Предмет психологии развития, её становление в XIX-XX веках и актуальные проблемы современной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:52, доклад

Описание работы

Психология развития является одной из отраслей, вырастающей из лона общей психологии, обобщающей теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующей психологические знания и изучающей общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки, в том числе и психология развития.

Содержание

Предмет психологии развития.
Формирование предмета психологии развития в XIX-XX веках.
Актуальные проблемы современной психологии развития и возрастной психологии.

Работа содержит 1 файл

Тема1.docx

— 44.38 Кб (Скачать)

Кроме методов, разработанных  в экспериментальной лаборатории  В.Вундта, большое значение имели исследования памяти, проведенные Г.Эббингаузом, а также работы Ф.Гальтона, прежде всего его методы исследования индивидуальных различий. Накапливая данные о развитии детей, детская психология нуждалась и в методах математической обработки. Этой цели служили разработанные Ф.Гальтоном основы математической статистики, как и работы его ученика Пирсона, занимавшегося проблемами корреляции. Эти работы дали возможность в дальнейшем сформировать целую систему объективных методов психологического исследования детей, в том числе тесты и естественный и формирующий эксперименты.

 

5) Развитие детской психологии в конце XIX – начале XX века было тесно связано с педологией – наукой о детях, созданной американским психологом Г.С. Холлом (1844-1924). Холл организовал при Балтиморском университете первую экспериментальную лабораторию по изучению ребенка, а также начал издавать журнал, посвященный проблемам детской психологии. Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было  изучения различных сторон их  психики ребят. Позднее появились анкеты для подростков, учителей и родителей, помогающие представить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Анкеты и вопросники для подростков, учителей и родителей давали возможность составления комплексной характеристики детей, анализа их проблем с точки зрения как взрослых, так и самих подростков.

Исследуя психическое  развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина - Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

Созданная Холлом теория рекапитуляции  утверждала, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, в связи с чем ребенок не может миновать какую-либо стадию своего развития.

Ученик Холла Гетчинсон  на основании теории рекапитуляции  создал периодизацию психического развития, критерием в которой являлся способ добывания пищи. Он выделил пять основных фаз в психическом развитии детей (стадия рытья и копания, охоты, пастушества, земледелия и т.д.), подчеркивая, что только с семи-восьми лет ребенок вступает в эру цивилизованного человека и только с этого возраста его можно систематически обучать. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает для этого основу.

И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального  развития, а фиксация на какой-то из них ведет к отклонениям и  аномалиям в психике. Исходя из необходимости  для детей проживания всех стадий психического развития человечества. Холл разработал и представление о механизме, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Важно не стеснять ребенка в проявлении своих инстинктов, которые таким образом изживаются.

Основанная Холлом педология – комплексная наука о ребенке, основывается на идее педоцентризма. Ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов-психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения  педологической концепции Холла  были довольно скоро пересмотрены, но сама педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX века. Эта популярность педологии была связана главным образом с ее ориентированностью на практику, связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус и образование их родителей. Именно эти задачи и помогала решать педология, развивая комплексный подход к исследованию детей.

Таким образом, Г.С.Холл реализовал носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив воедино требования педагогической практики и достижения современной ему биологии и психологии.

Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в  то время именно они владели большим  количеством объективных методов  исследования детей, которые еще  не были наработаны в психологии. Однако со временем на первый план выходит  именно психологическая сторона исследований, и постепенно с 20-х годов Сhild study (т.е. изучение ребенка- другое название педологии) приобретает ярко выраженную психологическую направленность.

Массовое педологическое движение захватило как Америку, так и Европу, где его лидерами были Э. Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред.

Швейцарский психолог Э. Клапаред (1873-1940) сыграл большую роль в становлении  психологии развития. Им были основаны Ассоциация прикладной психологии и  Педагогический институт им. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области психологии развития.

Э.Клапаред предложил разделить  психологию развития на прикладную и  теоретическую, считая что у них  разный круг изучаемых проблем. Задачей  теоретической психологии развития он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную психологию развития он разделял на психодиагностику и психотехнику. Психодиагностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных определенному возрасту.

Э.Клапаред развивал идею саморазвития, саморазвертывания задатков, существующих у ребенка при рождении. Он считал, что механизмами саморазвития являются игра и подражание, благодаря которым оно получает определенное направление и содержание. Предпочтение Э.Клапаред отдавал игре, считая ее более универсальным механизмом, направленным на развитие разных сторон психики. Подражание же тесно связано главным образом с развитием поведения, произвольной деятельности детей.

Дальнейшее становление  психологии развития требовало не только четкого определения предмета и  задач этой науки, что было сделано  Мейманом и Э.Клапаредом, но и разработки новых объективных методов изучения психического развития, которые бы по своей достоверности и объективности не уступали бы естественно-научным (антропометрии, тестам Ф.Гальтона), но в то же время являлись бы именно психологическими методами.

Термин «тест» и сами испытания, разработанные Ф.Гальтоном, стали  широко применяться в психологии после выхода статьи американского психолога Д. Кеттела « Умственные тесты и измерения», опубликованной  в журнале “Mind” в 1890 году. Понимая недостатки современной  системы тестов, при которой любое кратковременное испытание могло претендовать на это звание, Д.Кеттел подчеркивал необходимость разработки единообразной системы , при которой можно будет сравнивать и объединять определения, полученные в различное время  и в различных местах.

Свою систему тестов Д. Кеттел использовал в организованной им в 1891 году психологической лаборатории при Колумбийском университете. Эта работа оказалась настолько успешной, что за короткий срок большинство американских  психологических лабораторий начали применять различные тесты.

Французский ученый  А. Бине (1857-1911) одним из первых начал разрабатывать  методы, позволяющие быстро и надежно  определить уровень развития интеллекта детей. Он был одним из первых, кто  начал экспериментально исследовать  этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение  понятий (что такое стул, что такое  лошадь). Эти исследования привели его к мысли о том, что можно разработать нормативы интеллектуального развития детей и методы, позволяющие провести диагностику формирования мышления.

Им была разработана серия  вопросов разной степени сложности  и на основании ответов детей,  он определял уровень их интеллекта, отсеивая детей с отставанием  или задержкой умственного развития. Эти методы так хорошо показали себя, что А. Бине  также решил создать  тесты для общей диагностики  интеллектуального развития всех детей  от 3 до 18 лет. Он был убежден, что  интеллект является врожденным качеством  и его уровень не изменяется с возрастом, меняется лишь содержание проблем. Поэтому  Бине конструировал задания так, чтобы они были ориентированы на минимальный опыт, который имеется у детей определенного  возраста. Бине считал, что только в этом случае можно отличить обученного ребенка от  ребенка способного.

Умственный возраст ребенка  рассчитывался при помощи специальной  шкалы, сконструированной  учеником Бине Т. Симоном.

Позднее для более точной диагностики немецкий психолог В.Штерн  предложил ввести коэффициент интеллекта IQ, который является постоянной величиной.

  После появления работ  Бине было разработано огромное  количество тестов, которые измеряли разные стороны психической жизни детей. Однако все они были предназначены для исследования детей от 3  лет и старше и оставляли в стороне детей раннего возраста. Американский психолог А.Л. Гезелл  восполнил этот пробел.

Особая роль в определении  задач психологии развития в этот период принадлежит американскому психологу и социологу Д.М. Болдуину (1861-1934). Он был одним из немногих, кто считал, что необходимо исследовать не только познавательное, но и нравственное и эмоциональное развитие ребенка. Он предлагал изучать личность  не изолированно от общественного процесса, а внутри него, утверждая, что социальное окружение  является не внешним условием, а внутренним фактором развития личности ребенка. Болдуин, анализируя движущие силы психического развития, считал, что на духовное становление влияют как приобретенные так и врожденные качества, отмечая, что социальная среда  и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе.

       Сходные  мысли выссказывали и такие  этнописхологи, ка М. Мид и  Р. Бенедикт, развивавшие теорию  "модельной лчности". Однако они считали, что модельная лмчность связана не с социумом, культурой, а наиболее распротраненным в данной нации типом психодинамических реакций.Исходя из приведенных ислледований, Бендикт и Мид пришли к выводу, что в основе социальных эмоций лежат врожденные, индивидуальные качества, а обряды, культура лишь закрепляют и утверждают эти эмоции К такому выводу они пришли, в частности, потому, что объектом их изучения были не современные, а традиционные общества, традиционная замкнутая культура, сохранившаяся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки.

   Болдуин пришел  к выводу, что современное общество  влияет не только на формирование эмоций, но и личностных качств детей. С позиции общественных норм Болдуин рассматривал такие понятия, как одаренность и гениальность, причем гений  и общество должны быть согласны относительно пригодности и  и актуальности новых мыслей, их соответствия  общественным ценностям. Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры рассмотрел ее не только как форму предупражнения, но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни среди сложных социальных отношений. Отметив огромное значение окружения, которое стимулирует формирование познавательных функций, болдуин выделил и специальные механизмы развития мышления- ассимиляцию ( интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию( изменение организма). Эти теории Болдуина оказали влияние на взгляды известного психолога Ж Пиаже.

Если для Болдуина наибольший интерес представляло изучение взаимодействия личности и общества, то немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) поставил в центр  своих исследовательских интересов духовное развитие ребенка.Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования стало целью разработанной им теории персонализма, основы которой были изложены в его фундаментальном труде" Личность и вещь" (1906-1924). Штерн считал, что личность- это самоопределяющая, сознательно и целенаправленная действующая целостность, обладающая определенной глубиной ( сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие- саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков- направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

Эта теория получила название теории конвергенции, так как в  ней учитывалась роль двух факторов в психическом развитии- наследственности и среды.

    Значительный  вклад в психологию развития  внес известный немецкий психолог  К. Бюллер (1879-1963). В своей теории  он пытался объединить позиции  Вюрцбурской школы и гештальтпсихологии, трансформируя понятие ассоциации  и применяя законы генетики  к психическому развитию. Он  уделял  больгшое внимание творческому  мышлениею, моменту инсайта, что привело впоследствии к мысли о том, что интеллектуальный процесс- это всегда в большей или меньшей степени процесс творчества. Развиваю идею  о роли творчества в психическом  развитии, Бюллер выдвинул эвристическую теорию речи, утверждая, что речь не дается ребенку в готовом виде, она придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми.Интеллектуальное развитие детей Бюллер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл  в работе  "Духовное развитие ребенка" (1924). Анализируя связь мышления с творчеством, Бюллер пришел к мысли о том, что рисование оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Анализ детскийх рисунков привел Бюллера к открытию понятия "схема", которая представляет собой протмежуточное понятие и облегчает усвоение детьми абстрактных знаний. Эти теории Бюллера используются  в современных развивающих программах. Значительный вклад в исследование психического развития детей внесла жена К. Бюллера- Ш. Бюллер( 1893-1974).Одним из важных ее открытий было исследование отклонений в психическом развитии, в частности проблем, которые возникают у детей в кризисные периоды жизни. Полученные при диагностике данные привели ее к мнению о том, что кроме коэффициента интеллекта необходимо учитывать профиль развития ребенка, который показывает динамику развития в соотношении различных сторон психики. Большое значение имели работы Ш. Бюллер, посвященные  изучению жизненного пути человека, где она рассматривала жизнь -как целостное становление личности, считая главной движущей силой этого развития потребность в самореализации. Экспериментальное исследование различных периодов жизненного пути привело Ш. Бюллер к мысли, что наиболее важным является пубертатный период, так как этот период созревания связан со становлением особой потребности- потребности в дополнении. Выделив негативную и позитивную фазы в этом периоде, она, как и Выготский, пришла к выводу, что критические периоды сопровождают весь жизненный путь личности, при этом отрицательные переживания, агрессивность и негативизм сменяются новыми качественными приобретениями, новыми источниками радости при перходе к следующему жизненному циклу.

Информация о работе Предмет психологии развития, её становление в XIX-XX веках и актуальные проблемы современной науки