Причины школьной неуспеваемости, и способы их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность путей устранения причин неуспеваемости младших школьников. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что устранение причин неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику причин неуспеваемости школьников, при наличии воспитательного воздействия, с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин
1.1 Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе
1.2 Психологические особенности неуспевающих школьников
1.3 Пути устранения школьной неуспеваемости
Глава 2. Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости детей младшего школьного возраста
2.1 Диагностика успеваемости детей младшего школьного возраста
2.2 Реализация путей устранения неуспеваемости детей младшего школьного возраста
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 54.48 Кб (Скачать)

Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка  к школе. Он предполагает:

Дифференцированное  восприятие;

Аналитическое мышление;

Рациональный  подход к действительности;

Логическое запоминание;

Интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;

Овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;

Развитие тонких движений рук и зрительно - двигательных координаций.

И третье: социально-психологическая  готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:

Развитие у  детей потребности в общении  с другими;

Умение подчиняться  интересам и обычаям детской  группы;

Способность справляться  с ролью школьника.

Существуют и "внешние" причины, "проблемы учителя": стиль  отношений с детьми и родителями, содержание обучения и методика преподавания, сама личность учителя и т.п. Мы создаём  в школе банк педагогической информации, вооружаем наших педагогов методиками проведения проблемных лекций, обучающих  алгоритмов, предметных олимпиад, частично - поискового метода и прочих активных форм обучения [10, с.357].

Трудности в обучении имеют также дети с различного рода задержками психического развития. Для них характерна эмоциональная  незрелость, крайне низкая интеллектуальная работоспособность, повышенная утомляемость, нервное истощение. Принципом школы  является обучение каждого нашего ученика  в рамках доступной ему программы. Мы создаём реабилитационное образовательное  пространство для детей, имеющих  отклонения физические, интеллектуальные или психические. С момента открытия школы и по сей день в школе  действуют классы коррекционно-развивающего обучения, где дети также получают соответствующее государственным  стандартам образование.

Игнорирование учителем типов восприятия также может  послужить причиной неуспеваемости. Аудиально-ориентированные дети плохо  воспринимают написанное на доске или  в учебнике, зрительно - ориентированные  могут не воспринимать на слух объяснения учителя, а кинестетикам нужно для  восприятия информации всё потрогать. Для успешности обучения всех учеников мы ведём преподавание сразу с  учётом всех типов восприятия. Во - первых, каждый ребёнок понимает материал, подаваемый в его ведущей системе, во - вторых, это способствует развитию у ученика других каналов восприятия и позволяет их развивать. При  этом материал раз к разу воспринимается ребёнком всё лучше [30, с.86].

Психологическая коррекция при неуспеваемости предполагает воздействие на индивидуальный механизм приобретения знаний у данного ребенка, то есть на развитие его познавательных способностей вообще, а не усвоение отдельной дисциплины.

У неуспевающих школьников имеются два отличия от успевающих. Первое - различия в уровнях познавательной активности. Это проявляется в  том, что "успевающие" проявляют  более высокий интерес и готовность к решению разнообразных познавательных задач, способность к самостоятельному поиску вариантов, выделению непонятного, незнакомого; умеют сформулировать вопросы, чтобы пояснить для себя то, что непонятно. "Неуспевающие", поставленные перед необходимостью решения какой-либо познавательной задачи, не проявляют к ней интерес, начинают беседовать на посторонние  темы или говорят первое, что приходит в голову. При этом для них более  важным является не прояснение для  себя какой-то информации, а оценка их ответа взрослым, и, соответственно, вопросы, которые они задают, - не о сути задачи, а об их ответе: "Так?" "Я правильно сказал?" Однако если детей специально побуждают  задавать вопросы о том, что им непонятно, то они "научаются спрашиванию" и начинают достаточно часто обращаться к взрослым за разъяснениями, даже если раньше это не было им свойственно [21, с.158].

Таким образом, психологические  особенности неуспевающих школьников состоят в слабой самоорганизации  в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного  подхода к учению.

О путях устранения школьной неуспеваемости пойдет речь в следующем параграфе.

1.3 Пути устранения  школьной неуспеваемости

Современная дидактика  в качестве основных путей преодоления  неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая  профилактика - поиски оптимальных  педагогических систем, в том  числе применение активных методов  и форм обучения, новых педагогических  технологий, проблемного и программированного  обучения, информатизация педагогической  деятельности. Ю. Бабанским для  такой профилактики была предложена  концепция оптимизации учебно-воспитательного  процесса [7, с.18].

2. Педагогическая  диагностика - систематический контроль  и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы  учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником  с фиксацией данных в дневнике  учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников [7, с.18].

3. Педагогическая  терапия - меры по устранению  отставаний в учебе. В отечественной  школе это дополнительные занятия.  На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том,  что занятия в них проводятся  по результатам серьезной диагностики,  с подбором групповых и индивидуальных  средств обучения.

4. Воспитательное  воздействие. Поскольку неудачи  в учебе связаны чаще всего  с плохим воспитанием, то с  неуспевающими учениками должна  вестись индивидуальная планируемая  воспитательная работа, которая  включает и работу с семьей  школьника.

Одно из направлений  психологической коррекции при  нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной  познавательной активности ребенка, положительное  эмоциональное подкрепление различных  ее проявлений, создание условий для  ее развития.

Одна из главных  задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание  учиться. У человека существует врожденная потребность "извлекать смысл  из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле" [11, с.347].

Эта потребность  у ребенка может снижаться. Причиной является насильственное ограничение, жесткий внешний контроль в познавательной деятельности ребенка, часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при ошибочных действиях, которые ошибочными являются часто  только с точки зрения взрослого, не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского суждения.

Бывает, что человек  боится осознать свою ошибку, старается  защититься от этого осознания, уходят от решения проблем, что ведет  к интеллектуальной пассивности.

Поэтому при восстановлении желания учиться путь психологической  коррекции - поощрение готовности к  поиску противоречий, несоответствий, создание таких условий, при которых  уже сам поиск доставлял бы удовлетворение независимо от его результата. Как это сделать - решает специалист (или просто очень заинтересованный взрослый) в каждом случае индивидуально.

Иногда в качестве программы психологической коррекции  предлагаются различные системы  развивающих занятий для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Однако более эффективным  представляется включение тренинговых  упражнений в игровой форме непосредственно  в процесс обучения, особенно это  важно для преподавания наиболее трудно воспринимающихся детьми некоторых  учебных предметов.

Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые  принципиальные положения.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками  выдвигаются воспитательные и развивающие  педагогические воздействия. Целью  работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в  их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих  товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное  снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное [22, с.153].

Осуществляется  нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих  обстоятельств и усиление положительных  моментов).

При разработке путей  совершенствования учебно-воспитательного  процесса, как правило, имеется в  виду создание особо благоприятных  условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные  меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения  условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения  к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать  творческие элементы в ней, стимулировать  развитие интересов. Плодотворными  представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить  перед учеником такие доступные  для него задачи, чтобы он мог  достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению  к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших  классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В  данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим  занятиям в школе [22, с.154].

Обращено внимание и на особые условия опроса для  неуспевающих учеников. Рекомендуется  давать им больше времени для обдумывания  ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты.

Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних  и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для  средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания  разной степени трудности. Учитель  помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной  самостоятельной работе. Указанный  принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается  учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются  интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных  пособий для домашних заданий  отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий [20, с.78].

В практике школы  широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо  критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает  количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается  единственным у тех учителей, которые  не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.

Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование  процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с  учащимися, так и в работе со всем классом.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших  классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с  каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У  ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и  он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные "проработки" со стороны  родителей ухудшают иногда и без  того плохой микроклимат в семье [30, с. 206].

Деятельность  учителя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении  отставания оперативно принимались  меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение  в теории и практике связано с  тем, что в понятии "неуспеваемость" не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это  необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

Работа с неуспевающими  детьми может осуществляться как  на уровне урока, так и вне урока (дополнительные занятия).

На уроке для  неуспевающих учащихся рекомендуются  карточки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени  для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделяется работе с временными группами (предлагается выделить 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания  разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается.

Информация о работе Причины школьной неуспеваемости, и способы их устранения