Представления подростков о смысле жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление представлений подростков о смысле жизни.
В нашей работе мы решаем следующие задачи исследования:
1) изучить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы представления подростков о смысле жизни;
2) выявить особенности формирования самосознания в подростковом возрасте;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
§1. Понятие о смысле жизни......................................................................7
§2.Формирование самосознания
в подростковом возрасте..........................................................................14
§3.Предпосылки для становления смысла жизни в
подростковом возрасте..........................................................................18
§4. Исследования представлений подростков о смысле жизни............27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

ну как бы собственно КУРСОВАЯ).doc

— 286.50 Кб (Скачать)


5

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

§1. Понятие о смысле жизни......................................................................7

§2.Формирование самосознания

в подростковом возрасте..........................................................................14

§3.Предпосылки для становления смысла жизни в

подростковом    возрасте..........................................................................18

§4. Исследования представлений подростков о смысле жизни............27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................38

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

О том, чем отличается человек от животного, говорится много и давно. Споры на эту тему не утихают и сегодня. Однако один простейший эксперимент наглядно демонстрирует одно из таких различий. Оно заключается в том, что человеку для счастья нужен смысл жизни (как он сам его обычно называет). Без него он быстро начинает тосковать и «пускаться во все тяжкие» несмотря на самые благоприятные условия физического существования.

В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур - в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский - во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики - в покорности судьбе. Изучением вопроса о смысле жизни занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги - теоретики и практики: З. Фрейд, В. Франкл, В. Розанов, В. Соловьев, С. Франк, В. Несмелов,  М. Тареев, Л. Выготский, Л. Толстой и др. В отечественной психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем. Д.А. Леонтьев определяет смысловую сферу личности как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах (1, с.78)

Особое место в психологии и философии занимает вопрос о поиске смысла жизни представителей определенной возрастной группы – подростков. Подростковый возраст один из самых ответственных и вместе с тем самых сложных периодов формирования личности. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст являются главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

Проблема исследования: каковы представления подростков о смысле жизни?

Тема исследования: «Представлении подростков о смысле жизни».

Цель исследования – выявление представлений подростков о смысле жизни.

Объект исследования – процесс формирования личности подростка.

Предмет исследования – представления подростков о смысле жизни.

Гипотеза исследования: представления подростков о смысле жизни определяются возрастными особенностями.

В нашей работе мы решаем следующие задачи исследования:

1) изучить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы представления подростков о смысле жизни;

2) выявить особенности формирования самосознания в подростковом возрасте;

3) изучить предпосылки для становления смысла жизни в подростковом возрасте;

4)  дать характеристику представлениям подростков о смысле жизни;

Решение этих задач осуществлялось при помощи следующих методов: ранжирование «Исследование системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова, анкетирование «О смысле жизни» В.Э.Чудновского, ранжирование «Факторы становления смысла жизни» В.Э.Чудновского, тест «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика (адаптирован Д. А. Леонтьевым), тест «Определение ценностных ориентаций» М. Рокича.

Выполнение курсовой работы осуществлялось по следующим этапам:

I этап - выбор проблемы исследования, определение темы работы и исследовательского инструментария;

II этап – сбор и изучение психолого-педагогической и специальной литературы;

III этап – отбор диагностических методик исследования и проведение констатирующего эксперимента;

IV этап – обобщение результатов исследования и формулирование выводов;

V этап – письменное оформление курсовой работы;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в углубление общепедагогических знаний об особенностях представления подростков о смысле жизни.

Практическая значимость связана с тем, что результаты исследования могут быть использованы в работе классного руководителя.

Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие о смысле жизни.

 

Когда размышляешь над проблемой смысла жизни, оказывается, по меткому замечанию Л.Н. Толстого, что речь идет вовсе не о точном знании, а о некотором роде веры «одни верят в то, что жизнь не имеет смысла, а другие не верят в это и, наоборот, считают ее исполненной смысла». Предполагается возможным проследить, как в философской литературе развиваются эти альтернативные точки зрения. 

К первой категории представителей философского знания, утверждающих, что жизнь бессмысленна, — а это, в основном, западные философы, — можно отнести, например, немецкого мыслителя середины XIX века А. Шопенгауэра (1788— 1860), автора работы «Мир как воля и представление», который называет жизнь «маятником между скукой и страданием». Другой представитель философской мысли, Н. Гартман, написавший произведение о пессимизме, считал всякое счастье самообманом. Есть лишь иллюзии счастья, их три: в настоящем, в загробной жизни и в прогрессе. И потому — «сон без сновидений — относительно счастливейшее состояние, ибо это единственный случай полного отсутствия страданий». Так называемые земные блага — здоровье, молодость, свобода, богатство — есть лишь условия нулевой точки ощущения. Гартман усматривает в жизни безумие желания и бедствие бытия. Безмятежность небытия — высшее блаженство.

Одним из немногих атеистов, рискнувших довести свое богоотрицание действительно до логического конца, был еще один философ, живший в XIX столетии, — Ф. Ницше. Он утверждал, что человек вышел из небытия и уйдет туда же вместе со своей жалкой цивилизацией и планетой. Естественно, что Ницше отверг все нравственные принципы христианства, ибо закон природы — это торжество сильнейшего.

В XX веке разлад между атеистическим взглядом на мир и жаждой идеала особенно ярко проявился у французского философа-экзистенциалиста А. Камю. Настаивая на абсурдности бытия, он, тем не менее, стремился опереться хотя бы на нравственную волю человека. Другие экзистенциалисты атеистического толка утверждали, что «абсурдность» мира выявляется при его столкновении с человеческим «Я», которое, подобно одинокому изгнаннику, тщетно ищет смысла и жаждет высшей гармонии. Но откуда возникают эти поиски и эта жажда? «Бога создают люди» — таково их обычное утверждение.

Ко второй категории философов, безусловно уверенных в наличии смысла жизни, можно отнести такого выдающегося представителя христианского экзистенциализма, как Н.А. Бердяев, впрочем, как и других представителей русской философской школы конца XIX — начала XX веков: Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, С. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, Л.Н. Толстого. Остановимся на анализе их взглядов.

Н.А. Бердяев утверждал, что философия есть поиск смысла жизни, а религия — его реализация. Что же говорит нам о смысле жизни русская философия?

I. Бессмысленно искать смысл жизни только в рамках биологического существования. Первое, в чем проявляется присущее человеку искание смысла — цели жизни, есть «жестокое страдание об окружающей нас бессмыслицы», — утверждал Е.Н. Трубецкой. «Тот смысл, который мы ищем, в повседневном опыте нам не дан и нам не явлен; весь этот будничный опыт свидетельствует о противоположном — о бессмысленности.» (2).

II. Каждый человек, так или иначе, определяет свое отношение к вопросу о поиске и наличии смысла жизни. Каждый в той или иной мере ищет смысл прекрасного, жизненного, вечного, всем доступно го. И неудивительно, что мы скоро разочаровываемся в ответах на вопрос о смысле жизни, предлагаемых нам различными философскими течениями:

• Сторонники гедонизма (греч. «гедоне» — «удовольствие») заявляют: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем!».

• Сторонники эвдемонизма говорят нам, что смысл жизни есть благо (греч. «эвдемония» — «счастье, благосостояние»).

• Проповедники утилитаризма (греч. «утилити» — «польза») видят смысл жизни в достижении пользы.

• Последователи материализма, признают только видимую, осязаемую материю, отрицающие природу духа, вечность.

По отношению к смысложизненным ориентациям русский религиозный мыслитель начала XX века профессор В.Ф. Марцинковский выделял 4 группы людей:

1) Эта группа людей старается не думать о «проклятом вопросе» смысла жизни. Их единственное желание — уйти от докучной неразрешимой думы, забыться теми или иными средствами (наркотики, алкоголь и т.п.). В драме Л. Андреева «Дни нашей жизни» изображаются московские студенты, принадлежащие к группе людей «опьяняющихся». Они одурманивают себя алкоголем и материалистической идеологией, которая выражена в словах их песни: «Умрешь, похоронят, как и не жил на свете». Но вот приходит и в их жизнь час пробуждения. В конце драмы студентка Оля, оглядываясь на разбитую, легкомысленно проведенную жизнь, восклицает: «Молодости, красоты своей жалко!». А герой драмы студент Глуховцев, уронив голову на стол, беззвучно рыдает.

2) Люди из второй группы — те, кто переделывает жизнь внешними способами — путем либо реформ, либо насильственных мер, переворотов, путем эволюции и революций. Они не видят смысла в жизни такой, какая она есть, и стремятся предписать, придать и даже навязать ей свой вымышленный, надуманный, а подчас и рациональный
смысл. «В Москве, в годы революции, — пишет Марцинковский, — я спрашивал ее борцов: "Зачем живет человек?" "Чтобы бороться!" — отвечали мне. "А зачем бороться?" — "Чтобы жить!"».

3) К третьей группе относятся люди, которые, отчаявшись в поисках истинного смысла бытия, уходят из жизни.

4) Четвертая группа — это люди, нашедшие смысл жизни. «Они начали с того, что перестали искать его в себе, в темной, бессмысленной жизни повседневного опыта, ибо это все равно, что искать света в темном погребе. Они нашли жизнь осмысленную, или, что то же, обрели Живой Смысл, приняли Его и пошли за Ним».

По Марцинковскому, люди, относящиеся к первым трем категориям, — это те, кто пытается искать смысл жизни в области обыденно-психологической, и отчаяние толкает их на те или иные поступки, руководит тем или иным поведением.

III. Какой же вывод делают представители русской философии конца XIX — начала XX веков, указывая на бессмысленность поиска жизненных целей в рамках только биологической или только психофизиологической жизни человека? Что можно этому противопоставить?

В одной из своих работ Н.А. Бердяев отвечает на этот вопрос: «Искание истины и смысла я противоположил обыденности, бессмысленной действительности. Это был поворот к духу и обращение к духовности». Живая жизнь духа и есть то интегральное, что освещает жизнь души и тела, наполняет бытие смыслом.

Русская религиозная философия полемизирует с материалистическим пониманием смысла жизни, которое выражено в следующих постулатах:

• смысл жизни заключается в самом факте жизни, человек живет, чтобы жить;

• смысл жизни находится где-то в самой жизни, заключается в чем-то земном;

• смысл жизни реализуется в процессе жизни, но не как высшая цель, которой желательно достигнуть, а как путь, по которому следует идти.

Русской религиозной философией было выделено несколько критериев, по которым мы можем судить о наличии у человека смысла жизни. Это: 1) отношение ко времени и рассмотрение дихотомии «жизнь — смерть»; 2) иерархия целей и ценностей; 3) наполненность, целостность бытия человека, нашедшего и реализующего смысл жизни.

Думая о жизни и ее чаемом смысле, человек неизбежно должен сознавать жизнь как единое целое. Он стремится к тому, что можно назвать удовлетворением, наполнением нашей душевной пустоты; человек стремится именно к осмысленной, объективно полной, самодовлеюще ценной жизни.

Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека (3, с.23-24).

Кроме того, не стоит забывать, что смысл жизни каждый человек видит по своему.

Смысл жизни  -  разный от одного человека к другому, от одного дня до другого и от одного часа до другого. Таким образом, можно говорить  не о  смысле жизни вообще,  а  о специфическом смысле  жизни данного  человека в  данный момент. Ставить вопрос  в общих выражениях – все равно что спросить чемпиона мира по шахматам: "Скажите,  какой шахматный ход -  самый лучший в мире?" Не  существует такой  вещи, как лучший  или  просто хороший  ход  вне конкретной  ситуации в  игре и личности противника. То  же самое  верно  для человеческой жизни. Не следует искать абстрактного  смысла жизни.  У  каждого   есть  свое  особое  призвание  или  миссия,  конкретное предназначение в жизни,  которое требует  выполнения. Во  всем этом  ему нет замены,  и  его жизнь не может быть  прожита  заново.  Таким образом, задача каждого уникальна, как и его специфическая возможность ее выполнить.

Информация о работе Представления подростков о смысле жизни