Представления подростков о смысле жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление представлений подростков о смысле жизни.
В нашей работе мы решаем следующие задачи исследования:
1) изучить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы представления подростков о смысле жизни;
2) выявить особенности формирования самосознания в подростковом возрасте;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
§1. Понятие о смысле жизни......................................................................7
§2.Формирование самосознания
в подростковом возрасте..........................................................................14
§3.Предпосылки для становления смысла жизни в
подростковом возрасте..........................................................................18
§4. Исследования представлений подростков о смысле жизни............27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................38
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

ну как бы собственно КУРСОВАЯ).doc

— 286.50 Кб (Скачать)

Смысл жизни – это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий (4, с.107-112).

В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Но определение смысложизненной ориентации - лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная ориентация «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В связи с этим В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысложизненной ориентации:

- «реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой -- индивидуальным возможностям человека;

- «конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека (5, с.132-135).

Так как  каждая  ситуация в  жизни  представляет собой  вызов человеку, ставя  задачу,  которую  ему  надо  решить,  вопрос  о  смысле жизни следует повернуть  в  обратном  направлении. В  конечном  итоге,  не  человек должен задавать  этот вопрос;  напротив. он должен  признать,  что спрашивают  его. Одним  словом, это жизнь задает человеку вопрос, и он может ответить  только одним   способом  -  отвечая  за  свою   собственную  жизнь,  взяв  на  себя ответственность за свои поступки (6, с.112).

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов (7, с.34-38).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Особенности формирования личности в подростковом возрасте

Возрастные рамки подросткового периода составляют от 11 до 15 лет. Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. (Кулагина)

Дружба, любовь - важные проблемы данного возраста, и решение этих проблем наиболее ценно. На втором месте по степени влияния на ценности стоит тип учебного заведения, в котором осуществляется обучение. Также из литературы известно, что между смыслами и ценностями у взрослого человека наблюдается не расхождение, а прямая взаимосвязь. Следовательно, это расхождение с возрастом исчезнет, но чтобы оно исчезло безболезненно и способствовало развитию смысловой сферы, необходима специальная работа (8, с.231-234).

Исследователи отмечают, что предпосылки для становления смысла жизни создаются уже в подростковом возрасте -возрасте открытия своего «Я». Именно «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» (9, с.21).

Как известно, данный период связан с овладением способностью к осознанному ученичеству - чисто человеческой способностью в высших ее проявлениях. А уж овладеет ли подросток этой способностью и станет ли она неотъемлемой частью его жизнедеятельности, зависит не только от него, но и от окружающих его взрослых, а также от множества других обстоятельств. Философы и психологи связывают данную способность с другой, развивающейся тогда же и называемой рефлексией - способностью взглянуть на себя со стороны, способностью разобраться в своих возможностях.

На данном этапе овладения ученичеством подросток осваивает «культуру сомнения» (начинается она с недоверия) по отношению к своим знаниям и знаниям окружающих, которая вынуждает (побуждает) его к поиску «более правильного» знания. До сих пор он продвигался от «не понимаю», «не знаю», через «что-то кажется понятным» к «теперь все понял», «теперь знаю». Сумма таких движений и говорила подрастающему ребенку о степени приближения к взрослости. (Да, пока он еще многого не понимает и не знает, но со временем и он разберется, став взрослым, умным и сильным. (10, с.260).

На определение подростком смысла своей жизни во многом влияет самосознание.

Самосознание – это осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека может быть направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть самосознание) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия) (11).

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция (Образ-Я). Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне (12, с.115-121).

Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

o                     умение познакомится с понравившимся человеком;

o                     свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;

o                     ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;

o                     подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;

o                     подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;

o                     "героем" подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;

o                     подросток склонен к мечтанию и фантазированию;

o                     группе подростков свойственно возникновение кодексов;

o                     подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме (13, с.97-102).

Одним из основных фактора формирования смысложизненных ориентаций являются, так называемые, линии развития жизненного мира.

Существуют линии развития жизненного мира, связанные:

      с духовно-нравственной направленностью личности;

      с формирующейся духовно-нравственной и сущностной направленностями личности;

      с эгоистической направленностью личности;

с гедонистической направленностью личности (14, с.308-310).

 

Поиски ответов на вопросы "кто я?", "что я?" и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Формирование абстрактного мышления сопровождается у подростка потребностью в отвлеченных рассуждениях о себе, о своем месте среди людей, о смысле жизни. При этом вместе с чувством наслаждения появляется смутное беспокойство, тревога (15, с.156-163).

 

 

§ 3. Смысл жизни в подростковом возрасте

Становление смысла жизни в подростковом возрасте обусловлено в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа. Подросткам свойственна неустойчивая самооценка. Так же как, поведение их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть. Автономная мораль и нравственная независимость то группы появляются к 16 годам только у 10% (16, с.344-345).

Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает все новые и новые черты. Его отдельные образы “Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений.

Развивающиеся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого (17, с. 287).

В этот период у многих детей наблюдается подростковый кризис. Он связан с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями, расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность  растет.   Так, в  изученных  Е.К.Матлиным    сочинениях   десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза  больше  критических  высказываний,  чем  у пятиклассников (18, с.32).

Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР.  Чаще  всего  в ранней  юности  жалуются  на  слабоволие,   неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки как капризность,  ненадежность, обидчивость.

Подросток  ориентирован, прежде всего, на поиск ответа, “каков он среди других,  насколько  он  похож на них”, старший подросток - “каков он в глазах  окружающих,  насколько  он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу” (19, с.9).

Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные  идентификации  ребенка  со  взрослым,  которые составляют необходимую предпосылку развития    психосоциальной    идентичности в подростковом  возрасте.  Чувство  идентичности   формируется   у   подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие  корнями в   детство.    Подросток   уже   пытается   выработать единую картину мировосприятия,  в  которой   все   эти   ценности, оценки   должны   быть синтезированы. 

В подростковом возрасте происходит "овладение внутренним миром", "возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком" (20, с.327-328). 

Именно в этом возрасте создаются предпосылки для становления смысла жизни, поскольку это "возраст открытия своего "Я", оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения - с другой" (21, с.327)

В этом возрасте, как отмечает И.С. Кон, встает вопрос о смысле жизни, который является "наиболее общей, философской формой раздумий личности" (22, с.205).

Информация о работе Представления подростков о смысле жизни