Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки деловых интересов.

Содержание

Нарушения, барьеры, трудности общения………………………………………………………...3
1.2. Нарушения общения и коммуникативные барьеры………………………………….……...5
1.3. Трудности общения……………………………………………………………………………….………….…6
1.4. Распространенность трудностей общения в разных возрастах………………………..8
2.1. Понятие застенчивости……………………………………………………………………………………...10
2.2. Проблема застенчивости глазами исследователей………………………………………….11
2.3. Природа застенчивости…………………………………………………………………………………..…13
2.4. Психологическое содержание феномена застенчивости…………………………..…….14
2.5. Типы застенчивости……………………………………………………………………………….…………..16
2.6. Беззастенчивость…………………………………………………………………………………………….…17
Список литературы……………………………………………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

реферат Нарушение коммуникации.docx

— 171.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Российский  государственный университет имени  Иммануила Канта

Кафедра общей  психологии 

Реферат

тема: «Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления»

дисциплина: психология общения 
 
 
 
 
 
 

Работы выполнила 

студентка 1го курса

специальности психология

Сиденко Снежана. 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Калининград,

2010 г. 

Содержание: 

    1. Нарушения, барьеры, трудности общения………………………………………………………...3

1.2. Нарушения общения и коммуникативные барьеры………………………………….……...5

1.3. Трудности общения……………………………………………………………………………….………….…6

1.4. Распространенность  трудностей общения в разных  возрастах………………………..8

2.1. Понятие застенчивости……………………………………………………………………………………...10

2.2. Проблема застенчивости глазами исследователей………………………………………….11

2.3. Природа застенчивости…………………………………………………………………………………..…13

2.4. Психологическое содержание феномена застенчивости…………………………..…….14

2.5. Типы застенчивости……………………………………………………………………………….…………..16

2.6. Беззастенчивость…………………………………………………………………………………………….…17

Список литературы……………………………………………………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Нарушения, барьеры, трудности общения

 

  Общение современного человека базируется не только на умениях, относящихся к ролевому репертуару и коммуникативной компетентности личности (например, умение вести переговоры), но и на умениях налаживать контакты, в том числе выходящие за рамки  деловых интересов.

  Это осознают люди, обращающиеся за помощью к психологам – учителя, следователи, менеджеры, бизнесмены. Чаще всего предметом обращения служат сугубо психологические трудности, которые являются следствием психического склада и определенных свойств личности, а также пробелов в опыте и навыках межличностного общения.

  Под нарушениями  подразумеваются разнообразные и довольно устойчивые трудности в общении, сопровождающиеся, как правило, сложными переживаниями, чувством психологического дискомфорта. К их числу относятся аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности – неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно и достойно выйти из конфликта; сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

  Большинство из них вызывает в субъекте общения  постоянные отрицательные эмоции, боязнь новых контактов, неуверенность  и настороженность, внутриличностную напряженность во многих ситуациях  общения.

  Трудности могут  возникать вследствие неумения раскрыться, поверхностности контакта, отсутствия потребности в общении. При этом они могут выражаться в склонности к резонерству, невнимании, обидной  снисходительности и заметном равнодушии к партнеру.

  Из многочисленных терминов, обозначающих трудности общения  и имеющих хождение в обиходном  и научном языке, можно назвать  следующие: коммуникативные и психологические  барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности. В  целях терминологической упорядоченности  выделим три основных понятия  – нарушения, трудности и барьеры.

  Нарушения, трудности  и барьеры объединяет то, что все  они возникают непреднамеренно, протекают внешне бесконфликтно  и сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении, отрицательными эмоциями. Различаются они по тяжести  протекания и психологическим последствиям, по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения.

  В трудностях общения следует выделить сугубо психологический и коммуникативный  аспекты. Психологический аспект разнообразных трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения и включает в себя, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность, бессодержательность общения.

  Можно говорить о неумении установить контакт и о неспособности его установить. Если первое связано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться, то второе вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции.

  Коммуникативность человека может пониматься как владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу). Коммуникабельность следует понимать как владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Нарушения общения и коммуникативные барьеры 

  Нарушение межличностного общения  – двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

  Разрушение  отношений с кем-либо вследствие подозрительности, манипулятивности, зависти, ревности и т. п. ведет к  затяжным нарушениям в области межличностных  контактов, при этом в определенной мере «страдают» и контакты с другими  людьми, увеличиваются неловкость, неадекватность, раздражительность  – предвестники невротических изменений  личности.

  Нарушения межличностного неформального общения представляют собой наиболее тяжелые по своим психологическим последствиям межличностные осложнения в сфере общения. Они трудно устранимы, требуют вмешательства психотерапевта или психолога, корректируются через осознание и изменение системы отношений. Чаще всего они являются следствием разрушающихся межличностных отношений в данной паре и не распространяются на другие контакты.

  Коммуникативные барьеры появляются под влиянием внешних факторов со стороны объекта  или ситуации взаимодействия. Общение  может идти «на разных языках»  из-за различия культурно обусловленных  норм общения, при взаимодействии представителей разных культур, наций (особенно когда  имеются стойкие предубеждения, установки и стереотипы) или же вследствие большой разницы в  возрасте, когда каждый собеседник является носителем культуры, ценностей, идеалов, норм своего поколения. Могут  влиять и такие факторы, как отсутствие обратной связи в контакте, ошибки в понимании смысла, непринятие во внимание подтекста и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Трудности общения 

  Трудности межличностного неформального общения, в отличие  от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они  различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых  имеют тенденцию возникать, и  по степени влияния на успешность общения.

  В. Н. Куницыной  предложена общая классификация  трудностей межличностного неформального  общения по их причинной обусловленности  и содержательно-функциональным характеристикам, а также методы их диагностики.

  Можно выделить две группы трудностей:

  1) субъективно  переживаемые, не всегда проявляющиеся  в конкретном социальном взаимодействии  и не очевидные для партнера;

  2) «объективные»,  то есть обнаруживающие себя  в условиях непосредственных  контактов и снижающие успешность  общения и удовлетворенность  его протеканием.

  К субъективно  переживаемым трудностям относятся  социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический  контакт. Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого общения (начальник – подчиненный); обнаружена ее связь с социальным интеллектом. Робость – поведенческая и характерологическая черта, обусловливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.

  Так называемые объективные трудности, то есть вызванные  объективными и, в общем устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).

  Трудности делятся на первичные и вторичные.

  Первичные трудности  зависят от природных свойств  человека, их отличает более жесткая  предопределенность и неизбежность возникновения. Большую роль в их появлении играют биологические, психофизиологические, личностные свойства; к числу последних  следует отнести агрессивность, тревожность, ригидность и другие личностные особенности, тесно связанные с  темпераментом.

     Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки влекут за собой определенные негативные изменения, прежде всего в доверительном общении.

  Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, чисто ситуативных), неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов, просчетов в воспитании, определенных условий общения (например, невозможность уединиться или депривация в детском возрасте). Эти трудности появляются и как следствие общения с неловким, скованным, насмешливым, язвительным, бесцеремонным, настырным и т. д. партнером. Наиболее типичным примером вторичных трудностей неформального межличностного общения являются психологические последствия сверхинтенсивного профессионального общения в условиях чрезмерной скученности при одновременной частичной социальной изоляции (полярные зимовки, длительное плавание на подводной лодке, геологические экспедиции и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Распространенность трудностей общения в разных возрастах 

  В ходе исследования В. Н. Куницыной в 1991 году с помощью  различных психологических тестов были обследованы 490 старшеклассников петербургских школ. Получена следующая  картина распространенности различных  трудностей в юношеском возрасте.

  На первом месте стоит застенчивость (от 25 до 35 %) – она встречается чаще других трудностей. Остальные представлены на диаграмме – отчужденность  на достаточно высоком уровне (19 %), затем  глубокая интровертированность (17 %), аутистичность (15 %), чрезмерная сенситивность (12 %). 

                         
 

  Достаточно  велико было количество людей с личностными  свойствами, снижающими их коммуникативную  успешность и совместимость: лиц  с пониженным самоуважением – 43%, высокоавторитарных – 36 %, агрессивных и конфликтных – по 25 %, истероидных –11%.

  Почти половина школьников (43 %) крайне не удовлетворены  общением и отношениями в близком  кругу, испытывают острое чувство одиночества; последнее сопровождает все трудности  в контактах и иногда отражает реальное положение вещей, то есть полное отсутствие друзей.

  Помимо застенчивости, можно выделить и другие свойства личности, приводящие к трудностям в общении; их можно кратко охарактеризовать так:

  • человек хочет и может, но не умеет общаться (невоспитанность, беззастенчивость, эгоцентричность);
  • не хочет, не умеет и не может общаться (аутистичность, глубокое одиночество);
  • умеет, но уже не может и не хочет (отчужденность, выключенность из социальных связей, одиночество в толпе);
  • умеет, может, но не стремится (глубокая интроверсия, самодостаточность, отсутствие мотивации);
  • и может, и хочет, но боится общаться (застенчивость).

  Застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность, повышенная сенситивность  принадлежат к глубоко личностным свойствам, они могут обостряться  при неблагоприятных обстоятельствах  и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие  для полноценных личностных контактов.

  В причинной  обусловленности и содержании трудностей общения застенчивых, аутистичных, одиноких, глубоко невротизированных  и неадаптированных людей имеются  некоторые общие черты. Такие  люди в большей степени нуждаются  в психологической и психотерапевтической помощи, функцию которой нередко  выполняет доверительное дружеское  общение.

Информация о работе Причины нарушения коммуникации и способы их преодоления