Представления о дружбе в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить психологические особенности дружбы в подростковом возрасте.
Объект исследования – дружба как форма межличностных отношений.
Предмет исследования – система представлений подростков о дружбе.
Цель исследования – выявить понимание детей понятия дружба.
Гипотеза – дети в подростковом возрасте воспринимают дружбу как важный фактор дальнейшего развития в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты………………………………………………………….5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…………….5
1.2 Дружба как форма межличностных отношений………………………10
1.3 Дружба в подростковом возрасте…………………………………….14
ГЛАВА 2 Исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте……………………………………………………………………………22
2.1 Организация исследования……………………………………………22
2.2 Анализ полученных данных…………………………………………..23
2.3 Рекомендации…………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психология.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Если плохо складывается общение в классе, во дворе, не получается, допустим, дружба с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникают охлаждение, угроза отчуждения, подростки, попавшие в такую неблагоприятную ситуацию, ищут новую сферу общения и при этом могут пойти на случайные контакты, лишь бы только не остаться в одиночестве.

Иногда бывает так, что  вы ясно видите, что «друг» вашего сына уводит его с прямой дороги, плохо  влияет на него, а сын не может  противостоять ему. Такая дружба становится особенно опасной, если не все благополучно в отношениях подростка со взрослыми - с родителями, учителями или другими близкими ему людьми. В таких случаях грубость, которую он заимствует у своих новых друзей, становится для него формой протеста против не удовлетворяющих его отношений со взрослыми. Прежде всего нужно снять отрицательную эмоциональную окраску этих отношений. Можно, например, найти какое-то дело, которое бы увлекло, заинтересовало вашего сына. Для вас это дело создало бы почву для установления новых контактов с ним -деловых, лишенных эмоционального напряжения, приведшего к конфликту.

С большой осторожностью  надо выбирать способы непосредственного  влияния на дружеские отношения  подростков. Не следует в этих случаях  прибегать к прямому запрету, поскольку его результаты нередко  бывают обратными. Нежелательная дружба еще больше укрепляется, но при этом уходит в "подполье", становится тайной и поэтому еще более опасной. Родители по существу теряют всякую возможность контролировать эти отношения, а они развиваются дальше и в конечном итоге могут привести к печальному финалу.

Возможно, более эффективным  будет другой путь: попытаться вызвать  подростка на открытый "бой", на конкретных поступках "друга" показать, что смелость его оборачивается  в каких-то ситуациях трусостью, независимость граничит с грубостью  и наглостью, а его геройство основано на неуважении к личности другого человека. Такие споры или беседы должны быть обязательно конкретными. Разговор должен идти именно про этого друга, про этого подростка, а не про плохих мальчиков и девочек вообще. Необходимо развенчать именно этот образец, именно этого кумира. И не ждите, что это удастся сделать легко и быстро. Это потребует от вас значительно больших усилий, чем просто запрет, но и даст несравненно лучшие результаты.

Но следует помнить, что так называемый опасный друг сам часто не умеет оценить свои поступки, и его поведение является результатом дефектов нравственного воспитания, своеобразной морально-этической слепоты. Изучение трудных подростков показывает, что эта трудность нередко является следствием неумения найти свое место среди товарищей, несложившихся дружеских отношений. Состояние конфликта с товарищами очень тяжело переживается подростком. Боязнь быть отвергнутым сверстниками становится для него не только источником беспокойства, но и нередко толкает на такие поступки, обычно для него не свойственные, которые, по мнению этого подростка, должны возвысить его в глазах сверстников.

Дружба подростков - глубоко  интимное явление, составляет очень  важную для подростка часть его  духовного мира. Она требует от воспитателя особого внимания и чуткости. "Беречь интимность, неприкосновенность духовного мира подростка, - писал В.А. Сухомлинский, - одна из важнейших задач воспитания. Если кто-то посторонний вмешивается буквально во все, о чем думает, что переживает подросток, что он хочет уберечь от постороннего взгляда, - это притупляет эмоциональную чуткость, огрубляет душу, воспитывает "толстокожесть", которая в конце концов приводит к эмоциональному невежеству... Если хотите, чтобы подросток пришел к вам за помощью, открыл вам свою душу, - берегите именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимается болезненно... Уважение к личности воспитанника закономерно ведет к расширению сферы личного, интимного, неприкосновенного".

Такими глубоко личными "уголками души" в подростковом возрасте становятся и отношения между мальчиками и девочками.

Уже в младшем подростковом возрасте отношения между мальчиками и девочками начинают принимать  особую эмоциональную окраску. Возникает  первый интерес друг к другу, первые симпатии. Эти первые чувства у разных ребят могут проявляться по-разному. Некоторые мальчики стесняются дружить с девочками, стараются держаться обособленно от них, переходят на нарочито грубый тон. Другие открыто дружат с ровесницами и даже опекают их.

Психологами отмечено, что младшие подростки - мальчики и девочки - обнаруживают значительные различия в отношении к противоположному полу. Девочки, раньше созревающие и раньше взрослеющие, чем мальчики того же возраста, более открыто проявляют свои дружеские чувства по отношению к мальчикам. Они, например, гораздо чаще выбирают мальчиков в качестве партнеров для совместных занятий, игр, выполнения общественных поручений. Мальчики держатся более замкнуто. Девочки охотнее играют в мальчишеские игры, мальчики в "девчоночьи" - никогда.

Дружба между мальчиком  и девочкой обычно возникает на основе совместных занятий, общих интересов: они учатся в одном классе, сидят  за одной партой, помогают друг другу  в учении и в работе, вместе занимаются в кружках. В этой совместной деятельности возникают и укрепляются дружеская привязанность, взаимопонимание, сопереживание, эмоциональная близость. Это, конечно, еще не любовь, может быть, даже еще не влюбленность, но надо помнить, что в этом возрасте происходит один из важнейших сдвигов в физиологическом развитии человека - процесс полового созревания. Половое созревание обостряет отношение подростка к себе как к взрослому, интенсифицирует усвоение взрослых способов общения. Отношения мальчиков и девочек также начинают строиться по рецептам, заимствованным у взрослых. Появляются любовные записки, свидания, секреты, у старших подростков - тяга к совместному времяпрепровождению.

Содержанием этих, нередко  осуждаемых взрослыми, форм общения  подростков являются чувство симпатии, интерес к другому человеку, дружеская привязанность. Говоря словами Герцена, первая любовь есть не что иное как страстная дружба. А нездоровый тон в эти отношения часто вносят сами взрослые. Они либо иронизируют над дружбой мальчиков и девочек, либо прямо возражают против нее. И то, и другое вызывает протест подростков.

Упреки, угрозы, запреты  могут привести к тому, что дружба из гласной станет тайной. В таком  случае изменится характер отношений: став запретными, скрываемыми, они неизбежно  приобретут сексуальный характер. Надо помнить, что половое созревание придает сильную, хотя и не всегда осознаваемую, сексуальную окраску всем переживаниям подростка. Взаимоотношения полов - проблема большой жизненной и общественной важности.

Подведем итог. Основные особенности подросткового возраста связаны с формированием нового уровня самосознания. Подростку необходимо разобраться в себе, в своих возможностях, успехах и неудачах, в своих отношениях с товарищами и взрослыми. Переживаемые ребенком трудности во многом определяют формирование его личности: у одного появляется неуверенность в себе, чрезмерная ранимость, у другого развивается умение приспосабливаться к мнению окружающих, третий, не сумев найти общего языка с друзьями, замыкается или ищет сферу общения вне семьи и школы, некритически принимая принципы, на которых строится это общение. Но вместе с тем многие подростки благополучно минуют подводные камни и рифы этого возраста, развиваясь гармонично и бесконфликтно. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте.

2.1 Организация исследования

Экспериментальное изучение представлений подростков о дружбе в 6 классе школы №39 г. Кирова. В эксперименте приняли участие 19 человек(10 мальчиков и 9 девочек).

Для изучения представлений  подростков о дружбе использовался  метод незаконченных предложений. Подросткам было предложено продолжить 3 высказывания:

    • Дружба это –
    • Настоящий друг – это
    • Друзья бывают –

Вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены  на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемых, к представителям своего или противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Обработка полученных данных проводилась методом контент  – анализа. Контент - анализ или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент - анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.

2.2 Анализ полученных  данных

Было проведено исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте с помощью методики незаконченных предложений. На вопрос «дружба это-» 70% детей ответили «когда человек относится к другому человеку с пониманием» а, 30% детей ответили «любовь к другим сверстникам». На вопрос «настоящий друг-» 80% детей ответили «друг, на которого всегда можно положиться», а 20% детей ответили «человек который всегда придет на помощь». На вопрос «Друзья бывают - » все дети ответили «добрые, отзывчивые, любящие, общительные, ласковые».

Наверное, каждый ребенок хочет, чтобы друг понимал все его действия и поступки, поэтому 70% испытуемых ответили, друг это понимающий человек. Но для детей еще и важно то, чтобы друг любил его. Поэтому 30% детей ответили, что друг это еще и любящий человек.

В дружбе занимает очень  важное место настоящий друг. На вопрос, каким должен быть настоящий друг все дети ответили, что это друг, на которого всегда можно положиться, и который всегда придет на помощь. Потому что для детей важна поддержка друга не только на словах, но и на деле. Друзья, по мнению детей во что бы то ни стало, должны придти на помощь в трудную минуту. Большинство подростков ответило, что друг – это, во-первых, человек, который тебя понимает. С ним всегда можно поделиться самыми сокровенными мыслями. Все наши тайны и секреты должны оставаться между нами.

Конечно, очень важно, чтобы настоящий друг был сговорчивым  и добрым, честным и справедливым. Важно, чтобы он с уважением относился к своим одноклассникам и старшим людям.

Методика незаконченных  предложений показала, что подростки  считают, что иметь настоящего друга  всегда важно и ответственно. Настоящие  товарищи должны дорожить дружбой и уважать друг друга. Без друзей жить не только трудно, но просто невозможно.

2.3 Рекомендации

Создавайте возможности  для дружбы. Периодически спрашивайте  у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе - спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками. Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Обсуждайте с ребенком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно рассказывают о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребенок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим.» или «Ничего, найдешь себе новых друзей.» - ваше чадо может решить, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло, поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта (может быть, у друга просто было плохое настроение) и постарайтесь найти пути к примирению. Чем старше становится ребенок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в коллективе сверстников и мнение о нем других детей. И если у ребенка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на дни рождения, он начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого маленького человека - его родители тоже чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребенка за то, что тот «не такой как все». Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но их вмешательство в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребенка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему он должен сам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе моего исследования я рассмотрел важнейшие закономерности дружбы. Теоретический анализ дружбы показал, что для подростков дружба является интимным чувством каждого ребенка. Это качество очень важно для развития ребенка, как личности. В ходе эмпирического исследования выяснилось, что друг должен быть чутким, заботливым. Настоящая дружба нужна каждому ребенку, и большинство испытуемых ответили что настоящий друг, это тот, кто всегда придет на помощь в трудную минуту. Рационально объяснить дружбу – значит свести ее к каким-то утилитарным, нормативным соображениям. Наука обязана делать это. Но при этом остается как раз та не рассуждающая самоценность, в которой нравственное сознание усматривает самую сущность дружбы.

Информация о работе Представления о дружбе в подростковом возрасте