Предмет, специфика и задачи педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Педагогика как наука о воспитании……………………………….4-5
2. Возникновение и развитие педагогики……………………………6-10
3. Основные категории педагогики…………………………………..10-13
4. Система педагогических наук……………………………………...13-16
Заключение……………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………....18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную  систему, можно анализировать по разным признакам. Главные отрасли  по критерию последовательности связей педагогических отраслей, изучающих  воспитание человека на всем протяжении его развития и формирования.

Фундаментом педагогики является философия, в частности, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания и потому получила название философии воспитания. Эта  область знаний использует в воспитательной практике идеи различных философских  систем. Одна из задач философии  воспитания, как ее определяет английский философ А. Брент, состоит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить сущность предмета и методов воспитания.

Давние и прочные  связи педагогики с философией (вспомним, что педагогика еще совсем недавно  была частью философии) обусловили особую роль последней. Философия остается основой педагогики. Многие специалисты  развивают философскую базу педагогики. К их числу принадлежат видные зарубежные исследователи, а также  известные отечественные ученые Б. С. Гершунский, Н. С. Розов, П. Г. Щедровицкий.

Философия указывает  педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений  и процессов. Поэтому философию  с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято  считать методологической основой  педагогики.

Развитие воспитания как общественного явления исследует  история педагогики. Принцип историзма  — важнейший для развития любой  науки: понимая прошлое, заглядываем  в будущее. Исследование того, что  уже было, сопоставление его с  настоящим не только помогают лучше  проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают обоснованными прогностические  предположения, устремленные в будущее.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая  общие основы учебно-воспитательного  процесса в воспитательных учреждениях  всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие  основы; 2) дидактика (теория обучения); 3) теория воспитания и 4) школоведение.6 Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Дошкольная и  школьная педагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются  закономерности воспитания подрастающего  человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика в настоящее  время охватывает всю систему  среднего образования. В ее компетенции  — и закономерности учебно-воспитательного  процесса в профессионально-технических  учебных заведениях, и особенности  воспитания в средних учебных  заведениях всех типов, и вопросы  воспитания молодежи, получающей среднее  и высшее образование через систему  вечерних (сменных, заочных) школ или  с помощью сети Интернет (дистанционное  обучение). Завершено или завершается  оформление самостоятельных педагогических дисциплин, отражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учреждений — дошкольной педагогики, педагогики профтехшколы, производственной педагогики, педагогики дистанционного обучения и др.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические  проблемы получения высшего образования  в современных условиях, в том  числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в  тесном содружестве с педагогикой  труда занимается проблемами повышения  квалификации, а также очень острыми  сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного  хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Военная педагогика исследует особенности  воспитательных процессов в специфических  условиях.

В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная, пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогики и др.

Люди с разными  нарушениями и отклонениями в  развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами  обучения и воспитания глухонемых и  глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика. В последнее  время активно развиваются новые  отрасли педагогики — профилактическая (лечебная), реабилитационная, коррекционная, превентивная.

Особую группу педагогических наук составляют так  называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах  учебно-воспитательных учреждений. Методикой  преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Педагогика — одна из социальных наук, которая исследует процесс  воспитания человека, то есть ее предметом  является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Итак, педагогическая наука – это сгусток  многовекового опыта обучения и  воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних  исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки  помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний  спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается  о практику. Испытание практикой  подтверждает многократно: без глубокого  знания науки воспитания не развивается  искусство воспитывать. Знание закономерностей  обучения и воспитания, овладение  методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

К усвоению педагогики надо подходить как к  научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство  как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может  быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это  его путь – путь поиска, постоянного  беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список использованной литературы

 

  1. Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. - М.: Наука, 1998.
  2. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: ЮНИТИ, 1990.
  3. Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1999.
  4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики - М.: Просвещение, 2004.
  5. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003.
  6. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  7. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1999.
  8. В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997.
  9. Подласый И. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996.
  10. Прокопьев И. И. Педагогика. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997.
  11. Федеральный закон от 13.01. 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» (ред. от 28.02.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №3.
  12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1990.

1 Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.,  1995. С.125.

2 Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. - М.,  1999. С. 239.

3 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф.,  История педагогики - М., 2004.С. 175.

4 Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1999. С. 236.

5 Федеральный закон от 13.01. 1996 г.  №12-ФЗ  «Об образовании» (ред. от 28.02.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №3.

6 Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003.С. 241.


Информация о работе Предмет, специфика и задачи педагогики