Предмет психологии развития, её становление в XIX-XX веках и актуальные проблемы современной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:52, доклад

Описание работы

Психология развития является одной из отраслей, вырастающей из лона общей психологии, обобщающей теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующей психологические знания и изучающей общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки, в том числе и психология развития.

Содержание

Предмет психологии развития.
Формирование предмета психологии развития в XIX-XX веках.
Актуальные проблемы современной психологии развития и возрастной психологии.

Работа содержит 1 файл

Тема1.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

Тема 1: Предмет  психологии развития, её становление  в XIX-XX веках и актуальные проблемы современной науки.

  1. Предмет психологии развития.
  2. Формирование предмета психологии развития в XIX-XX веках.
  3. Актуальные проблемы современной психологии развития и возрастной психологии.

1) Психология развития является одной из отраслей, вырастающей из лона общей психологии, обобщающей теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующей психологические знания и изучающей общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки,  в том числе и психология развития.

    Психология развития  – раздел психологии, который  изучает возрастную динамику  развития человеческой психики,  онтогенез психических процессов  и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

Психология развития– это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности.

Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. В ней представлены практически все психологические проблемы, однако, специфику их рассмотрения составляет то, что эти проблемы рассматриваются в аспекте генезиса, развития и формирования, анализу подвергаются условия и механизмы становления личности и познавательных процессов.

Важнейшими теоретическими задачами психологии развития являются задачи изучения основных закономерностей и детерминант психического развития, построения

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой

полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление  психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая  диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная  организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Психология связана с  различными областями науки и  культуры, что помогает в построении методологии психологии развития, выдвижении гипотез и экспериментальном исследовании динамики становления психики. Психология развития опирается на философию и естествознание, которые являются для нее главными областями научного знания, однако в работах многих психологов просматривается связь с другими науками: языкознанием, логикой, социологией, этнографией, искусствоведением, теорией культуры, математикой.

  1. Методы психологии развития (наблюдение, тесты, эксперимент) тесно связаны с методами общей психологии, но они имеют специфику, обусловленную изучением процесса развития, изменения того или иного психического процесса  или качества. В отличие от общей психологии,  в психологии развития используются новые объективные методы изучения психики, которые могли применяться  ранее при исследовании детей, животных, примитивных народов, однако в психологии развития не используется метод самонаблюдения, который долгое время был ведущим психологическим методом.

Основными методами психологии развития, особенно на первых порах, стали  наблюдение со стороны, а также дневниковые наблюдения. Позднее появились тесты, анализ продуктов творческой деятельности, а также эксперимент.

Помимо лабораторного  и естественного экспериментов  большое распространение получили лонгитюдные и срезовые исследования.

Лонгитюдный эксперимент  применим в том случае, когда необходимо изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например исследование  развитие памяти или какого-либо другого параметра у детей пятилетнего возраста до десяти или пятнадцати лет.

Срезовый эксперимент  используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей раннего возраста. Несмотря на то, что большое число испытуемых позволяют получит объективные значения, эти данные являются менее точными, чем при лонгитюдном методе, так как все дети имеют индивидуальные особенности.

         Экспериментальное исследование  может быть констатирующим и  формирующим.

 Констатирующий  эксперимент   направлен на  выявление наличного уровня психологического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального

исследования  может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера, ШТУР и др.).

Также в психологии развития применяется формирующий эксперимент, который позволяет понять, какой параметр оказывает наибольшее воздействие на становление того или иного психического процесса или психологического качества. При формирующем  эксперименте испытуемых всегда разделяют на две группы - контрольную и экспериментальную, с которой в дальнейшем ведется работа. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала эксперимента и после него, а затем анализируется разница между ними. На основании этого анализа делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных   методик и методических приемов), как правило, используются в  комплексе

Прежде всего  это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу  вопросов людей разных возрастных категорий  с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования.

Анализ  продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей детей, и взрослых.

Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод, исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом

развитии  личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного

технологического  общества и так называемого традиционного  общества и т.д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи ( Маргарет Мид ).

Социометрические  методики дают дополнительную информа-

цию о характере  взаимоотношений, складывающихся между  члена-

ми группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллекти-

ве. Показатели наличия и количества ≪лидеров≫, ≪звезд≫ и

≪изгоев≫, взаимности выборов, сплоченности группы, используемые

при составлении  социограммы, представляют ≪картину≫ взаимоот-

ношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

3. Психологи развития как самостоятельная дисциплина возникла относительно недавно, однако особенностями психического развития детей интересовались многие ученые еще в античный период. Демокрит, Платон, Аристотель и другие философы  анализировали психику детей и использовали данные о том, как дети воспринимают новые понятия и как реагируют на различные ситуации. В XVIII веке ученые снова обратились к анализу психики детей при исследовании подходов к обучению. Также в контексте были затронуты вопросы изучения становления психики взрослого человека, его мышления и мотивов деятельности. Однако эти проблемы не были выделены в качестве отдельной темы исследования и не стали центральными для психологов того времени.

К концу XIX века картина изменилась. В это время соединились два научных направления, развивавшиеся ранее параллельно и независимо друг от друга: исследования детского развития, связанные с естествознанием и медициной, а также этнографические  исследования детства и языка. В это время психология развития стала рассматриваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки.                                     Объективными предпосылками ее формирования стали:

  • требования педагогической практики;
  • разработка идеи развития в биологии;
  • появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

Еще в начале XIX века о необходимости учета психологических данных при формировании методов обучения дошкольников писал Фребель, также обязательность учета психологических законов в педагогике подчеркивал Гербарт. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д. Ушинский. Он считал: для того, чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понять закономерности их психического развития. Для этого надо исследовать влияние на детей таких форм культуры, как язык, религия, право и искусство, которые Ушинский называл образующими психики человека.   В середине XIX века в связи с развитием всеобщего обучения эта задача стала наиболее актуальной. Пока образование было преимущественно домашним, нетрудно было сформировать индивидуальный подход к каждому ребенку, понять его особенности, интересы, сделать обучение для него легким и занимательным. Индивидуально подбирался не только круг изучаемых проблем, но и темп обучения индивидуально для каждого ребенка. С переходом от домашнего обучения  к всеобщему, такой индивидуальный подбор адекватных методик стал неосуществим. Поэтому и назрела необходимость исследовать общие для всех детей механизмы и этапы психического развития, чтобы дать объективные рекомендации, в каком возрасте и в какой последовательности можно обучать любых детей, а также какие приемы наиболее адекватны для детей определенного возраста. Проблемами  того времени явилось то, что исследования проводились в отношении движущих сил и этапов познавательного развития, а развитие общения или личностных особенностей детей почти не изучались. Тесная связь психологии развития с практикой вызывала справедливую озабоченность некоторых ученых, которые считали, что растворение в практике помешают формированию теоретических основ науки и ограничат ее интересы ближайшими задачами школы и воспитания. Об этом писали такие ученые, как У.Джемс, Г. Мюнстенберг. Они считали, что главной задачей педагога является исследование внутренней жизни учеников. Эти идеи не потеряли актуальности и в наше время.

Огромное влияние на психологию оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. Благодаря этой теории в психологии появились два новых постулата- об адаптации, как главной детерминанте, определяющей психическое развитие  и о генезисе психики, т.е. о том, что психические процессы не появляются в готовом виде, а проходят определенные этапы развития. Выделение генетических этапов  в развитии психики привело к появлению нового метода исследования- генетического, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции.

Эволюционный подход в  психологии отразился в концепциях А.Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что психика представляет собой  закономерный этап эволюции и ее функция  заключается в обеспечении адекватного  приспособления к окружающей среде.

Также огромное значение для  формирования генетического подхода  в психологии имела теория И.М. Сеченова, который считал единственным объективным  методом исследования психики - метод генетического наблюдения. Взгляды И.М. Сеченова оказали большое значение на дальнейшее становление психологии развития, в частности на концепцию Л.С. Выготского.

Одна из первых попыток  систематического наблюдения за психологическим  и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера               « Душа ребенка» (1882). Автор сделал вывод о том, что в психическом развитии проявляется биологическая наследственность, которая и служит основой индивидуальных различий. После выхода этой книги в центре исследовательских интересов психологии появился круг новых проблем: изучение корреляции между различными сторонами психического развития ( умственным, моральным, волевым развитием и т.д.), исследование волевого развития, художественного творчества детей.

На протяжении длительного  времени единственным методом исследования психического развития детей были дневниковые наблюдения (анализ отдельных случаев). Многие ученые применяли  этот метод  исследования на своих детях (И.Песталоцци,        И. Тен, Ч. Дарвин и др.). Однако первым, кто действительно планомерно вел дневниковые наблюдения за детьми, был Т. Тидеман, книга которого появилась в 1787 году. Он также стал первым  автором учебника психологии. В своих работах Тидеман увязывал воспитание детей с предшествующим анализом их физиологических и психологических особенностей.

Однако с расширением  предмета психологических исследований недостаточность только дневниковых  наблюдений становилась все более  очевидной. Кроме того, субъективность дневниковых записей ограничивала область использования полученных материалов. Поэтому такое значение имело появление новых методов, дающих возможность объективного и непосредственного исследования генезиса психики ребенка.

Информация о работе Предмет психологии развития, её становление в XIX-XX веках и актуальные проблемы современной науки