Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа
Цель исследования – выявление представлений подростков о смысле жизни.
В нашей работе мы решаем следующие задачи исследования:
1) изучить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы представления подростков о смысле жизни;
2) выявить особенности формирования самосознания в подростковом возрасте;
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
§1. Понятие о смысле жизни......................................................................7
§2.Формирование самосознания
в подростковом возрасте..........................................................................14
§3.Предпосылки для становления смысла жизни в
подростковом возрасте..........................................................................18
§4. Исследования представлений подростков о смысле жизни............27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40
Примечание: 1-самореализации, 2-семейные, 3-статусные, 4-экзистенциональные, 5-гедонистические, 6-альтруистические, 7-когнитивные, 8-коммуникативные.
Из рис.1.следует, что у 27% подростков ведущими смысловыми профилями являются профили самореализации, то есть главным в жизни является реализация своих возможностей, столько же опрошенных, 27% выбрали семейные смысловые профили, у 22% подростков преобладают экзистенциональные смысловые профили, для которых ключевыми являются такие понятия, как «свобода», «любовь», «жизнь», 5% опрошенных подростков выбрали гедонистические смысловые профили, что означает, что для них в жизни главное – это получать удовольствие от самой жизни, испытывать счастье, не были выбраны ведущими такие смысловые профили, как когнитивные (познание жизни, Бога, самого себя) и коммуникативные (общение).
Следующим методом было выбрано анкетирование, целью которого было – узнать представления подростков о смысле их жизни. Содержание анкеты дано в прил.2. Данные отражены в
Для выявления факторов, влияющих на становление смысла жизни в подростковом возрасте был использован метод ранжирование, содержание которого дано в прил.3. Данные отражены на рис.3.
Рис.2. Выбор смысла жизни подростками
Примечание: 1-добиться успеха в жизни, 2-деньги, карьера, 3-стать хорошим человеком, 4-создать семью, детей, 5-помогать Родине, 6-получить образование, 7-заботиться о близких, 8-совершенствоваться, познавать новое, 9-осознать собственную роль в мире, 10-любимый человек, друзья, 11-счастье, 12-не могу сформулировать.
Из рис.2. следует, что подавляющее количество подростков (16%) смыслом своей жизни видят построение карьеры, материальный достаток, 15% опрошенных подростков считают, что главное – это стать хорошим человеком, 9%-добиться успеха в жизни, 6%-создать семью, детей, 5%-помогать Родине, 6%-получить образование, 8%-совершенствоваться, познавать новое, 10%-осознать собственную роль в мире, 5% подростков смыслом своей жизни выбирают друзей и любимого человека, 3% - счастье, 15% опрошенных не смогли сформулировать смысл своей жизни.
Для выявления факторов, влияющих на становление смысла жизни в подростковом возрасте мы использовали метод исследования – ранжирование (прил.3.) Результаты отражены на рис.3.
Рис.3. Факторы, влияющие на становление смысла жизни в подростковом возрасте
Следующим методом исследования было выбрано тестирование «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика (адаптирован Д. А. Леонтьевым). Цель – изучение смысложизненных ориентаций подростков. Результаты отражены на рис.4.
Рис.4. Смысложизненные ориентации подростков
Литература
Леонтьев, Д. А. Психология смысла/ Д. А. Леонтьев. – Москва, изд-во Смысл, 2005. – 512с.;
http://www.vehi.net/
Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности/ Н. И. Непомнящая. – Москва, изд-во ВЛАДОС, 2003. – 192с.;
Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. – Москва, изд-во Прогресс, 1990. – 368с.;
Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни/ В. Э. Чудновский. – Москва, МОДЭК, 2005. – 375с.;
Франкл, В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. – Москва, изд-во Прогресс, 1990. – 368с.;
Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М. С. Яницкий. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2000. – 204с.;
Прихожан, А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства/ А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.– Изд-во «Питер», 2005.– 400с.;
Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. 1526 с.;
Бодалев А. А. Смысл жизни и АКМЕ;
Психологический словарь Б. Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. Издательство: Прайм-Еврознак, 2005 г.;
Аверин, В. А. Психология детей и подростков/ В. А. Аверин. – СПб, изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379с.;
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология/ Л. Ф. Обухова. – Москва, Просвещения, 1999. - 164с.;
И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-464 с.;
Технология формирования социальных навыков/ под ред. С. В. Березина. – Самара, 1999. – 345с.;
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с.;
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.-461с.;
Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.;
Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии,1982, №1 с.69.;
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.;
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.;
Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.;
Вайзер Г. А. Смысл жизни и "двойной кризис" в жизни человека. /Психологический журнал, 1998, № 5. - С. 3-14.
Приложение 1
Анкета
«О смысле жизни»
Автор: Чудновский В. Э.;
Цель: выявление представлений подростков о смысле жизни;
Инструкция: Уважаемый ученик! Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты. Ваши откровенные ответы помогут нам в нашем исследовании.
Перед вами список из 24 утверждений. Это список жизненных смыслов, которые могут иметь люди. Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список.
Смысл моей жизни состоит в том:
1. … чтобы помогать другим людям
2. … чтобы быть свободным
3. … чтобы получать удовольствие
4. … чтобы совершенствоваться
5. … чтобы добиваться успеха
6. … чтобы быть с близким человеком
7. … чтобы передать все лучшее своим детям
8. … чтобы понять себя самого
9. … чтобы делать добро
10. … чтобы жить
11. … чтобы испытывать счастье
12. … чтобы осуществить себя
13. … чтобы сделать хорошую карьеру
14. … чтобы чувствовать, что кому-то нужен
15. … чтобы жить ради своей семьи
16. … чтобы познавать Бога
17. … чтобы улучшать мир
18. … чтобы любить
19. … чтобы получать как можно больше ощущений и переживаний
20. … чтобы реализовать все свои возможности
21. … чтобы занимать достойное положение в обществе
22. … чтобы радоваться общению с другими
23. … чтобы помогать своим родным и близким
24. … чтобы понять жизнь
Теперь выберите из списка 3 утверждения, которые занимают 1-е место в системе Ваших личных жизненных смыслов, затем 3 утверждения, которые Вы могли бы поставить на 2-е, на 3- е и т.д. до 8-го места. Запишите порядковые номера этих утверждений в таблицу ниже. Справа от первого места запишите те три номера, которым вы дали первое место, справа от второго – три номера, которым вы дали второе место и т.д.
Таблица