Предмет психологии развития, её становление в XIX-XX веках и актуальные проблемы современной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:52, доклад

Описание работы

Психология развития является одной из отраслей, вырастающей из лона общей психологии, обобщающей теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующей психологические знания и изучающей общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки, в том числе и психология развития.

Содержание

Предмет психологии развития.
Формирование предмета психологии развития в XIX-XX веках.
Актуальные проблемы современной психологии развития и возрастной психологии.

Работа содержит 1 файл

Тема1.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

Подходы к проблеме развития в основных психологических  направлениях.

В основных психологических направлениях было сформулировано разное понимание сути  и природы психического развития.

Глубинная психология исходила из того, что главной детерминантой  развития психики является стремление адаптироваться к среде. Хотя среда  впоследствии понималась ведущими психоаналитиками ( кроме Фрейда) как полностью враждебная, считается что она всегда противостоит конкретному индивиду. При этом психическое развитие рассматриваетсяпрежде всего как мотивационное, как становление эмоционально-потребностной сферы человека. Бессознательные стремления служат той силой, которая стимулирует и направляет процесс развития.Так как эта энергия врожденная, то развитие рассматривается , по сути, как саморазвитие, трансформация тех влечений, которые от природы зыложены в человеке( агрессия, либидо, тревоги, чувства неполноценности и т.д.0 и не осознаются им. Именно положение о том, что движущие силы психического развития являются врожденными и бессознательными, и объединяет большую группу теорий в единое направление.

Важным открытием глубинной  психологии было положение о том, что психическое развитие по сути представляет собой процесс социализации ребенка, однако выводы о тотальной насильственности  и противоестественности социализации, фрустирующей стремление человка к удовлетворениею его влечений, не могут быть признаны доказательственными.

Основные механизмы развития, которые могут относиться  к  врожденным, закладывают основы личности мотивово уже в раннем  детстве. Ведущими механизмами психического развития являются идентификация ( отождествление) и компенсация. Существенного изменения структура личности  в дальнейшем уже не претерпевает. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям в раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

 

 

3. Рыбалко Е.

Для современных исследований в области возрастной и дифференциальной психологии характерным является комплексный  подход, при котором становится возможной  экспериментальная разработка целостней концепции развития. «Подобно сравнительному и лонгитюдинальному методам, вовсе не представляющим сами по себе какой-либо теории, но являющимся способами организации исследовательского цикла, комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изучаемых феноменов, но, бесспорно, он направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение такой концепции» [4, с. 302].

 

Следующая группа методов  включает эмпирические приемы, с помощью  которых добываются факты о возрастной изменчивости психики и которые используются в соответствии с общей организацией исследования путем применения метода «поперечных» срезов, или лонгитюда. Основные эмпирические методы психологии (обсервационные, экспериментальные, праксиметрические, биографические и др.) представляют основные пути получения знаний об особенностях индивидуального развития человека. Так, сведения о процессе усложнения поведения ребенка с момента рождения и о генезе интеллектуальной деятельности были получены Ж. Пиаже [33] путем наблюдения в сочетании с естественным экспериментом в лонгитюдинальных исследованиях детей. Многочисленные данные относительно возрастных особенностей памяти, мышления, восприятия в дошкольном периоде были добыты путем организации исследований методом «поперечных» срезов, где широко использовались различные модификации лабораторного и естественного экспериментов [11; 35]. Для изучения становления личности и субъекта деятельности проводились лонгитюдинальные исследования в сочетании с праксиметрическим и обсервационным методами в их ретроспективной модификации [19]. Сравнительное изучение биографий ученых, художников позволило определить оптимальные для человека периоды творчества [2; 19; 21].

 

В группу так называемых «обрабатывающих» методов возрастной и дифференциальной психологии входят различные математико-статистические методы. В соответствии с задачами выяснения степени дифференциации данных по разным возрастным группам используются критерии различий, дискриминантный анализ. С целью получения усредненного критерия оценки возрастной группы по тем или иным психологическим параметрам и степени выраженности в ней индивидуального разнообразия данных рассчитываются средние величины, лимиты и коэффициент вариации. Для того, чтобы теоретическим путем определить форму кривой данных, полученных в том или ином возрастном диапазоне, а также иметь возможность экстраполировать дальнейший ход изменений, применяется регрессионный анализ [26]. Для выяснения роли заданных факторов среди совокупности других неорганизованных факторов в развитии психических функций и свойств используется дисперсионный анализ [6]. Одними из распространенных методов количественной и качественной обработки материала являются корреляционный и факторный анализы [15]. В результате корреляционного анализа были выявлены особенности структурирования интеллектуальных функций и их качественных преобразований в школьном и взрослом периодах жизни [4; 14]. Качественный анализ с использованием указанных эмпирических и статистических методик позволяет выделить типы, варианты и профили отдельных характеристик и подсистем индивидуального развития психики.

 

Группа интерпретационных  методов включает в себя приемы обобщающего  характера, направленные на теоретический  синтез и интерпретацию статистически  обработанных данных. Собранный материал может быть обобщен в виде психограмм, синтетического описания онтогенеза жизненного пути личности, субъекта деятельности и индивидуальности. В результате применения интерпретационных методов могут быть получены типология развития, различные онтогенетические закономерности. Интерпретация данных осуществляется в двух основных направлениях, генетическом и структурном, и имеет целью исследование генетических связей и характера взаимосвязей отдельных сторон психического развития.

 

 


Информация о работе Предмет психологии развития, её становление в XIX-XX веках и актуальные проблемы современной науки