Познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

Содержание

Введение.......................................................................................... 3
1. Теоретические подходы к проблеме развития
познавательных процессов младших школьников
в ходе учебной деятельности..................................................... 5
2. Понятие и основные характеристики развития
познавательных процессов в младшем
школьном возрасте...................................................................... 10
3. Психолого-педагогические условия, влияющие
на развитие психических познавательных процессов
младших школьников........................................................................ 24
Заключение..................................................................................... 34
Список использованной литературы........................................ 37

Работа содержит 1 файл

возрастная психология.docx

— 76.68 Кб (Скачать)
"text-align:justify"> воздействием среды.

     Процесс познания начинается с внимания. Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников.     Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» первоклассников. Их вниманиенеустойчиво, слабо организовано, имеет небольшой объем, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

     Память характеризуется непроизвольностью.   Ребенку легче запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Но, как и другие познавательные процессы, память начинает изменяться. Сущность этих изменений состоит в том, что появляются черты произвольности и постепенно память становится сознательно регулируемой и опосредованной.

     В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

     Мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны.

     Учитывая это, целенаправленное развитие теоретического мышления детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного. В этой связи особое внимание должно быть направлено на развитие воображения младших школьников.

     Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. В младшем школьном возрасте существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, – строить и свою устную речь.

     Для развития всех познавательных процессов младшего школьника необходимо соблюдать следующие условия:

1.     Учебная деятельность должна быть целенаправленной, вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся;

2.           Расширять и развивать познавательные  интересы у детей;

3.      Формировать учебную направленность, ответственное отношение к учебе, высокие мотивы учения.

     Развитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности определяют и новообразования его личности: произвольность действий и поступков, самоконтроль, рефлексию (самооценку своих действий на основе соотнесения с замыслом).

      Рассмотрев  наиболее эффективные условия развития психических познавательных процессов младших школьников в процессе обучения, можно сделать вывод, что если вовремя, с помощью внеклассных психологических занятий и упражнений в игровой форме развивать познавательные процессы младших школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Акимова, М.К., Упражнения по развитию мыслительных навыков

    младших школьников [Текст]: учеб. пособие/М.К.Акимова, В.Т. Козлова.

      - Обнинск: 2006. - 208с.

  2. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учеб. пособие/Л.А.Венгер, В.С.

      Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 326с.

  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст]: в 6 т.  Т.2./Л.С.Выготский. –

     М.: Просвещение, 2006. - 421с.

  4. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. пособие/

      Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2005. - 317с.

  5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие ; под

     ред. В.В. Давыдова. - Ростов н. /Д.: Феникс, 2005. - 420с.

  6. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: учеб. пособие./ М.В.Гамезо,

     И.А. Домашенко. - М.: Просвещение, 2008. - 340с.

  7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб.

      пособие./ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. -  М.: МГОПУ АНОО НОУ, 2008. –

     234с.

  8. Готовность детей к школе [Текст]: учеб. пособие ; под ред. В.В.

      Слободчикова . - СПб.: Питер, 2007. - 216с.

  9. Ежова, Н.Н.Рабочая книга практического психолога [Текст]: учеб.

     пособие/Н.Н.Ежова. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314с.

10. Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника [Текст]: учеб. пособие/О.Ю.

     Ермолаев, Т.М.Марютина, Т.А.Мешкова. - М.: Просвещение, 2007. –

     149с.

11. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст]: учеб. пособие/

      В.В.Зеньковский. - Екатеринбург, 2005. - 315с

12. Игры, обучение, тренинг, досуг [Текст]: учеб. пособие ; под ред. В.В.

      Петрусинского.. М.: Академия, 2007. - 153с.

13. Интеллектуальное развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие ; под

      ред. Н.И Филимоновой. - СПб: КАРО, 2005. - 103с.

14. Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учеб. пособие/ Г.Крайг. - М.:

      Наука, 2006. - 327с.

15. Крутецкий, В.А. Психология. [Текст]: учеб. пособие/В.А.Крутецкий. - М.:

     ЭКСМО - Пресс, 2007. - 348с.

16. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие/

      И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. - М.: Сфера, 2007. - 464с.

17. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учеб.

      пособие ; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2007. - 320с.

18. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших

      школьников [Текст]: учеб. пособие/Н.П.Локалова. - М.: Академия,

      2005. - 219с.

19. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие/А.Г.Маклаков.

    - СПб.: Питер, 2006. - 322с.

20. Маклаков, А.Г. Психические познавательные процессы [Текст]: учеб.

      пособие/А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. – 381с.

21. Немов, Р.С. Психология [Текст]: в 3 т. Т.3./Р.С.Немов. - М.: ВЛАДОС,

      2008. - 387с.

22. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика» [Текст]:

     учеб. пособие / О.Н. Гнездилова [и др.]. - М.: Интеллект-Центр, 2006. –

      104с.

23. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учеб.

      пособие ; под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 2005. - 142с.

24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии

      [Текст]: учеб. пособие ; под ред. А.А. Крылова. - СПб, 2006. - 286с.

25. Ребер, Артур. Психологический словарь [Текст]: в 2 т. Т.1./ Артур

      Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2006. - 598с.

26. Роберт, Артур. Психологический словарь [Текст]: в 2 т. Т.2./ Артур

     Ребер. - М.: Вече, АСТ, 2006. - 553с.

27. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании

      [Текст]: учеб. пособие /Е.И.Рогов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:

      ВЛАДОС, 2005. - 332с.

28. Степанов, С.С. Азбука детской психологии [Текст]: учеб. пособие /С.С.

      Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

29. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения [Текст]: учеб. пособие /Н.В.

      Цзен. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 84с.

30. Шелопухо, О.А. Популярная психология для родителей [Текст]: учеб.

      пособие /О.А.Шелопухо. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2007. - 320с.

31. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст]:

      учеб. пособие /Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 2005. - 187с.

 

1Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2006.  С.24.

2Маклаков А.Г. Психические познавательные процессы. СПб., 2005.  С.145.

3Маклаков А.Г. Психические познавательные процессы. СПб., 2005. С.56.

4Выготский Л.С. Педагогическая психология Ростов н. /Д., 2005. С.42.

5Крайг Г. Психология развития. М., 2006.  С.118.

6 Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М., 2007.  С.98.

7Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. М., 2007. С.68.

8Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. М., 2005. С.67.

9Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 2005. С.128.

10Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология.  М., 2008. С.29.

11Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., 2008. С.89.

12 Слободчиков В.В. Готовность детей к школе.  СПб., 2007. С.65.

13 Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. М., 2007. С.42.

14 Каргина А.Т. Эффективные способы запоминания учебного материала. 2005.-№11. С.48-52.

15 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 2007. С.86.

16 Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения. 2006.  №2, С.80-84.

17 Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2006. С.127.

18 Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников. СПб., 2005. С.64.

19 Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг. М., 2007. С.67.

20 Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург,  2005. С.227.

21 Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников.  М., 2005. С.48.

22Маклаков, А.Г. Психические познавательные процессы. СПб., 2005. С.215.

23 Гнездилова О.Н.Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика». М., 2006. С.34.

24 Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.  М., 2005. С.59.

25 Крылова А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб., 2006.  C.43.

26 Шелопухо О.А. Популярная психология для родителей. М., 2007. С.97.

27 Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 2005. С.29.

28 Степанов С.С. Азбука детской психологии. М., 2005. С.27.

29 Цзен Н.В. Психотренинг: игры и упражнения. Ростов н/Д., 2008. С.44.

30 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2005. С.58.

31 Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/Д., 2008. С.201.


Информация о работе Познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности