Представления о дружбе в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить психологические особенности дружбы в подростковом возрасте.
Объект исследования – дружба как форма межличностных отношений.
Предмет исследования – система представлений подростков о дружбе.
Цель исследования – выявить понимание детей понятия дружба.
Гипотеза – дети в подростковом возрасте воспринимают дружбу как важный фактор дальнейшего развития в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты………………………………………………………….5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…………….5
1.2 Дружба как форма межличностных отношений………………………10
1.3 Дружба в подростковом возрасте…………………………………….14
ГЛАВА 2 Исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте……………………………………………………………………………22
2.1 Организация исследования……………………………………………22
2.2 Анализ полученных данных…………………………………………..23
2.3 Рекомендации…………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психология.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Противоречие существует уже на уровне обыденного сознания. С одной стороны, мы говорим, что необходимо знать своих друзей, не бояться указывать им на недостатки. С другой стороны, моральный кодекс дружбы осуждает взгляд на друга со стороны, обсуждение его характера, внутреннего мира и своих взаимоотношений с ним с посторонними и тем более манипулирование его личностью. Отношение к другу как к вещи этика считает безнравственным, приписывая дружбе абсолютную, самодовлеющую ценность.

В дружбе эти свойства выражены особенно наглядно. Как моральное  отношение дружба возникает лишь после того, как межличностная связь перестает считаться простым проявлением эмоционального влечения, социальной обязанностью или результатом рационального расчета. Ни влечение, ни ритуал, ни расчет не перестают от этого существовать и не утрачивают своего автономного значения. Однако они подчиняются теперь более высоким нравственным соображениям, совмещаются с понятиями долга и добродетели. Отныне «настоящая дружба» становится эталоном, по которому оцениваются все реальные личные отношения. Как бы ни варьировался этот эталон в разных обществах и у разных классов, в нем всегда представлены такие личности константы, верность, независимость от ситуативных соображений. Ведь, по выражению К. Маркса, «мораль живится на автономии человеческого духа…».

Регулируя поведение  людей, всякая мораль постулирует какие-то нормы взаимозависимости, дисциплины, солидарности. При этом, выступая всеобщим эталоном человеческих отношений, дружба являет собой воплощение альтруизма, сотрудничества, мира. Разумеется, эта всеобщность обманчива. Античный человек и подумать не мог о равенстве и дружбе между свободными и робами. Кроме того, реальные межличностные отношения всегда предполагают сложную совокупность мотивов. Социально-психологические теории, описывающие дружбу как обмен, взаимное подкрепление или ролевое взаимодействие, отражают реальные поведенческие, эмоциональные и познавательные процессы. Недаром слово «дружба» применяется не только к межличностным контактом, но и к отношениям между народами, государствам. При всей интимности дружеских отношений масштаб дружбы определяется, прежде всего, социально – нравственной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых сойдется их союз. Примером античной дружбы неизменно связаны с героическими деяниями, воинскими подвигами или борьбой за свободу. Романтическая дружба опосредствуется совместными духовными исканиями, протестом против холодного «вечного» мира, художественным творчеством. Много ярких примеров дружбы дает история революционного движения.

Сама потребность в  дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее, щедрее к людям.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Петровский, А. В., Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский – М.: Академия, 1996. - 496 с.
  2. Боцманова Э. М., Захарова А. В. Дружба в подростковом возрасте.
  3. Волков Б. С. Психология подростка – 3-е изд. исправл. И доп. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.
  4. Гавриловец К. В. Дружба, товарищество, любовь. Мн: Народная асвета, 1981. – 48с.
  5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.1. – М.:Владос,2001. – 688с. – С. 601 – 604.
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
  7. Статья «Дружба в подростковом возрасте» - сайт http://upodrug.ru/posts/2143
  8. Статья «Подростковый возраст. Психические особенности» - сайт http://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1
  9. Статья «Дружба в подростковом возрасте» - сайт http://www.glavsovet.ru/junior/junior27.php
  10. Статья «Виды дружбы» сайт - http://azps.ru/articles/soc/soc81.html

 


Информация о работе Представления о дружбе в подростковом возрасте