Предмет психологии. Мышление и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 50.82 Кб (Скачать)

           Такие свойства каждого отдельного человека, как способности, темперамент, характер, воля, потребности и чувства, называют психическими свойствами. Они определяют поступки человека. Третья группа психологических явлений- Психологические состояния. Это изменчивые состояния человека, описываемые с помощью психологических терминов ( настроение, эмоция, установка, тревога).

           В предмет исследования психологов кроме самих психических явлений так же входят деятельность и общение людей.

 Методы психологических  исследований можно разделить  на  6 основных групп:

- методы наблюдения

- методы опроса

- физиологические  методы

- тесты-

- экспериментальные  методы

- математические  методы

Методы наблюдения основаны на получении знаний о психологии человека путем наблюдения непосредственно  за самими психическими явлениями в том их виде, в котором они представлены в сознании человека или за теми внешними признаками, в которых проявляется психология человека.

 Методами  опроса называют такие способы исследования, когда информация, необходимая для выводов о психологии человека получается на основе изучения их ответов на определенные вопросы.

 Физиологические  методы- это такой способ изучения психологических явления, который предполагает использование разнообразных  физических или физиологических реакций организма для получения информации об исследуемых психических явлениях.  Физические и физиологические реакции однозначно связаны с изучаемыми психическими явлениями, и их анализ позволяет делать надежные и достоверные выводы об этих явлениях.

 Тесты- стандартные методы психологического исследования, которые позволяют получать точные количественные и качественные данные об изучаемых психических явлениях.

Экспериментальные методы- такие способы исследования, которые предполагают создание или использование необычной экспериментальной ситуации для изучения того или иного психологического свойства человека.

Математическими методами называют способы, взятые из математики и и используют в психологии для того чтобы придать имеющимся в этой науке данным точное количественное выражение.

1.3 Возникновение и  развитие психики  человека.

              Развитие психики человека  основывается прежде всего на совершенствование познавательных процессов ( восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а так же превращения человека из биологического существа в личность. Становление человека, как личности, приводит к формированию  сознания, чувств, воли, характера, способностей и т.д.

Ускоренному развитию познавательных процессов людей способствует три фактора развития человеческой культуры:

- изобретение  языка и развитие речи

- изготовление  и использование орудий

- производство  предметов материальной и духовной  культуры

              Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится вся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

           Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира - качеством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

           В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются о скалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Живой материи присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения. Биологическая форма движения материи - жизнь - качественно новая ступень развития природы. 
 
 
 
 
 
 

Глава II Мышление и интеллект

2.1 Мышление. Виды мышления

          Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления - одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек это микрокосм, в сокращенном и обобщенном виде несущий в себе бесконечное многообразие материального мира. Величие и достоинство человека заключается в бесконечных возможностях его труда и интеллекта. Современная наука, включая философию, уже многое знает о сущности человеческого интеллекта. Наиболее общая природа интеллекта как способности отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и т. д. раскрыты и объяснены весьма основательно. Непосредственным предшественником человеческого интеллекта выступает так называемое конкретное мышление, или мышление конкретными, чувственными образами И. М. Сеченов, И. П. Павлов. Природа, структура и логика конкретного мышления еще весьма плохо изучены

Определение мышления, можно выявить с разных сторон:

Мышление- это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую можно достичь путем преобразования заданных условий.

Мышление- это познание окружающей действительности в тех свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не  воспринимается человеком.

Мышление- это обобщенное  познание человеком действительности, т.е  получение знаний о ней в форме понятий и идей.

Мышление- это опосредственное познание мира, то есть получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов,  приборов, машин и т.п.

Мышление в его абстрактном выражении- это движение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.

            Мышление- это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно- исследовательского и познавательного характера.

            Из вышеприведенных  определений мышления, можно сделать вывод, что у человека имеется множество разных видов мышления. Их можно делить по следующим основаниям:

- по продукту

- по характеру действий, с помощью которых мышление реализуется как познавательный процесс

- по использованию логики

- по типу решаемых задач

- по уровням развития и по ряду других признаков.

В логике мышление делится на теоритическое и практическое, творческое и нетворческое.

             Практическое мышление Предполагает реальные действия человека с материальными предметами.

            Творческое мышление привлекает больший интерес ученых- психологов и исследователей. Ученых интересует его природа и отличие от других видов мышления. Другие виды мышления тоже могут предполагаться как видом творческого мышления. Определение творческого мышления зависит от того, по отношению к чему оно оценивается- оно необязательно выступает, как что то новое для всех людей. Творческое мышление само по себе, вне творчески настроенной личности, не существует, и в его характеристику обязательно входят индивидуальные свойства творческой личности.

              Нетворческое мышление (репродуктивное)- это мышление, открывающее для человека уже известные знания.

По использованию логики мышление делится на логическое и интуитивное.

             Логическое мышление- связанное с использование определенных умозаключений, логических операций. Его можно перепроверить от начала до конца, его правильность, соотнося его с известными требованиями.

            Интуитивным называют мышление, называют мышление, когда человек в поиске какой то истины, использует не логику, как здравый смысл. Здравым смыслом называют такое чувство, которое подсказывает на правильном ли он стоит пути. Интуитивный человек не всегда может объяснить, каким способом он пришел к тому или иному выводу.

           По уровням можно выделить наглядно- действенное, наглядно- образное и словесно- логическое мышления. Эти виды мышления могут участвовать одновременно в одной и той же деятельности.

           В логике мышления можно выделить следующие операции: Сравнение, анализ синтез, абстракция, обобщение и конкретизация

           Так же имеются процессы мышления, которые в логике называют его формами. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.

          Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

          Понятие-  это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлениц, носящих одно и то же название. Единичным называют понятия, обозначающие какой- либо один предмет. Любые общие понятия возникают на основе единичных предметов и явлений. Существует несколько видов понимания:

- непосредственное понимание- достигается сразу, почти моментально, не требует значительных усилий.

- опосредованное понимание- характеризуется наличием значительных усилий, которые мы прилагаем к тому чтобы достичь понимания какого либо предмета или явления.

        Существует еще одна важная форма мышления- это умозаключение. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления. 

2.2  Развитие мышления. Интеллект.

Связывая интеллект  с мышлением можно целесообразно соотнести его с познавательной деятельностью человека, то есть с общением определенных умственных задач- областью, которая в определенной степени может быть  вычленена из всего потока психических процессов и изучена самостоятельно.

                Таким образом под интеллектом понимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии человека стоит достаточно остро как в психологической науке, так и в образовательной практике. Анализ зарубежных исследований показывает, что можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме в соответствии с различными аспектами рассмотрения интеллектуального развития человека. В рамках первого подхода различия в интеллектуальном развитии связываются с общей моделью развития интеллекта. Как правило, эти различия интерпретируются с помощью понятия общие умственные способности, Дж. Б. Кэрролл, автор книги Познавательные способности человека, подчеркивает, что при изучении способностей основная проблема заключается в определении психологических качеств, которые рассматриваются как способности в нахождении их места в познавательной деятельности и в их измерении, позволяющем выявить уровень развития способностей. под общими умственными способностями понимаются качества интеллекта, стоящие за определенными количественными показателями его развития. Данные качества и их группы определяются в основном путем использования статистических моделей анализа интеллекта, а уровень развития умственных способностей традиционно измеряется с помощью тестов интеллекта. Естественно, что и построение самих тестовых систем, и интерпретация получаемых с их помощью результатов основывались на той или иной концепции развития интеллекта. Первым шагом в данном направлении являются тесты Бине, получившие широкое распространение в модификации Л.Термена. Последний рассматривал интеллект как целостную способность к абстрактному мышлению, границы которой определяются наследственностью. серьезный шаг в анализе развития интеллекта был сделан Д. Векслером, который начал рассматривать интеллект как структурное образование. Под интеллектом Д. Векслер понимал способность целенаправленно действовать, рационально размышлять и эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью. При таком общем определении интеллекта Д. Векслер разделил умственные способности на вербальные и невербальные способности к  способностей. В 1949 г. им были опубликованы тесты для определения умственного развития людей, состоящие из вербальной и невербальной шкал.

Информация о работе Предмет психологии. Мышление и интеллект