Причины и методы предупреждения школьная дезадаптация. Предупреждение педагогам школьной дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:43, реферат

Описание работы

Широко распространенный сегодня феномен школьной дезадаптации самым неблагоприятным образом влияет как на детей, так и на взрослых. У детей отмечаются такие проявления как негативизм, трудности общения со сверстниками или взрослыми, школьные прогулы, страхи, повышенная возбудимость и др. А у родителей - повышенная напряженность по этому поводу, тревожность, эмоциональный дискомфорт, осознание семейного неблагополучия, неправильное взаимодействие с ребенком.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word ().docx

— 40.29 Кб (Скачать)

Такая позиция позволяет  рассматривать внешние проявления школьной дезадапации ("патологизацию" или развитие психических, психосоматических  расстройств; "оппозиционное" поведение  и неуспешность ребенка, другие формы  девиаций от социально "нормативных" учебных установок) как "маски", в которых описываются нежелательные  для родителей, для лиц, отвечающих за воспитание и обучение, других взрослых реакции связанного с ситуацией  обучения внутреннего, субъективно  неразрешимого для ребенка конфликта  и приемлемые для него (ребенка) пути разрешения конфликта. Многоообразные проявления дизадаптации по сути выступают  вариантами защитных адаптивных реакций  и ребенок нуждается в максимальной и грамотной поддержке на путях  своего адаптационного поиска;

На основе проведенного анализа различных подходов к  проблеме школьной дезадаптации можно  сформулировать ключевые задачи диагностики, коррекции, реабилитации и профилактики школьной дезадаптации. Их формулировка и конкретные решения поставленных задач требуют определения базовых  методологических оснований. С нашей  точки зрения наиболее значимой в  теоретическом и гуманитарном, личностно-ориентированном  подходе, который наиболее полно  корреспондируется с эмоционально-личностной концепцией образования, является социально-психологическая  концепция школьной дезадаптации.

Понимание в этом ключе процесса школьной дезадаптации требует:

знания социальной ситуации развития и жизнедеятельности  ребенка;

анализа его ведущего, субъективно неразрешимого и "системообразующего" для школьной дезадаптации конфликта;

оценки этапности  и уровня соматофизического и  психического развития, индивидуально-психических  и личностных свойств, характера  ведущих отношений и особенностей реакций на кризисную ситуацию и  личностно значимый конфликт;

учета факторов, которые  выступают как условия провоцирования, дополнительного углубления или  сдерживания процесса школьной дезадаптации.

Указав базисные методические основания, мы определяем в настоящей работе школьную дезадаптацию следующим образом.

Школьная дезадаптация - это социально-психологическое  и социально-педагогическое явление  неуспешности ребенка в сфере  обучения, связанное с субъективно  неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требования образовательной  среды и ближайшего окружения  и его психофизическими возможностями  и способностями, соответствуюшими возрастному психическому развитию.

Школьная дезадаптация преимущественно невозможностью обучения ребенка по программе, адекватной его  способностям, и нарушениями поведения, которые не согласуются с установленными Уставом школы правилами и  дисциплинарными нормами.

С указанной точки  зрения школьная дезадаптация

это понятие не диагностическое, а оценочное.

это внешнее проявление нарушений, при которых ребенок  не может найти в школьной среде "свое место", не может быть принят таким, какой он есть, и оптимально для себя реализовать имеющиеся  потенции

При таком подходе  школьная дезадаптация оказывается  не признаком патологического состояния (именно к такому объяснению неосознанно  тяготеют в большинстве случаев  и родители, и педагоги), а психологической  и педагогической проблемой.

Психологический, проблемный подход к школьной дезадаптации направляет наше внимание на анализ и помощь при  конфликтных отношениях ребенка: "ребенок  и его родители (семья)", "ребенок  и сверстники", "ребенок и  учитель", "ребенок и школа  как институт обучения", "ребенок  и его психическое и физическое здоровье, личностная самооценка".

Критерии школьной дезадаптации.

1. неуспешность в  обучении по программам, соответствующим  возрасту и способностям ребенка,  включая такие формальные признаки  как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные  признаки в виде недостаточности  общеобразовательных знаний и  навыков (когнитивный компонент  школьной дезадаптации).

2. нарушения эмоционально-личностного  отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной  с учебой: пассивно-безучастное,  негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное  и другие значимые, активно проявляемые  ребенком отношения к школе  и учебе (эмоционально-личностный  компонент школьной дезадаптации).

3. повторяющиеся,  некорригируемые нарушения поведения  (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное  поведение с активным противопоставлением  себя соученикам, учителям; демонстративное  пренебрежение правилам школьной  жизни, школьный "вандализм" (поведенческий  компонент школьной дезадаптации).

Информация о работе Причины и методы предупреждения школьная дезадаптация. Предупреждение педагогам школьной дезадаптации