Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:43, реферат
Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.
Такая позиция позволяет
рассматривать внешние
На основе проведенного
анализа различных подходов к
проблеме школьной дезадаптации можно
сформулировать ключевые задачи диагностики,
коррекции, реабилитации и профилактики
школьной дезадаптации. Их формулировка
и конкретные решения поставленных
задач требуют определения
Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует:
знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка;
анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для школьной дезадаптации конфликта;
оценки этапности
и уровня соматофизического и
психического развития, индивидуально-психических
и личностных свойств, характера
ведущих отношений и
учета факторов, которые
выступают как условия
Указав базисные методические основания, мы определяем в настоящей работе школьную дезадаптацию следующим образом.
Школьная дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требования образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствуюшими возрастному психическому развитию.
Школьная дезадаптация преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы правилами и дисциплинарными нормами.
С указанной точки зрения школьная дезадаптация
это понятие не диагностическое, а оценочное.
это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок не может найти в школьной среде "свое место", не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющиеся потенции
При таком подходе
школьная дезадаптация оказывается
не признаком патологического
Психологический, проблемный подход к школьной дезадаптации направляет наше внимание на анализ и помощь при конфликтных отношениях ребенка: "ребенок и его родители (семья)", "ребенок и сверстники", "ребенок и учитель", "ребенок и школа как институт обучения", "ребенок и его психическое и физическое здоровье, личностная самооценка".
Критерии школьной дезадаптации.
1. неуспешность в
обучении по программам, соответствующим
возрасту и способностям
2. нарушения эмоционально-
3. повторяющиеся,
некорригируемые нарушения