Представления подростков о смысле жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление представлений подростков о смысле жизни.
В нашей работе мы решаем следующие задачи исследования:
1) изучить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы представления подростков о смысле жизни;
2) выявить особенности формирования самосознания в подростковом возрасте;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
§1. Понятие о смысле жизни......................................................................7
§2.Формирование самосознания
в подростковом возрасте..........................................................................14
§3.Предпосылки для становления смысла жизни в
подростковом возрасте..........................................................................18
§4. Исследования представлений подростков о смысле жизни............27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

ну как бы собственно КУРСОВАЯ).doc

— 286.50 Кб (Скачать)

Примечание: 1-самореализации, 2-семейные, 3-статусные, 4-экзистенциональные, 5-гедонистические, 6-альтруистические, 7-когнитивные, 8-коммуникативные.

 

Из рис.1.следует, что у 27% подростков ведущими смысловыми профилями являются профили самореализации, то есть главным в жизни является реализация своих возможностей, столько же опрошенных, 27% выбрали семейные смысловые профили, у 22% подростков преобладают экзистенциональные смысловые профили, для которых ключевыми являются такие понятия, как «свобода», «любовь», «жизнь», 5% опрошенных подростков выбрали гедонистические смысловые профили, что означает, что для них в жизни главное – это получать удовольствие от самой жизни, испытывать счастье, не были выбраны ведущими такие смысловые профили, как когнитивные (познание жизни, Бога, самого себя) и коммуникативные (общение).

Следующим методом было выбрано анкетирование, целью которого было – узнать представления подростков о смысле их жизни. Содержание анкеты дано в прил.2. Данные отражены в

Для выявления факторов, влияющих на становление смысла жизни в подростковом возрасте был использован метод ранжирование, содержание которого дано в прил.3. Данные отражены на рис.3.

 

Рис.2.  Выбор смысла жизни подростками

Примечание: 1-добиться успеха в жизни, 2-деньги, карьера, 3-стать хорошим человеком, 4-создать семью, детей, 5-помогать Родине, 6-получить образование, 7-заботиться о близких, 8-совершенствоваться, познавать новое, 9-осознать собственную роль в мире, 10-любимый человек, друзья, 11-счастье, 12-не могу сформулировать.

Из рис.2. следует, что подавляющее количество подростков (16%) смыслом своей жизни видят построение карьеры, материальный достаток, 15% опрошенных подростков считают, что главное – это стать хорошим человеком, 9%-добиться успеха в жизни, 6%-создать семью, детей, 5%-помогать Родине, 6%-получить образование, 8%-совершенствоваться, познавать новое, 10%-осознать собственную роль в мире, 5% подростков смыслом своей жизни выбирают друзей и любимого человека, 3% - счастье, 15% опрошенных не смогли сформулировать смысл своей жизни.

Для выявления факторов, влияющих на становление смысла жизни в подростковом возрасте мы использовали метод исследования – ранжирование (прил.3.) Результаты  отражены на рис.3.

Рис.3. Факторы, влияющие на становление смысла жизни в подростковом возрасте

 

Следующим методом исследования было выбрано тестирование «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика (адаптирован Д. А. Леонтьевым). Цель – изучение смысложизненных ориентаций подростков. Результаты отражены на рис.4.

 

Рис.4. Смысложизненные ориентации подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Леонтьев, Д. А. Психология смысла/ Д. А. Леонтьев. – Москва, изд-во Смысл, 2005. – 512с.;

http://www.vehi.net/etrubeckoi/smysl_zhizni/02.html;

Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности/ Н. И. Непомнящая. – Москва, изд-во ВЛАДОС, 2003. – 192с.;

Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. – Москва, изд-во Прогресс, 1990. – 368с.;

Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни/ В. Э. Чудновский. – Москва, МОДЭК, 2005. – 375с.;

Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. – Москва, изд-во Прогресс, 1990. – 368с.;

Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М. С. Яницкий. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. – 204с.;

Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005.– 400с.;

Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. 1526 с.;

Бодалев А. А. Смысл жизни и АКМЕ;

Психологический словарь Б. Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. Издательство: Прайм-Еврознак, 2005 г.;

Аверин, В. А. Психология детей и подростков/ В. А. Аверин. – СПб, изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379с.;

Обухова, Л. Ф. Возрастная психология/ Л. Ф. Обухова. – Москва, Просвещения, 1999. - 164с.;

И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-464 с.;

Технология формирования социальных навыков/ под ред. С. В. Березина. – Самара, 1999. – 345с.;

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с.;

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.-461с.;

Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.;

Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии,1982, №1 с.69.;

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.;

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.;

Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.;

Вайзер Г. А. Смысл жизни и "двойной кризис" в жизни человека. /Психологический журнал, 1998, № 5. - С. 3-14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета

«О смысле жизни»

Автор: Чудновский В. Э.;

Цель: выявление представлений подростков о смысле жизни;

Инструкция: Уважаемый ученик! Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты. Ваши откровенные ответы помогут нам в нашем исследовании.

Перед вами список из 24 утверждений. Это список жизненных смыслов, которые могут иметь люди. Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список.

 

Смысл моей жизни состоит в том:

1.      … чтобы помогать другим людям

2.      … чтобы быть свободным

3.      … чтобы получать удовольствие

4.      … чтобы совершенствоваться

5.      … чтобы добиваться успеха

6.      … чтобы быть с близким человеком

7.      … чтобы передать все лучшее своим детям

8.      … чтобы понять себя самого

9.      … чтобы делать добро

10. … чтобы жить

11. … чтобы испытывать счастье

12. … чтобы осуществить себя

13. … чтобы сделать хорошую карьеру

14. … чтобы чувствовать, что кому-то нужен

15. … чтобы жить ради своей семьи

16. … чтобы познавать Бога

17. … чтобы улучшать мир

18. … чтобы любить

19. … чтобы получать как можно больше ощущений и переживаний

20. … чтобы реализовать все свои возможности

21. … чтобы занимать достойное положение в обществе

22. … чтобы радоваться общению с другими

23. … чтобы помогать своим родным и близким

24. … чтобы понять жизнь

Теперь выберите из списка 3 утверждения, которые занимают 1-е место в системе Ваших личных жизненных смыслов, затем 3 утверждения, которые Вы могли бы поставить на 2-е, на 3- е и т.д. до 8-го места. Запишите порядковые номера этих утверждений в таблицу ниже. Справа от первого места запишите те три номера, которым вы дали первое место, справа от второго – три номера, которым вы дали второе место и т.д.

 

Таблица

 

 



Информация о работе Представления подростков о смысле жизни