Предмет, специфика и задачи педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Педагогика как наука о воспитании……………………………….4-5
2. Возникновение и развитие педагогики……………………………6-10
3. Основные категории педагогики…………………………………..10-13
4. Система педагогических наук……………………………………...13-16
Заключение……………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………....18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего  в древних памятниках письменности. Например, в таких произведениях  древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире  Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков. Богата традициями русская педагогическая мысль.

Вопросы образования  и воспитания всегда привлекали к  себе внимание писателей, философов  и ученых.

Не случайно истоки теоретической педагогической мысли  открывают в работах великих  древних философов — Платона  и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека.

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и  авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он изложил свои основные идеи в  труде «Великая дидактика», который  получил мировое признание,

Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в  Германии.

С 1613 г., благодаря  Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно  понималось как искусство обучения.

Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли  общей педагогики.

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в  рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к  основанию специальных учебных  заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в  Германии.

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась  как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления  дошкольной и школьной педагогики.

Профессиональная  педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных  условиях педагогику рассматривают  как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального  развития, поскольку:

1) современная  система образования и воспитания  касается практически всех людей;

2) во многих  странах создана система непрерывного  образования человека; она включает  в себя все звенья — от  дошкольного учреждения до профессиональной  подготовки и курсов повышения  квалификации.

Спектр ответвлений  «педагогик» расширился только в  конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно  развиваются следующие отрасли  – педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная  и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится  к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Таким образом, какое  же значение вкладывают в термин «Педагогика»?

 Во-первых, выделяют  «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении  жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает  своих детей, членов семьи,  сотрудников по работе. 

Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей  жизненного опыта от старшего поколения  к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством  и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством. 

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы  влияния на развитие человека в нерасторжимом  слиянии природного, общественного  и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного значения о развивающемся  человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией  и другими науками о человеке.  

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический  и практический аспекты обучения и воспитания.  

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного  значения входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.

 

3. Основные  категории педагогики

 

Любое теоретическое  построение требует четкого разграничения  между обыденными представлениями  и научными знаниями. В обыденной  речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия  передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним  относятся: педагогические категории  и понятия, закономерности, методы и  принципы организации обучения и  воспитания. 

В период становления  педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание»  как всеобщая категория исторически  включала в себя «обучение» и «образование».4

В современной  науке под «воспитанием» как  общественным явлением понимают передачу исторического и культурного  опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в  мир культуры;

3) стимулирует  к самовоспитанию;

4) помогает разобраться  в трудных жизненных ситуациях  и найти выход из сложившегося  положения.

В свою очередь  воспитанник:

1) овладевает  опытом человеческих отношений  и основами культуры;

2) работает над  собой;

3) обучается способам  общения и манерам поведения.

В результате воспитанник  изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически  взаимосвязано с обучением. Оно  способствует развитию и утверждению  основных качеств личности, проявляющихся  в поступках. Эти качества характеризуют  не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и  передача опыта культуры и цивилизации  во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его  развития. В настоящее время образование  и воспитание рассматриваются как  основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность  общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют  сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой  практике известны такие системы  воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Вторая категория  — «обучение» — понимается как  процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает —  целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного  знания;

2) руководит процессом  освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия  для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь  ученик:

1) учится —  овладевает передаваемой информацией  и выполняет учебные задания  с помощью учителя, совместно  с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно  наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу  в поиске новых знаний, дополнительных  источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение - воспитание»  направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик  человека на основе его интересов, приобретенных  знаний, умений и навыков.

В зависимости  от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное  обучение.

Третья категория  педагогики — «образование» —  понимается как:

1) ценность развивающегося  человека и общества;

2) процесс обучения  и воспитания человека;

3) как результат  последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и  воспитательных) учреждений выстраивается  в систему в рамках конкретного  города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К  ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты  школьника.

Как соотносятся  три главные категории педагогики?

По данному  вопросу существуют различные точки  зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. В  истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место  попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об  образовании»5 последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное  рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило  пойти по пути вычленения общего и  особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей  позиции. Она предполагает выделение  в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что  обучение, воспитание и образование  можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя  и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При  рассмотрении воспитания, обучения или  образования в качестве системы  выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник  начинает ставить перед собой  воспитательные цели и реализовывать  их, то он одновременно является субъектом  и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование  человека. Если процесс образования  объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем  дело только с учением. То есть, когда  человек самостоятельно преобразует  себя — свои знания умения и навыки.

 

4. Система  педагогических наук

 

Развиваясь, всякая наука обогащает  свою теорию, наполняется новым содержанием  и осуществляет дифференциацию своих  исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время  понятием «педагогика» обозначается целая  система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

  1. общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.

2. возрастная педагогика, изучающая  особенности воспитания людей  на различных этапах возрастного  развития;

3. специальная педагогика –  дефектология, изучающая особенности  развития, обучения и воспитания  аномальных детей. Которая в  свою очередь распадается на  ряд отраслей: вопросами воспитания  и обучения глухонемых и глухих  детей занимается сурдопедагогика,  слепых и слабовидящих – тифлопедагогика,  умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи  при нормальном слухе – логопедия; 

4.частная методика, исследующая  специфику применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. история педагогики, изучающая  развитие педагогических идей  и практики воспитания в различные  исторические эпохи. 

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной  работы.

Педагогика —  обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настольно сложен, что  отдельная, даже очень широкая наука  не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных  знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о  воспитании.

Информация о работе Предмет, специфика и задачи педагогики