Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки деловых интересов.

Содержание

Нарушения, барьеры, трудности общения………………………………………………………...3
1.2. Нарушения общения и коммуникативные барьеры………………………………….……...5
1.3. Трудности общения……………………………………………………………………………….………….…6
1.4. Распространенность трудностей общения в разных возрастах………………………..8
2.1. Понятие застенчивости……………………………………………………………………………………...10
2.2. Проблема застенчивости глазами исследователей………………………………………….11
2.3. Природа застенчивости…………………………………………………………………………………..…13
2.4. Психологическое содержание феномена застенчивости…………………………..…….14
2.5. Типы застенчивости……………………………………………………………………………….…………..16
2.6. Беззастенчивость…………………………………………………………………………………………….…17
Список литературы……………………………………………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

реферат Нарушение коммуникации.docx

— 171.00 Кб (Скачать)
 
 
 

2.1. Понятие застенчивости 

  Застенчивость – это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивость проявляется как неудовлетворительная саморегуляция, недостаток легкости, спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями являются относительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивый человек смотрит исподлобья, специфические позы выдают его зажатость и скованность.

  Как показывают исследования (Ф. Зимбардо, К. Изард, В. Н. Куницына, В. Л. Леви), тяжкое эмоциональное  состояние, переживаемое человеком, –  это лишь часть общего нервно-психического напряжения, которое испытывает застенчивый  человек в некоторых ситуациях  общения.

  Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом – эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления.

  На психологическом  уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на «я»  или на некотором аспекте «я», который оказывается «несоответствующим». Любое переживание, которое создает  у человека чувство неуместного  самораскрытия, может вызвать стыд.

  Кроме обостренного самосознания и специфических черт восприятия себя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить  логично и эффективно, а нередко  и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферу мыслительных процессов. Стыд обычно возникает в  присутствии других людей, но может  возникать и в уединении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Проблема застенчивости глазами исследователей 

  В русской  психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял  стыд следующим образом: «Главнейшие  движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем:

  1) в желании  спрятать лицо, закрыв его руками  или обратив его книзу или  в сторону; 

  2) в желании  спрятаться целиком – провалиться  сквозь землю; 

  3) глаза у  стыдливого человека устремляются  в сторону, или подвергаются  беспокойному движению, чтобы избегнуть  людского взгляда; 

  4) умолкание,  доходящее до невозможности открыть  уста, а также невольная сдержанность, подавление движений до размера  действий, совершаемых тихо, бесшумно, украдкой».

  К.Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности в правильном понимании приводимых им статистических данных и теоретических рассуждений. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. «Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия». При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость – как личностная черта. Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности.

  Застенчивость как отдельное, самостоятельное  свойство личности в отечественной  психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. В  частности, И.С.Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций; возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «я», неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.

  А.Б.Добрович отмечает, что переживание своих недостатков и занижение самооценки нередко наблюдаются в ситуации «на людях», в присутствии зрителей, особенно незнакомых. Он предлагает ряд рекомендаций по преодолению подобных трудностей. В первую очередь, необходимо избегать «поглощенности собой», ослабить напряжение, вызванное строгим самоконтролем, научиться адекватно воспринимать себя «глазами других».

  Ряд исследований застенчивости проводился в зарубежной (в частности, американской) психологии.

  По данным Дж.Чика, застенчивыми себя считают 40 % взрослых людей; 85 % застенчивых полагают, что это свойство создает преграду на пути к успеху и реализации возможностей. У многих застенчивых наблюдается отрицательная самооценка; в некоторых случаях чувство собственной неполноценности может привести к депрессии. Как правило, заниженная самооценка застенчивых не соответствует действительности, что подтверждают оценки застенчивых, сделанные другими людьми по фотографиям и видеозаписям.

  Несмотря на различное толкование застенчивости  разными авторами, можно выделить ряд общих моментов в понимании  ее природы. Это связь застенчивости  с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости  и возникновение трудностей в  процессе общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Природа застенчивости 

  Ф.Зимбардо в своей книге приводит разные точки зрения по поводу того, является ли застенчивость природным или приобретенным свойством:

  • исследователи личностных черт считают, что застенчивость – это наследственная черта, как интеллект или рост;
  • бихевиористы объясняют застенчивость несформированностью необходимых социальных умений;
  • психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемого внутриличностного конфликта;
  • социологи и некоторые детские психологи верят, что застенчивость может быть понята в терминах социального программирования: условия общества делают нас застенчивыми.

  Дж. Чик считает, что примерно в 40% случаев застенчивость обусловливается генетическим фактором, определяющим предрасположенность к возникновению этого свойства. У робких людей есть определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

  Существенное  значение для формирования застенчивости  имеют следующие факторы:

  • порядок рождения детей в семье;
  • система воспитания в семье;
  • застенчивость родителей.
 

  У застенчивых  родителей чаще бывают застенчивые  дети.

  Застенчивость как трудность доверительного общения  в норме возникает у людей  разного пола, возраста, профессии  и семейного положения и почти  не проявляется в общении со сверстниками. Застенчивость очень хорошо осознается человеком, но при этом с нею трудно справиться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Психологическое содержание феномена застенчивости 

  Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс  по-разному проявляется у людей  в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет  временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить  в виде континуума, на одном конце  которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно -застенчивых.

  В особую, относительно немногочисленную группу выделяются чрезмерно  свободные, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди – беззастенчивые.

  Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может  происходить «перестановка» компонентов  этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а  застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.

  Как состояние  застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.

  Как свойство личности она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность).

  Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость  возникает в период активного  усвоения социального опыта, новых  социальных ролей, формирования половой  позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола.

  Значительная  внутренняя нестабильность периода  полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей  приводит к снижению уверенности  в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля.

  Возрастную  и ситуативную застенчивость  следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами  ее возникновения могут быть разнообразные  социальные факторы. Она поддается  коррекции вплоть до полного преодоления  при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, физическое и нервно-психическое  здоровье, удовлетворение основных социальных и личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в  генезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.

  Среди застенчивых  по многим параметрам нет половых  различий. Следовательно, психологическая  природа застенчивости у мужчин и женщин одинакова, и это обстоятельство еще раз указывает на ее генетическую обусловленность.

  Половые различия фиксируются лишь в стереотипах, которые в значительной степени  связаны с традиционными представлениями  о мужественности и женственности. Мужчинам чаще приписываются изменения  в психомоторной сфере и волевых  действиях, а женщинам – в вегетативных проявлениях, эмоциональной сфере  и чувствительности к социальному одобрению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5. Типы застенчивости 

  Категория застенчивых  людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнее отнести к категории «псевдозастенчивых».

  Интересную  типологию подростковой застенчивости, построенную на основе большой психотерапевтической практики, дают В.Л.Леви и Л.З.Волков. Они выделяют три типа патологической застенчивости.

  1. Шизоидно-интровертированная (конституциональная): стойкая и психотерапевтически наиболее неблагоприятная; связана с изолированностью подростка в группе, его неконформным поведением, явлениями дис-морфофобии, сокращением контакта с людьми («бегство от оценок»). Эта форма застенчивости наиболее близка к аутистичности, ее можно назвать аутистической застенчивостью.

  2. Псевдошизоидная застенчивость: возникает из-за физической или социальной неполноценности, физических дефектов (заикание, косоглазие, ожирение, смешное имя или фамилия и т. п.). С близкими и хорошо знакомыми людьми не проявляется. Лица с псевдошизоидной застенчивостью имеют неустойчивую самооценку и пытаются компенсировать свою застенчивость в форме анти- или сверхконформного поведения, часто демонстрируют «беззастенчивость от застенчивости» – развязность. Псевдошизоидная застенчивость – это поведение закомплексованного человека, явно компенсаторная беззастенчивость.

  3. Психастеническая застенчивость: характеризуется снижением уровня притязаний в старшем возрасте, отсутствием стремления к роли лидера, конформным поведением. Запущенная застенчивость может принимать различные формы бегства, в том числе и форму пристрастия к алкоголю.

Информация о работе Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления