Приёмы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Проблема работы выделить основные психологические средства, позволяющие обеспечить эффективность общения.
Предметом данной работы является эффективность общения и методы преодоления коммуникативных барьеров.
Объектом - средства эффективной коммуникативной деятельности.
Цель работы - определить средства эффективного общения.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1.Исследование проблемы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров.

1.1.Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 5
1.2. Специфика как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 6
1.3. Коммуникативные барьеры 15
ГЛАВА 2. Практические приемы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров. 17
2.1.Приемы преодоления коммуникативных барьеров 17
2.2Факторы, влияющие на эффективность общения. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-чистовик.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

              

                                                   Содержание

Введение                                                                                                                 3                                                                                                     

ГЛАВА 1.Исследование проблемы повышения эффективности общения и          преодоления коммуникативных барьеров.   

                                                                                      

1.1.Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)              5

1.2. Специфика как взаимодействие (интерактивная сторона общения)         6

1.3. Коммуникативные  барьеры                                                                          15

ГЛАВА 2. Практические приемы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров.                                                    17

2.1.Приемы  преодоления коммуникативных барьеров                                     17

2.2Факторы, влияющие на эффективность общения.                                      23  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                          28 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ              29

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение      

         Эта тема курсовой работы была выбрана мной в связи с ее большой актуальностью в настоящее время, поэтому захотелось изучить ее подробней. Человек - "существо социальное". Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не и иначе как через взаимодействие, общение – контактное, опосредованное или воображаемое. 
          В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Можно сказать, что каждый человек, в той или иной мере, практический психолог по межличностным отношениям. Но, к сожалению, не всегда все мы делаем так, как необходимо.

          Проблема работы выделить основные психологические средства, позволяющие обеспечить эффективность общения. 
         Предметом данной работы является эффективность общения и методы преодоления коммуникативных барьеров.    
          Объектом - средства эффективной коммуникативной деятельности. 
          Цель работы - определить средства эффективного общения. 
          Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:                             

        -осуществить теоретико-методологический анализ проблеме эффективных средств общения.

        -выделить средства осуществления эффективной коммуникативной деятельности. 
          Гипотеза - для эффективного общения необходимо уметь говорить и преподносить себя, уметь слушать и знать средства невербальной коммуникации.  
          Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л.Рубинштейн, писал: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению". 
         Вопросы о том, как именно происходит это "беглое чтение" другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают и перед каждым из нас. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но его основ, истоков, движущих сил, механизмов. Поэтому имеет смысл, прежде чем знакомиться с результатами научных исследований, посвященных этим проблемам, попробовать ясно сформулировать свои вопросы, ответы на которые и предстоит нам найти. Для этого необходимо описать в общих чертах то, что стоит для нас за словами “восприятие и понимание другого в общении”.
 
 
 

          

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     

  Глава 1. Исследование проблемы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров.

            1.1.Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 

            Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

            Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок, как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

            Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие "общение" употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией).

            Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

           В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать "обмен действиями", спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида "планами, созревшими в голове другого", которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, "по поводу" ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т. е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

     Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена, информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован.                                                                                     Различают три основных стиля   действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: "Как дела?" отвечать "Прекрасно!", как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать "по существу", притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия. Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше.

          Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема.

          При использовании каждого стиля применяются разные приемы самоподачи - от стремления понравиться до запугивания. Нельзя однозначно сказать , какой из названных стилей хорошо или плох: в разных ситуациях и при различных позициях участников взаимодействия возможны разнообразные комбинации стилей поведения .Самым же главным для эффективного взаимодействия остается адекватное согласование всех трех компонентов –позиции ,ситуации и стиля.

         Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

          1.2. Специфика коммуникативного процесса между людьми.

       Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать все процессы человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту , здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

          Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Информация о работе Приёмы повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров