Причины возникновения агрессии у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть причины возникновения агрессии у подростков.
Задачи:
рассмотреть понятие агрессии;
охарактеризовать основные виды и формы агрессии;
охарактеризовать причины возникновения агрессии у подростков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Агрессия как предмет психологического исследования 5
1.1 Понятие агрессии в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Виды и формы агрессии 9
Глава 2. Характеристика причин возникновения агрессии у подростков 15
2.1 Физиологические причины подростковой агрессии 15
2.2 Психологические причины агрессии у подростков 17
2.3 Социальные причины агрессии у подростков 20
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

4261Курсовая_1.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     Спорным остается вопрос о том, может ли вербальная агрессия быть выражена посредством  молчания и отказа разговаривать. Такие  действия скорее подходят под описание «психологической агрессии», которая  иногда употребляется как синоним вербальной, но все же предполагает не только словесный инструментарий реализации. Она может быть выражена в форме речевой депривации.

     Также можно говорить о прямой и косвенной  агрессии.

     Прямая  агрессия представляет собой агрессивное поведение, которое носит намеренный характер и цель которого не скрывается.

     Косвенная агрессия предполагает агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.), подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч.

     Например, особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но  самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения  или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые.

     Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью  и неупорядоченностью, такие, как  взрывы ярости или битье кулаками по столу7. При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

     Также выделяют враждебную и инструментальную агрессию.

     Враждебная  агрессия предполагает поведение, возникающее из чувства гнева по отношению к предполагаемому «врагу» и имеющее осознанной целью нанести ему физический, материальный или психологический ущерб. При этом главной целью субъекта является именно причинение вреда и страдания своей жертве с целью защиты от угрозы агрессии, а не достижение какой-либо неагрессивной задачи.

     По  мнению Э. Фромма8, враждебная агрессия более свойственна личности, которой не достает решимости, наступательности, настойчивости, неустрашимости. Те, кому присущи эти качества, обычно ведут себя более дружелюбно.

     Л. Берковиц9 предполагает, что основной причиной враждебной агрессии является, скорее всего, аверсивная стимуляция, нежели фрустрация. Следовательно, любой аверсивный стимул (жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение, личное оскорбление или физическая боль и т.п.) может повлечь враждебную агрессию. Сомнительно, однако, что жара или духота, например, способны стать основной причиной враждебной агрессии матери в адрес ребёнка или мужа, если она их любит, или кому-то представить во вражеском облике своего друга или учителя.

     В. Жмуров10 указывает на то, что наряду с аверсивными стимулами, как предполагают некоторые исследователи, существенное или даже основное значение в появлении враждебной агрессии имеют определённые особенности личности, в частности её параноидность, являющаяся производной от собственной агрессивности чертой характера.

     Инструментальная  агрессия это причинение вреда, обусловленное неагрессивными целями. Агрессия в данном случае не являются самоцелью, она выступает средством достижения нужного результата, например, получения материальных ценностей путем шантажа и разбоя или воспитания путем наказания.

     Э.Фромм11 в своих трудах выдвигает гипотезу о том, что указанный вид агрессии может быть не только приобретенным, но и врожденным, как у хищников. Инструментальная агрессия характеризуется следующими основными признаками:

    • наличие ясно осознаваемой неагрессивной цели;
    • индифферентное отношение к объекту агрессии;
    • приобретение навыков инструментальной агрессии опытным путем.

     Наконец, если все описанные выше виды агрессии были направленные на объекты внешнего мира, то аутоагрессия направлена на самого субъекта агрессии и может выражаться, как в самоуничижении, самообвинениях, чувстве злости и отвращении и ненависти к себе (психологическая аутоагрессия), так и в реальных действиях, причиняющих боль, страдание и представляющих угрозу собственной жизни  (физическая аутоагрессия), например, самоповреждениях, суицидах, имплицитных аутоагрессивных деяниях разного типа (пьянство, алкоголизм, наркомания, переедание или анорексия с отказом от приёма пищи, рискованное сексуальное поведение, травматичные виды спорта, провоцирующее поведение и др.).

     Д.Жмуров12 отмечает, что аутодеструктивные действия можно классифицировать следующим образом:

  • по влиянию на область человеческого бытия: физические, психические, социальные, духовные;
  • по таким её структурным характеристикам, как:
    1. уровневые проявления: идеаторный, аффективный, внешнеповеденческий;
    2. способы реализации: непосредственные, расширенные, опосредованные, трансагрессивные;
    3. степень произвольности: осознанные, неосознанные.
  • динамические характеристики:
    1. по темпу формирования: острые, подострые, хронические;
    2. по временным показателям: транзиторные, рецидивирующие, персистирующие;
    3. по типу развития: стационарные, прогрессирующие, регрессирующие, трансформирующиеся.
  • по связи с заболеванием или его обострением:
    1. морбидные;
    2. внеморбидные (пре - и постморбидные);
  • по влиянию на течение болезни:
    1. условно-негативные;
    2. условно-позитивные;
    3. условно-нейтральные.

     Реан13 ввел в научный оборот понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Было предложено считать аутоагрессивность сложным личностным образованием, психическим комплексом, функционирующим и выражающимся на различных уровнях психики, социального поведения и проч.

     Отметим, что в реальной жизни агрессия представляет собой весьма сложное  явление, сложное сочетание нескольких видов и форм. Например, это могут быть сочетания физической и вербальной, вербальной и косвенной, физической и враждебной видов агрессии. 

     Таким образом, проявления агрессии весьма разнообразны и в реальной ситуации сочетаются между собой. В нашем исследовании мы рассматриваем такие виды как физическая, вербальная, прямая и косвенная, враждебная и инструментальная агрессия и аутоагрессия.    
 
 
 
 

 

Глава 2. Характеристика причин возникновения  агрессии у подростков 

    2.1 Физиологические  причины подростковой  агрессии 

     Подростковый  возраст традиционно считается  сложным, кризисным, связанным с  разнообразными проявлениями агрессии. Агрессия в подростковом возрасте проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении  рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности, в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий.

     В первую очередь, подростковый возраст  связан с масштабными и бурными  физиологическими изменениями, которые мы считаем целесообразными рассмотреть, т.к. именно эти изменения обуславливают специфику подростковых поведенческих реакций.

       Б.В. Петровский14 отмечает, что подростковый возраст характеризуется началом функционирования половых желез, деятельность которых находится под управлением нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в том числе на состояние вегетативной и центральной нервной   системы, что, несомненно, отражается на самочувствии и поведении подростка, которые могут быть охарактеризованы как нестабильные.

     Необходимо  отметить, что у подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы их роста неравномерны и не совпадают. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений, появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость, а также чувство дискомфорта, стеснения.

     Кроме того, неравномерный рост тела проявляется в повышении артериального давления (юношеская гипертония), сердцебиении, учащении пульса, может быть одышка, головная боль в области лба. У некоторых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще у девочек), спазмы различных отделов желудочно-кишечного тракта. Наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения.

     Причиной этих изменений является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, которая характерна для этого возраста. В то же время такие физиологические состояния неизменно приводят подростка к ощущению нестабильности и негативно с социальной точки зрения сказываются на поведении детей – нарушения дисциплины, вспыльчивость, грубость часто свойственны подросткам, т.е. проявления агрессивности.

     Не  менее значимы и функциональные изменения нервной системы. Баланс корково-подкоркового взаимодействия в данном возрасте изменяется таким образом, что начинают преобладать процессы возбуждения, следовательно, у подростков наблюдается в разной степени выраженная слабость тормозных процессов, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, гиперактивность15.

     Наиболее  явно то преобладание процессов возбуждения над процессами торможения прослеживаются в эмоционально-волевой сфере подростка. Для подростка характерны повышенная эмоциональная возбудимость, большая устойчивость эмоциональных переживаний, импульсивность экзальтированность, конфликтность и общая агрессивность.

     В связи с ослаблением контрольных  функций коры страдает вся система произвольной регуляции психической деятельности и поведения. Подросток объективно затрудняется в осуществлении контроля над своими эмоциональными и поведенческими реакциями.

     Однако  к концу подросткового возраста возрастает активность половых желез, и по системе отрицательных обратных связей тормозится активность гипоталамуса и гипофиза. В результате снижения избыточных возбуждающих влияний подкорковых структур восстанавливается контрольная функция коры больших полушарий, стабилизируется система корково-подкорковых отношений. На этом этапе в корково-подкорковых отношениях вновь начинает доминировать кора больших полушарий и стабилизируется соотношение процессов возбуждения-торможения. В результате у старших подростков можно говорить о достаточно выраженной произвольной саморегуляция поведения, что проявляется в эмоциональной стабильности, управляемости психических процессов, управляемости поведения, менее выраженной агрессивности поведения. 

     Таким образом, период подросткового возраста связан с бурными физическими изменениями. Однако неравномерность физического развития, неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, функциональные изменения нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения обуславливают затруднения подростков в сознательной регуляции поведения, что создает условия для агрессивных проявлений.  

    2.2 Психологические причины агрессии у подростков 

     Бурное  физиологическое развитие сопряжено  с интенсивными психологическими преобразованиями.

     Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. Именно эта повышенная эмоциональность, обусловленная в первую очередь физиологическими факторами, становится первой психологической причиной агрессивного поведения подростков16.

     Отметим, что эмоциональность связана  также с ослаблением способности к произвольному управлению поведением и эмоциональными реакциями. Подросток сначала делает, а затем думает. Поэтому, даже не желая никому причинить вреда, подросток совершает агрессивные действия, не успевая отреагировать на них, что служит причиной новых негативных переживаний и может выражаться уже в аутоагрессии.

     Происходят  изменения мотивационной сферы подростка. В целом следует отметить ее подвижность в начале подросткового возраста и складывание в достаточной степени ее четкой структуры к старшему подростковому возрасту. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода мотивационная сфера подростка весьма подвижна. В основе этого лежит тенденция к поиску себя через идентификацию со значимым Другим. В целом можно сказать, что зачастую подросток испытывает затруднение в определении приоритетов, он стремится к нескольким целям одновременно, например, он стремится сохранить хорошие отношения с друзьями, и поэтому он должен быть «крутым парнем», и стремится быть любимым и уважаемым в семье, и поэтому должен оставаться «умницей». Такая напряженность провоцирует вспышки агрессии.

     Говоря  об особенностях подросткового характера,  А.Ильин17 отмечает, что подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной, что также провоцирует агрессивные проявления подростка.

Информация о работе Причины возникновения агрессии у подростков