Причины возникновения коммуникативных барьеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.

В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы не совершать ошибок, необходимо изучать психологические особенности своих партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов. Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Содержание

Введение………………………………………………………………. ..3
Барьеры коммуникации……………………………………………….. 4
Основные подходы психологии в изучении общения……………… .5
Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении………………………………………………………………... 6
Заключение……………………………………………………………. 13
Список литературы…………………………………………………… 14

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по пси управления.docx

— 32.03 Кб (Скачать)

     За  любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их — значит понять человека. А легко ли понять, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Ибо, чтобы продолжить деятельность, не встречающую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внешне благородную мотивировку, в которую со временем сами подчас начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и консерватор», а в действительности потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, т. к. у меня нет математических способностей» (а фактически нет желания и интереса).

     Мотивы  поведения человека и цели поведения  могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, К чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

     Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

     1) с возникновением потребности,  нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

     2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;

     3) реализуется энергетический компонент  мотива в реальных поступках.

     Мотив может быть неосознанным, если осознание  потребности не вполне соответствует  подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

     Влечение  — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

     Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

     Прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать именно так, а не иначе, т. е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность разная у разных людей. Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

     Воспитание  и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, К формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки:

     «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок  получает эталоны, установки «доброго - злого, красивого - безобразного, хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

     Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена на:

     1) личность самого собеседника  (если бы то же самое говорил  кто-то .другой, это бы воспринималось  совсем иначе),

     2) на суть беседы («не могу в  это поверить», «так говорить недопустимо»),

     3) на обстоятельства разговора  («сейчас не время и здесь  не место для подобных обсуждений»).

     Если  вы считаете, что, то или иное ваше предложение  может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную  установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

     Фрустрациоиные  состояния, возникающие в результате фрустраций  могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация, самообвинение). Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к. определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели:

     1) нехватка внешних средств или  внутренних способностей для  достижения цели;

     2) потери и лишения, которые исправить  невозможно (например, сгорел дом,  умер любимый человек);

     3) конфликты (внешние конфликты  с какими-то людьми, которые не  дают возможности человеку достичь  желаемой цели, либо внутренние  конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели). Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия.

     Заключение

     В современной науке об общении  столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий  и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форм и механизмов общения.

     Взаимодействие (интеракция) опосредованно общением. Благодаря общению люди могут  вступать во взаимодействие. Иначе, взаимодействие, интеракция – это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации. Что касается общения, то это один из факторов интеракции или, если быть более точным, - совокупность таких  факторов. Эти факторы становятся коммуникативными, когда они используются в ситуациях взаимодействия.

     Что касается деятельности, то она является тем, в чем актуализуется общественное отношение, психологическим содержанием  процесса общения; в этом и только в этом смысле можно разграничивать общение и взаимодействие, то есть интеракцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.
  2. Сенько Т.В. Психология взаимодействия: Часть вторая: Диагностика и коррекция личностного поведения. – Мн.: Карандашев, 1998. – 272 с.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко.- Ростов – на – Дону: «Феникс», 1999. -576с.
  4. Современный психологический словарь / под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРО – ЗНАК, 2006. – 490 с.
  5. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва, 1999. – 365 с.
  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
  7. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983, – 272 с.

Информация о работе Причины возникновения коммуникативных барьеров