Причины возникновения агрессии у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть причины возникновения агрессии у подростков.
Задачи:
рассмотреть понятие агрессии;
охарактеризовать основные виды и формы агрессии;
охарактеризовать причины возникновения агрессии у подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Агрессия как предмет психологического исследования 5
1.1 Понятие агрессии в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Виды и формы агрессии 9
Глава 2. Характеристика причин возникновения агрессии у подростков 15
2.1 Физиологические причины подростковой агрессии 15
2.2 Психологические причины агрессии у подростков 17
2.3 Социальные причины агрессии у подростков 20
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

4261Курсовая_1.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     Одним из личностных новообразований подросткового  возраста является чувство взрослости. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

     Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Первичной и примитивной формой обретения взрослости становится подражание наиболее типичным и «модным» образцам, эталонам феминности или маскулинности, в зависимости от пола подростка. Подросток стремится одеваться и вести себя так же, как избранный идеал, однако объективно он не получает того, что, по его мнению должно сопровождать взрослую жизнь: свободы и независимости, возможности поступать как хочется. Данное противоречие и является основной психологической причиной подростковой агрессии и постепенно теряет свою актуальность лишь к концу подросткового периода, с обретением фактической возможности совершать взрослые поступки: самоопределяться в профессии, принимать решение о своем будущем и т.д.

     Формирование  чувства взрослости обуславливает  необходимость переосмысления отношения  подростка с миром, отношение  к привычным нормам. Отрицание значимости декларируемых миром взрослых социальных норм, свойственное в той или иной степени подросткам, поиск нового идеала, отвечающего их нередко черно-белому миропониманию, автоматически заставляет их агрессивно реагировать на любые попытки нормирования поведения. Именно поэтому, оказываясь в ситуации социального взаимодействия, дезориентированный подросток нередко демонстрирует агрессивное поведение.

        

     Таким образом, психологической основой  подростковой агрессивности является конфликт между формирующимся чувством взрослости, объективными условиями развития подростка и способами достижения «взрослости», которые нередко представляют собой конфликты с «угнетателями свобод», родителями и учителями.

     Отметим, что данный конфликт протекает на фоне выраженной эмоциональности, слабости процессов самоконтроля, неустойчивости системы мотивации и характера.

     Основной  конфликт возраста и общая нестабильность личности подростка обуславливает  агрессивность, которая нередко  представляет собой неадекватный способ самопрезентации или самозащиты. 

    2.3 Социальные причины  агрессии у подростков 

     Помимо  физиологических и психологических  причин, следует учитывать, что агрессия подростков обусловлена и целым  рядом социальных факторов.

     Социальные  причины агрессивного поведения представляют собой специфическое сочетание условий социальной ситуации развития человека.

     Все исследователи указывают на то, что  наиболее значимым по сравнению с  указанными выше факторами является фактор семейного воспитания. К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся следующие:

  • нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи»);
  • нарушения супружеских взаимоотношений (частые конфликты, измены, развод и т.д.);
  • жестокое обращение, насилие в семье;
  • безнадзорность, невнимание родителей к ребенку;
  • низкий социальный статус семьи;
  • асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи;
  • психические заболевания родителей;
  • хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

     По результатам экспертных опросов, более половины российских специалистов (65,3%), работающих с детьми, склонны объяснять рост агрессивного поведения среди современных подростков отсутствием заботы со стороны родителей, и только 12,2% - бедностью семьи18. Согласно исследованиям у 63,1 % родителей существуют проблемы принятия ребенка таким, какой он есть, что является нарушением эмоционального компонента отношений. Высокие показатели и по затруднениям восприятия ребенка на когнитивном уровне (49,3%) и затруднения по форме и направленности контроля за поведением ребенка (27,9%).

     В работах зарубежных и отечественных  исследователей О.И. Захаровой, О.Б. Насоновой, Т.С. Яценко и др. показана зависимость формирования личности ребенка от стиля семейного воспитания, от отношений между родителями и детьми. Характер семейных отношений влияет не только на актуальное развитие ребенка, на ощущение безопасности, собственной ценности и компетентности, но и на социальное поведение. Проанализировав различные стили воспитания, авторитарный, демократический, либеральный, исследователи делают вывод, что наиболее опасным является либеральный (попустительский, поскольку он часто сочетается с нарушением эмоциональных отношений с ребенком, отвержением, что провоцирует непонимание, обиду и агрессию в подростковом возрасте. 

     Т.М. Титаренко и Л.Н. Таран19 указывают на то, что отношение к ребенку имеет особое значение во время возрастных кризисов развития, в частности, в подростковый период. В этот период ребенок испытывает определенные трудности, связанные с формированием основных новообразований возраста, со сменой его социальной позиции. Эти трудности касаются не только ребенка, но и всех членов семьи. В данной ситуации характер семейного воспитания, воспитательная позиция родителей могут существенно облегчить или затруднить процесс адаптации ребенка к новому социальному окружению. Неумение родителей наладить собственные семейные отношения, конфликты в семье обуславливают агрессивные проявления подростка.

     Кроме того, следует отметить, что большое  значение имеет и школьная дезадаптация как фактор агрессии в подростковом возрасте. К основным затруднениям в школьном обучении, провоцирующим агрессивное поведение подростков, можно отнести следующие:

  • отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность;
  • неудовлетворительная организация внеклассной работы;
  • отсутствие детских организаций в школе.
  • профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии;
  • авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «ученик — учитель»;
  • необъективный подход к оценке знаний учащихся, навешивание ярлыков;
  • подавление учителями личности ученика (угрозы, оскорбления и др.);
  • низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

     Наконец, значимым представляется и влияние  группы сверстников, как наиболее значимой социальной группы в подростковом возрасте.

     Г. Кэплан, Р. Джонсон, К. Бэйли20 на основе проведенных исследований отмечают, что наличие девиантной подростковой группы облегчает совершение агрессивных действий, если личность к ним внутренне готова, обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях и уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление склонностей к агрессивному поведению.

     И.С.Кон21, описывая влияние девиантных сверстников на формирование агрессивного поведения подростка, отмечает, что здесь образуется порочный круг. Агрессивные проявления увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения. Совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т. д. Вместе с тем эти агрессивные, девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, агрессивные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения чрезмерно агрессивного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению агрессивного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы.

     Наконец, необходимо отметить более широкий  круг причин, связанный с влиянием мезо- и мега-факторов социализации.

     В частности, имеют процессы, происходящие на уровне мезо-факторов социализации (по классификации А.В.Мудрика). К ним можно отнести22:

  • отсутствует ясная позитивная государственная идеология, направленная на изменение иерархии общественных ценностей;
  • выражено несовершенство законов, бессистемность работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
  • отсутствуют социальные гарантии и государственная поддержка экономически несостоятельных семей с детьми;
  • протекание кризиса традиционных институтов социализации подрастающего поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);
  • активная пропаганда насилия и жестокости в СМИ;
  • отсутствует своевременная и квалифицированная диспансеризациия детей, выявляющая физические и психические нарушения здоровья детей и подростков;
  • недостаточность бесплатного качественного дополнительного образования (кружков, секций и др.) для детей;
  • доступность табака, алкоголя, наркотиков.

     Наконец, если говорить о мега-факторах социализации, следует отметить, что многие западные исследователи (Густав Ле Бон, Э.Фромм, Фестингер, Зиллер, Зимбардо, Дайнер) связывают происходящий сегодня рост агрессивности подростков с усилением процесса деиндивидуализации социума, характерного для современного общества потребления и массовой культуры, где многие люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой.

     В историческом плане люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения. Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в человеческой истории и то чувство уникальности и свободы, которое сопровождает это развитие. Однако в современном мире индивидуализация часто сопровождается ощущением анонимности и изоляции, которые снова мотивируют людей присоединяться к разным группам (в терминологии Э.Фромма, «бегство от свободы»).

     Такое исторически, социально и психологические  обусловленное тяготение личности, в частности, подростка, к группе часто влечет за собой феномен замены личной ответственности на общую, что в итоге оборачивается коллективной безответственностью и способствует бесконтрольным проявлениям агрессии. 

     Таким образом, агрессивное поведение подростка обусловлено и широким кругом социальных причин, к которым следует отнести нарушение взаимодействия в семье, школьную дезадаптацию, негативное влияние сверстников, деструктивное воздействие СМИ, отсутствие системы государственной поддержки детей и молодежи, общецивилизационный кризис индивидуальности.  
 
 

 

Заключение 

     Целью данного исследования было рассмотрение причин возникновения агрессии у  подростков. Для достижения данной цели нами был использован метод анализа психолого-педагогической и справочной литературы.

     В ходе написания работы нами был сделан ряд выводов.

     Так, агрессия представляет собой одну из форм реагирования на неблагоприятные условия среды, связанную с активным деструктивным воздействием на раздражитель.

     Агрессия  издавна привлекает внимание исследователей, что обусловило появление целого ряда теорий агрессии. В данном исследовании мы рассмотрели теории влечения, теории фрустрации и теории социального научения. Первые из этих теорий рассматривают агрессию как биологическое влечение (в том числе зависимое от пола); вторые как результат фрустрации; третьи как результат социального научения.

     Отметим, что проявления агрессии весьма разнообразны. В нашем исследовании мы рассматриваем такие виды как физическая, вербальная, прямая и косвенная, враждебная и инструментальная агрессия и аутоагрессия. Для подростков характерны все эти виды агрессии, однако наиболее «опасным» мы бы назвали аутоагрессию. Исследования позволяют сделать вывод, что по показателю суицида подростки опережают другие возрастные группы.

Информация о работе Причины возникновения агрессии у подростков