимости от возраста, пола, культурных и этнических установок, обстановки, эмоций, темы разговора, физических характеристик, личностных особенностей и наших взаимоотношений с другим человеком. Мы знаем и то, что дистанция по ходу общения изменяется. 
 

                                               

                                                    Заключение

          Анализируя процесс общения, мы  убедились, что общение - это  коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами,  под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией. Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво.

          Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана — при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдержали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль.

          Например, тяжело изложенная, но нужная информация не воспринимается или воспринимается с искажениями, неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Разрешить это противоречие позволяет знание социально-психологических особенностей перечисленных барьеров и способов их преодоления.

          Уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями). Эту тему очень важно поднимать в рабочих коллективах, так как при хотя бы частичном решении этой проблемы можно существенно повысить уровень развития  любой организации.                                                                                                       
 

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Список  литературы    

1.Андреева  Г.М. «Социальная психология», М., 2001

2.Берн  Э. «Игры, в которые играют  люди. Люди, которые играют в игры», М., 2000

3.Глушакова Т.Н. «Ты – Я. Взаимодействие», М., 1994

4.Джерелиевская М.А. «Установки коммуникативного поведения», М., 2000

Информация о работе Приёмы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров