Причины школьной неуспеваемости, и способы их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность путей устранения причин неуспеваемости младших школьников. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что устранение причин неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику причин неуспеваемости школьников, при наличии воспитательного воздействия, с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин
1.1 Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе
1.2 Психологические особенности неуспевающих школьников
1.3 Пути устранения школьной неуспеваемости
Глава 2. Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости детей младшего школьного возраста
2.1 Диагностика успеваемости детей младшего школьного возраста
2.2 Реализация путей устранения неуспеваемости детей младшего школьного возраста
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 54.48 Кб (Скачать)

Требования к  учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев  оценок. Требования содержания образования  только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с  условиями обучения и воспитания детей.

В возможностях детей  различают две тесно связанные  друг с другом стороны - физические возможности (состояние организма  его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого  учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей  того или иного школьного возраста.

Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в  том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся [15, с.50].

Социальные условия (в широком смысле слова) как фактор - успеваемости также взаимодействуют  с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень  родителей и окружающей среды, наполняемость  классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной  литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается  при определении содержания обучения.

Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному  воздействуют на детей, воспитывающихся  в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь  ребенка влияет на формирование его  личности, и развитие личности не совершается  под влиянием одних внешних условий.

В определении  элементов неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и психологическую литературу, использовав  программы и учебники, а также  результаты наблюдений педагогического  процессов [21, с.12].

Необходимо исходить из того, что предписанное школе  содержание обучения выражено не только в программах и учебниках, но и  в разъясняющей их литературе. Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого  предмета и частично - общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психологическая  и педагогическая литература разъясняет цели и задачи, нового содержания, его  особенности.

Система показателей  успеваемости [21, с.15]:

первое - делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать  имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний;

второе - применять  имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и  комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;

третье - стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;

четвертое - активно  преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;

пятое - стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.

Невыполнение  совокупности указанных требований характеризует неуспеваемость школьников.

В качестве элементов  неуспеваемости выступают следующие  недостатки учебной деятельности школьника:

1) не владеет  минимально необходимыми операциями  творческой деятельности, комбинирование  и использование в новой ситуации  имеющихся знаний, умений и навыков);

2) не стремится  получать новые знания теоретического  характера;

3) избегает трудностей  творческой деятельности, пассивен  при столкновении с ними;

4) не стремится  к оценке своих достижений;

5) не стремится  расширять свои знания, совершенствовать  умения и навыки;

6) не усвоил  понятий в системе.

Указанные черты  составляют признаки понятия "неуспеваемость" для тех учебных предметов, в  которых ведущая роль принадлежит  деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и  навыках.

Неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания.

Таким образом, под  неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении  какого-либо значительного отрезка  процесса обучения (например: цепочки  уроков, посвященных изучению одной  темы или раздела курса, учебной  четверти, полугодия, года).

Чтобы учитель  мог выделить процесс неуспеваемости у школьника, ему необходимо знать  психологические особенности неуспевающих школьников. В следующей главе мы рассмотрим психологические особенности неуспевающих школьников.

1.2 Психологические  особенности неуспевающих  школьников

Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие  устойчивого неправильного подхода  к учению.

Неуспевающие  учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой  темы. Эти школьники на уроках и  дома работают не систематически, а  если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это  наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному  чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией  усваиваемых знаний, не устанавливают  связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный  характер [6, с.24-25].

Такой подход к  учению приводит к систематической  интеллектуальной недогрузке, что в  свою очередь ведет к значительному  снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает  их отставание от одноклассников.

Низкая самоорганизация  неуспевающих школьников проявляется  также в низком уровне овладения  такими психическими функциями как  память, восприятие, воображение, а  также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая  учебный материал, они не стремятся  воссоздать его в виде образов, картин.

Педагогам массовой школы хорошо известно, что дети, стойко не усваивающие школьную программу, имеют отрицательные особенности  характера и нарушения поведения. Всестороннее исследование особенностей психического развития неуспевающих школьников - диагностический психологический  эксперимент, подробное биографическое изучение, наблюдение за поведением на уроках и во внеурочной деятельности, беседы с родителями и учителями - позволило выявить ряд условий, способствующих формированию искажений  в развитии личности детей [10, с.448].

Первым и наиболее важным фактором становление отрицательных  черт характера является нежелание  учиться, отвращение неуспевающего  ребенка к всякого рода учебной  работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что  такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ  на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, дома лгать, обманывать, говорить, что “ничего не задано", а в школе - что “забыл книги  дома” и т.д. В этих поступках  начинает просматриваться эмоциональное  искажение, зачатки отрицательных  черт характера уже в первые шесть  месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения  формируются очень быстро и уже  ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе [11, с.180].

К этому времени (то есть ко второму классу) присоединяется следующий фактор - конфликтные отношения  с учителями. На первый взгляд, кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о  предвзятом отношении педагогов  к неуспевающим детям. Учителя грубо  к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают  друг с другом в открытой форме, при  других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют  понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением  работать с такими детьми, особым вниманием  к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные  средства. Повышенным тоном, нотациями  и морализаторством педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих  учеников, включить их в учебную  работу, заставить заниматься.

Стойкая конфликтная  ситуация приводит к тому, что и  неуспевающие дети через короткое время  начинают дерзить в ответ, грубить  учителю, демонстративно уходить с  уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают  и закрепляются разнообразные отрицательные  черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.

Аналогичные проблемы возникают у стойко неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще  более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей (“они плохо учат”), учебную  программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что  эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после  школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат - “бездари…лентяи" и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными  конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить  на “улицу”. Становятся постоянными  уходы из дома, возвращение домой  поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь  выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу  третьего класса [17, с.117].

В основу типологии  неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные или причины  неуспеваемости. Так поступает, в  частности, Л.С. Славина: типы неуспевающих выделяют ее по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют  действенные мотивы учения, другую - дети со слабыми способностями  учения, третью - с неправильно сформировавшимися  навыками учебного труда и не умеющие  трудиться [30, с.165].

Коллектив под  руководством И.В. Дубровиной объединил  психологические причины, лежащие  в основе неуспеваемости, в две  группы: к первой, из которых отнесли  недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова (школьник плохо понимает, не способен качественно  усваивать школьные предметы и т.д.), а по второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей (недостаточная  сформированность основных психологических  процессов)  Крем от растяжек после  беременности. Результат после нескольких применен­ий.  А насколько меток ты?! Главный приз акции - iPod! 

[28, с.286]. Крем от  растяжек после беременности. Результат  после нескольких применен­ий.  А насколько меток ты?! Главный приз акции - iPod! 

В младшем школьном возрасте хорошо видно, что отрицательные  черты характера, нарушения поведения  формируются отставлено во времени, с интервалом полгода после трудностей обучения, конфликтов с учителями  и родителями.

Естественно, что  после конфликтов с учителями  и родителями неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными и по отношению  к сверстникам. Заметно, что в  первых классах более развитые и  умные сверстники (видя, как к  неуспевающим относятся учителя  и родители), также начинают демонстрировать  при всяком удобном случае свою неприязнь. Это выражается более тонко, в  виде издевок, обидных прозвищ, игнорирования  слабоуспевающих учеников. Ответные реакции неуспевающих детей возникают  несколько отставлено во времени (через 6 месяцев - 1 год), но они очень обнаженно  и грубо проявляются. Неуспевающие школьники дерутся, нецензурно бранятся, воруют, пропускают школьные занятия. Уже к четвертому классу все поведение  этих детей пронизано отрицательными чертами характера.

Причины неуспеваемости ребенка в школе могут быть самые разнообразные. И необязательно  предполагать главной причиной "ненормальность" ребенка или его не старательность. Порой причины неуспеваемости могут  быть обусловлены поведением окружающих, а не самого ребенка или определенная ситуация. В любом случае к вопросу неуспеваемости надо подходить индивидуально и решать его не напором, а внимательным изучением причин и их устранением [11, с.39].

Одной из основных причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к обучению, которая выражается в трёх разных аспектах.

Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок  должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.

Информация о работе Причины школьной неуспеваемости, и способы их устранения