Предмет психологии. Мышление и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 50.82 Кб (Скачать)

Введение

     Каждый  знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или  трусливо и т. психология. Такие обыденные  представления о различиях между  людьми складываются у нас с малых  лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической. 
           Уже в раннем детстве ребенок говорит "я хочу", "я думаю", "я чувствую". Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения. 
           Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия. Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии. 
 
 

Глава I Предмет психологии

1.1 История развития  психологии

     Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Предпосылки научных воззрений на психику возникли в древнем мире (Индия, Китай, Египет, Вавилон, Греция, Грузия) в противовес религиозно-мифологическому представлению о душе как особой сущности, внешним и случайным образом связанной с телом. Древнегреческими врачами Алкмеоном, Гиппократом, Эрасистратом и др. было открыто, что органом психики является мозг, и развито учение о темпераменте, согласно которому психические свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов ("соков") в организме. Это естественнонаучное направление было связано с воззрением на душу человека как на вещественную (огненную, воздушную и т. психология) частицу космоса (Анаксимен, Гераклит, Демокрит и др.). Трудности объяснения с этих позиций проблем теории познания и этики, в частности происхождения абстрактных понятий и нравственных норм, явились одной из предпосылок развития идеалистические концепций в психологии. Телу, изменчивой природе была противопоставлена бессмертная душа, способная к созерцанию идей и следованию идеалам (пифагореизм, Платон, неоплатонизм ).

     Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты "О душе", "Происхождение животных" и др.), в котором душа трактуется как форма организации способного к жизни тела. Аристотель дал первую, систему психологических понятий, выработанных на основе объективного и генетического методов. Однако при объяснении высших форм умственной. В феодальную эпоху развитие конкретно-научных знаний о психике резко замедлилось, но не прекратилось, он покидал естественнонаучную почву и склонялся к дуализму. Врачи и мыслители арабо- язычного мира (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам, Ибн Рушд и др.) подготовили своими идеями последующий расцвет естественнонаучной психологии в Западной Европе, где с развитием буржуазных отношений укрепляется тенденция к опытному исследованию человека как природного существа, поведение которого подчиняется естественным законам (Леонардо да Винчи, X. Вивсс, X. Уарте и др.). В 17-18 вв. складывается принципиально новый подход к психической деятельности с позиций строгого детерминизма. Психологическое мышление обогащается рядом фундаментальных категорий. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения (см. Рефлексы), а понятие о душе преобразует в понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. Складывается ряд важнейших психологических учений: об ассоциации как закономерной связи психических явлений, определяемой связью телесных явлений (Декарт, Т. Гоббс), об аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувственного опыта (Дж. Локк). Конкретно-научная разработка в 18 в. принципа ассоциации английским врачом Д. Гартли сделала этот принцип на полтора столетия главным понятием психологии. Несмотря на попытки Дж. Беркли и Д. Юма трактовать ассоциацию как чисто духовную связь, господствующим в ту эпоху являлось представление об её неотделимости от телесного механизма. Учению об ассоциациях противостояло учение о способностях (шотландская школа, школа нем. философа X. Вольфа) как первичных функциях души. Франц. материализм 18 в. поставил проблему различных уровней нервно-психической организации (Д. Дидро, П. Ж. Кабанис) и проблему развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (Дидро, К. Гельвеций). В 19 в. в недрах физиологии зародились экспериментальные методы исследования психических функций, а также первые попытки ввести в анализ этих функций количеств, оценки. В Германии Г. Фехнер, исходя из работ Э. Вебера, разработал методы психофизических измерений и установил закон, гласивший, что интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения (1858). Скорость реакции исследовалась Г. Гельмгольцем (Германия) и Д. Дондерсом (Дания). В психофизиологии органов чувств классические труды Гельмгольца показали недостаточность анатомо-физиологических понятий для научного объяснения формирования чувственных образов, поскольку здесь участвует психический фактор ("бессознательные умозаключения"). В учении о рефлексе также выявилась роль психических (сенсорных) моментов в адекватном реагировании организма на раздражитель (Э. Пфлюгер, Германия; И. М. Сеченов, Россия). Ч. Дарвин подчеркнул специфическую роль психических функций, что нанесло удар по концепциям, считавшим психику лишь тенью нервных процессов и потому отрицавшим её в качестве объекта особой конкретной науки - психологии.  с 1870- 1880-х гг. складывается система специфических понятий, методов, категорий психологии как самостоятельной дисциплины, отличной от философии и физиологии. Выдвигается несколько программ разработки этой дисциплины . Гл. центрами разработки психологии становятся спец. экспериментальные лаборатории, первая из которых была организована Вундтом (Лейпциг, 1879). По её образцу возникают аналогичные учреждения в России, Великобритании, США, Франции и др. странах. Благодаря классическим экспериментам немецкого психолога Г. Эббингауза (1885) были установлены общие закономерности зависимости ассоциаций от частоты повторений и их распределения во времени. Большое значение имели также работы по изучению объёма внимания (Дж. Кеттел, США), навыков (У. Брайан и Н. Хардер, США) и др. Параллельно развивались сравнительная психология (Дарвин, К. Ллойд-Морган, Великобритания; В. Вагнер, Россия), а также исследования эмоций (У. Джеме, США; Г. Ланге, Дания; Т. Рибо, Франция), восприятия и внимания (Н. Н. Ланге), двигательных ощущений (А. Бастиан, Г. Мюнстерберг, Германия, и др.). Наряду с поиском общих закономерностей протекания психологических процессов складывается дифференциальная психология, изучающая с помощью измерительных методов индивидуальные различия между людьми (Ф. Гальтон, Великобритания; А. Бине, Франция; А. ф. Лазурский, Россия; В. Штерн, Германия, и др.). Запросы практики - педагогической, медицинской, криминалистической, а затем во всё возрастающих масштабах практики капиталистического производства - придали этому направлению большую актуальность и популярность. С целью измерения умственных способностей и свойств личности широко применяются тесты.

     На  рубеже 19-20 вв. в психологии назревает  кризис, который означал ломку  старых понятий. Терпит крах представление  о сознании как совокупности непосредственно  переживаемых субъектом явлений. Акцент переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы его поведения. Хотя ещё пользовался влиянием взгляд, согласно которому область психологии ограничена "внутренним зрением" индивида (Э. Титченер, США; Т. Липпс, Германия; Дж. Стоут, Великобритания; Г. И. Челпанов, Россия, и др.), складывались новые концепции и подходы. Учение Павлова о высшей нервной деятельности способствовало разработке кардинальных проблем психологии поведения. Главным течением американской психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать только внешние, телесные реакции на стимулы. Динамика этих реакций живого организма мыслилась как слепой поиск, случайно ведущий к успешному действию, закрепляемому повторением (метод "проб и ошибок"). Этой схемой руководствовался уже один из пионеров экспериментального психологического изучения поведения животных - Э. Торндайк (1898). В дальнейшем она легла в основу бихевиоризма, программные установки которого выразил Дж. Уотсон (1913). Дав мощный импульс экспериментальным исследованиям по проблеме научения и укрепив объективный подход к поведению, бихевиоризм стал одним из факторов прогресса психологии. В борьбе с субъективной психологией он сам находился под влиянием выдвинутых ею воззрений на сознание и поэтому потребовал исключить из научной психологии все понятия о психических явлениях, с тем чтобы найти для них поведенческие эквиваленты (логическое. мышление - реакции речевого аппарата, чувство - реакции внутренних органов и т. д.). Отрицая отражательную природу психики и игнорируя её нейрофизиологические механизмы, бихевиоризм оказался в методологическом тупике, что в дальнейшем привело к его распаду.

     Психология  как наука о душе - самый долгий период развития психологии (от античности до нового времени) уже содержал предпосылки перехода к сознанию как к предмету психологического исследования. Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. 
 
         Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие , чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.

     Рациональный  подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций.  Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое преставление существует и в психологии.

     Один  из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по новому взглянуть на самого человека. Говоря  об основанных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук  и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением,  его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

 Ананьев Б.Г.  выделял четыре  основных понятия:  Индивид, субъект деятельности, личность  и индивидуальность.

     Ученые, недовольные старой, интроспективной  психологией, основанной на ассоцианизме, связывали надежду выхода из кризиса  с переходом на новую методологию  научных исследований, основанную на физике А. Энштейна, а не  И. Ньютона. Это была физика, придерживающаяся принципа, относительности и проповедовавшая целостный, системно- структурный подход к изучению физических явлений. В область психологии его попытались перенести молодые немецкие ученые, причем некоторые из них, прежде чем стать психологами получили базовое физическое образование и слушали в университете  лекции АЮ Эйнштейна. Среди них в частности оказались М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Дункер и К. Левин. Они выступали с идеей создания нового направления в психологии, получившего название гештальтпсихология. Ее экспериментальным объектом явился целостный и структурный характер психической деятельности, несовместимый с "атомистическим" взглядом па сознание и поведение. Открыв важные психологические феномены и зависимости, эта школа не смогла, однако, дать им адекватную теоретическую интерпретацию.

На рубеже 19-20 вв. сложился основанный австрийским врачом 3. Фрейдом психоанализ. 

     Методологический.  Основой конкретно-психологических исследований в СССР после революции 1917 стал марксизм. Перестройка психологии на базе марксизма происходила в острых дискуссиях со стоВ зарубежных странах логика развития науки и требования практики направили психологию на изучение "центральных процессов",ронниками различных, несовместимых с ним концепций. Важную роль сыграли также работы швейцарского психолога Ж. Пиаже, изучившего преобразование внутренних структуры умственной деятельности в ходе онтогенеза. Изменяется и взгляд на роль нейрофизиологических механизмов, которые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения .

       В недрах психоанализа возникает неофрейдизм - течение, связавшее бессознательную  психическую механику с действием  социально-культурных факторов (К. Хорни, X. Салливан, Э. Фромм, США) и использовавшее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью помочь нормальным людям избавиться от чувства беспомощности, страха, неудовлетворённости. Резко возрастает число профессиональных психологов-консультантов, в функции которых входит содействие индивиду в "оптимальной адаптации" к неблагоприятным социальным условиям.

     Наряду  с новыми вариантами бихевиоризма и  фрейдизма на роль третьей силы в  психологии в зарубежных странах  начинает претендовать так называемая "экзистенциальная" ("гуманистическая") психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, США, и др.), утверждающая, что использование научных понятий и объективных методов исследования личности ведёт к её "дегуманизации" и дезинтеграции, препятствует её стремлению к саморазвитию. Неудовлетворённость биологизаторскими и идеалистическими концепциями способствовала пробуждению у некоторых психологов интереса к диалектико-материалистическому пониманию психической деятельности.

     Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала  лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются.  

1.2 Предмет и методы  психологии

          Психология субъективно представлена каждому человеку в виде образов, внимания, памяти, воображения мышления и др. Все психические явления обобщенно называют « психика».  Кроме психических явления, встречающихся у отдельных людей, так же выделяют  феномены возникающие в процессе взаимодействия человека, с группами других людей.  Это социальные установки, лидерство, взаимоотношения, общественное мнение, мода, слухи, паника и т.д.)  Человек познает себя и окружающий мир с помощью восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, ощущения и речи.  Эти процессы часто называют Психическими или когнитивными процессами . Когнитивные процессы это познавательные процессы.

Информация о работе Предмет психологии. Мышление и интеллект